Смекни!
smekni.com

Програмирование на языке Паскаль (стр. 1 из 3)

Программирование на языке ПАСКАЛЬ

Содержание

Введение______________________________________________________________3

1 Задание на курсовую работу ________________________________________3

2 Анализ задания ___________________________________________________3

3 Разработка структур данных ________________________________________4

4 Разработка алгоритмов_____________________________________________5

5 Текст программы__________________________________________________9

6 Тестирование программы___________________________________________20

7 Руководство пользователя __________________________________________22

Заключение____________________________________________________________26

Список использованных источников_______________________________________26


Введение

Система программирования Турбо Паскаль представляет собой единство двух в известной степени самостоятельных начал: компилятора с языка программирования Паскаль и некоторой инструментальной программной оболочки, способствующей повышению эффективности создания программ.

Процедуры и функции представляют собой важный инструмент Турбо Паскаля, позволяющий писать хорошо структурированные программы. В структурированных программах обычно легко прослеживается основной алгоритм, их нетрудно понять любому читателю, они проще в отладке и менее чувствительны к ошибкам программирования. Все эти свойства являются следствием важной особенности процедур (функций), каждая из которых представляет собой во многом самостоятельный фрагмент программы, связанный с основной программой лишь с помощью нескольких параметров.

Модули представляют собой прекрасный инструмент для разработки библиотек прикладных программ и мощное средство модульного программирования. В Турбо Паскале имеется 8 стандартных модулей, в которых содержится большое число разнообразных типов, констант, процедур и функций.

1 Задание на курсовую работу

В прямоугольной матрице выявить все подматрицы, по периметру которых расположены элементы, из которых можно образовать геометрическую прогрессию.

2 Анализ задания

Задачей курсового проектирования является разработка программного продукта, который позволил бы выявить в прямоугольной матрице все подматрицы, по периметру которых расположены элементы, из которых можно образовать геометрическую прогрессию.

Должен быть разработан пользовательский интерфейс, который бы обеспечил более удобную и наглядную работу с программой. Данная программа должна выполнять следующие действия:

- ввод данных с клавиатуры и из файла;

- обработку данных в соответствии с заданием;

- вывод результата на экран и в файл;

- интерфейс пользователя в текстовом режиме, содержащий меню (с подменю) и окна;

- обеспечивать различные способы ввода и вывода данных;

- использовать возможности модуля CRT;

- использовать структуры данных;

- программный код в виде процедур и функций;

- использовать программирование клавиатуры;

- использовать манипулятор «мышь»;

- использовать динамические структуры данных;

- собственный модуль.

3 Разработка структур данных

Основные переменные:

Mxx – исходная целочисленная матрица (максимум 10х10);

Per – целочисленные элементы периметра;

N, M – количество строк и столбцов матрицы;

L – количество элементов по периметру подматрицы;

mf – флаг ввода исходной матрицы – true, false– матрица не введена;

fileresu, filework – текстовые файлы с исходной матрицей и с результатом соответственно;

fil – способ вывода результата true – в файл, false – на экране в окне;

f – способ получения результата false– все подматрицы или true– по условию.

Стандартные модули: crt, app, objects, menus, drivers, views, dialogs, msgbox, memory, dos, stddlg, editors и собственный модуль: mod_matr.

4Разработка алгоритмов

Опишем основные процедуры и функции программы.

Процедура GetRandomMatrix.

Процедура автоматического ввода матрицы со значениями.

Схема алгоритма данной процедуры представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Схема алгоритма процедуры GetRandomMatrix.

3 блок – вводим количество строк n, количество столбцов m и максимальное predзначение элемента матрицы, 4-6 блоки – вводим случайные элемента матрица, не превышая pred, 7 блок – устанавливаем флаг в true, т. е. матрица введена, 8 блок – выводим матрицу в окне программы.

Процедура InputMatrix.

Процедура ввода матрицы со значениями вручную.

Схема алгоритма данной процедуры представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схема алгоритма процедуры InputMatrix.

3 блок – вводим количество строк n, количество столбцов m, 4-6 блоки – вводим элементы матрицы, 7 блок – устанавливаем флаг в true, т. е. матрица введена, 8 блок – выводим матрицу в окне программы.

Процедура Sort.

Процедура сортировки значений периметра подматрицы по возрастанию.

Схема алгоритма данной процедуры представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Схема алгоритма процедуры Sort.

2, 3 блок – перебираем элементы периметра подматрицы, 4 блок – сравниваем текущее значение элемента матрицы меньше следующего, если да то переходим к 5 блоку, иначе к 3, 5 блок – меняем значения местами.

Процедура GetPerimetr.

Процедура определения элементов подматрицы по периметру.

Схема алгоритма данной процедуры представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Схема алгоритма процедуры GetPerimetr.

2, 3 блок – обнуляем значения элементов периметра, 4 блок – количество элементов в перимерте = 1, 5, 6 блоки – перебираем элементы столбца периметра и заносим в массив per, 7, 8 блоки – перебираем элементы строки периметра и заносим в массив per, 9 блок – заносим в переменную l количество элементов в периметре подматрицы.

Функция GeomProg.

Функция определения геометрической прогрессии из элементов периметра подматрицы.

Схема алгоритма данной функции представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Схема алгоритма процедуры GeomProg.

2 блок – вызов процедуры сортировки, 3 блок – флаг образования геометрической прогрессии, 4 блок – второе значение элемента массива периметра делим на первое, 5 блок – перебираем элементы массива периметра, 6 блок – следующее значение элемента массива делим на текущее и сравниваем с dv, 7 блок – не геометрическая прогрессия.

5Текст программы

programMTRKW; {программа}

uses

mod_matr;

begin

Randomize;

matrix_perim.init;

matrix_perim.run;

matrix_perim.done;

end.

Unit mod_matr; {модуль программы}

interface

uses

crt,app,objects,menus,drivers,views,dialogs,msgbox,memory,dos,stddlg,editors;

const

cmwork=203; cmvvod=206; cmvval=207; cmvvse=204; cmvusl=205; cmvhel=257; cmisfl=208;

cmfilv=209; cmfilu=210;

wincoml:Tcommandset=[cmvvse,cmvusl,cmwork,cmfilv,cmfilu]; {меню результат}

wincom2:tcommandset=[cmvvod,cmvval,cmisfl]; {меню ввод}

type