Смекни!
smekni.com

Территория и границы как фактор развития российского государства (стр. 1 из 7)

Территориальная организация населения - пространственная организация жизни людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития. Она включает в себя:
1) размещение населения
2) отрасли производственной и непроизводственной сферы
3) природопользование
4) территориальное разделение труда
5) экономическое или национально-этническое районирование
6) территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Размещение населения - распределение и перераспределение населения по поверхности территории земли, результатом чего является сеть поселений или населенных пунктов.

Размещение производства - географическое распространение процесса создания материальных благ, промышленности, строительства, с/х и на транспорте. Размещение производства определяется господствующим способом производства (ручной и автоматический), формой собственности на средства производства (государственной, муниципальной и т.д.), особенностями территориального разделения труда природными, экономическими и социальными условиями отдельных регионов, а также факторами размещения конкретных производств и отраслей.

Географическое разделение труда - производственная специализация отдельных экономически-связанных территорий любого ранга (экономических областей, районов, стран), обмен между ними продукцией и услугами. Этот процесс обусловливается природными, экономическими, социальными, национально-историческими и другими особенностями различных территорий. Международное разделение труда - специализация стран на производстве определенных видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешевые рабочие ресурсы и предпочтительные условия в сравнении с другими странами, при такой специализации потребности данных стран удовлетворяются как собственным производством, так и посредством международной торговли.

Тема 1. Территория и границы как фактор развития российского государства

1.1. Особенности формирования государственной территории Российской империи

Росси́йская импе́рия (русск. дореф. Россійская Имперія; также Всеросси́йская импе́рия, Росси́йское государство или Росси́я) — государство, существовавшее в период с 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году.

Империя была провозглашена по итогам Великой Северной войны русским царём Петром I Великим[1].

Столицей Российской империи был сначала Санкт-Петербург в 1721—1728 годах, потом Москва в 1728—1730 годах, затем снова Санкт-Петербург в 1730—1917 годах (в 1914 город был переименован в Петроград).

Российская империя была третьим по площади из когда-либо образованных государств (после Монгольской и Британской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года.

На протяжении всего существования Российской империи её территория неуклонно увеличивалась. Пётр I основал империю по итогам такого важного её расширения, как завоевание выхода к Балтийскому морю. Однако экспансия не была для России чем-то новым. Фактически она началась во время «собирания земель русских» вокруг Великого княжества Московского под лозунгом национального и религиозного освобождения русского народа, но уже Иван IV Грозный присоединяет иноплеменные и иноверные Казанское и Астраханское ханства.

В XVIII—XIX веках территория Российской империи существенно расширяется, что происходит в ожесточённой борьбе с рядом конкурирующих империй: Швеция претендует на доминирование в Финляндии и вообще в Балтийском море, Речь Посполитая — на Украине, Османская империя претендует на Крым, а за влияние в Закавказье боролись Турция и Персия (Иран). Расширение российских владений в Средней Азии подводит империю к борьбе с Британией, опасавшейся за свои владения в Индии, а присоединение Казахстана проходит в борьбе с Китаем.

По крайней мере два этих геополитических конкурента были целиком разгромлены при решающем участии России — в Швеции после потери Финляндии в 1806 году произошёл окончательный крах политики великодержавия, а Польша прекратила своё государственное существование после трёх разделов.

Некоторые геополитические проекты имперской экспансии оказываются неудачными. Попытки добиться доминирования над христианскими славянскими народами медленно агонизирующей Османской империи приводят к проигранной Крымской войне, а в 1867 году империя продаёт Аляску.

К числу других неудачных проектов относится стремление захватить Константинополь и черноморские проливы. Кроме того, перед русско-японской войной 1905 года в империи имелся проект создания на завоеванных у Китая землях Внешней, и, возможно, Внутренней Маньчжурии так называемой «Желтороссии», большинством населения в которой должны были стать славяне за счёт притока казаков и крестьян-колонистов. Поражение в войне поставило крест на этих планах, явно противоречивших планам Японии по созданию марионеточного прояпонского государства в Маньчжурии.

Многовековая экспансия превращает Россию в многонациональную империю со сложным устройством; русские составляют в ней лишь 44 % населения (в сумме с украинцами и белорусами — 65 %). Её ядро составляют 29 губерний Европейской части России с русским («великороссы») большинством, к которым примыкают 15 губерний с большинством белорусским и украинским («малороссы»). С востока к «метрополии» примыкали 10 губерний (также с русским большинством) в Сибири и на Дальнем Востоке, и 3 на Северном Кавказе, освоенных в ходе хозяйственной колонизации.

Ряд территорий пользовался значительной автономией, и были связаны с метрополиями отношениями личной унии, вассалитета или протектората: Великое княжество Финляндское (уния вплоть до отречения Николая II), Царство Польское (уния до 1860-х годов), Бухарский эмират (вассалитет с 1868), Хивинское ханство (протекторат с 1873), Урянхайский край (Тува, протекторат с 1914). Широкое самоуправление имели 11 территорий казачьих войск.

В ходе экспансии местная аристократия ряда регионов приравнена к российскому дворянству. Самыми многочисленными оказались аристократы Грузии и также прибалтийские («остзейские») немцы.

Различные территории находились на совершенно разном уровне развития. Процент неграмотных по переписи 1897 года составлял в Эстляндской губернии составляет 4,85 %, в то же время в Уфимской губернии (Башкирия) — 93,59 %. Ряд народов Средней Азии, Сибири, Поволжья продолжал придерживаться кочевого образа жизни (киргизы, калмыки и др.), причём некоторые могли перекочёвывать из Российской империи в Китай, и обратно. Вплоть до Февральской революции 1917 года среди коренных нерусских народностей Сибири сохраняется архаичный налог — ясак, взимавшийся пушниной. В то же время в Прибалтике, Финляндии и Польше распространяются передовые формы хозяйства по европейскому образцу.

Экспансия продолжается даже в буквально последние годы существования империи: после победы в Китае в 1912Синьхайской революции Монголия провозглашает независимость от Китая, и в поисках противовеса китайскому влиянию стремится опереться на Россию. С 1912 Монголия фактически оказывается под русским протекторатом.[68] С 1914 установлен протекторат над Тувой (Урянхайский край).

Территориальный рост России настороженно воспринимался многими европейскими державами. Эти страхи находят своё воплощение в подложном документе «Завещание Петра Великого», в котором Пётр I якобы излагает своим преёмникам программу захвата мирового господства. Премьер-министр Великобритании Дизраэли предостерегал о «огромной, гигантской, колоссальной, растущей России, сползающей, подобно леднику, в сторону Персии, границ Афганистана и Индии, как против самой большой опасности, с которой может когда-либо столкнуться Британская империя».

Карл Маркс в четвёртой главе своей работы «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» весьма негативно отзывается о России («Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства»), её дипломатии и политике экспансии.

Фридрих Энгельс в работе «Внешняя политика русского царизма» называет имперский дипломатический корпус «шайкой авантюристов» и «иезуитским орденом», комментируя имперскую экспансию в выражениях вроде: «Никогда еще Россия не достигала такого могущественного положения. Но она сделала также еще один шаг за пределы своих естественных границ. Если в отношении завоеваний Екатерины у русского шовинизма были еще некоторые извиняющие — я не хочу сказать оправдывающие — предлоги, то относительно завоеваний Александра об этом не может быть и речи. Финляндия населена финнами и шведами, Бессарабия — румынами, Конгрессовая Польша — поляками. Здесь уж и говорить не приходится о воссоединении рассеянных родственных племен, носящих русское имя, тут мы имеем дело с неприкрытым насильственным завоеванием чужой территории, с простым грабежом.» и «когда читаешь русские газеты, можно подумать, что вся Россия увлечена царской завоевательной политикой; повсюду — сплошной шовинизм и панславизм, призывы к освобождению христиан от турецкого ига, а славян — от немецко-мадьярского».

Геополитическая конкуренция со Швецией. Присоединение Финляндии

В ходе Северной войны Пётр I в 1702 году присоединяет к России Ингерманландию (Ингрию, Ижорскую землю), ранее отторгнутую Швецией от Московской Руси в 1583 году. В 1703 году основан Санкт-Петербург. Основано так называемое «герцогство Ингерманландское» («герцогство Ижорское») во главе с Меньшиковым; уже в 1708 году оно преобразовано в Ингерманландскую губернию (с 1710 — Санкт-Петербургская губерния).

К концу войны (1721) Россия также возвращает Карелию, с 1617 года отторгнутую Швецией от Новгородской Руси, а также присоединяет ряд территорий, России ранее не принадлежавших: Эстляндия, Лифляндия (Ливония), юг Финляндии. Фактически под контролем России оказывается Курляндия, формально находившаяся в вассальной зависимости от Речи Посполитой.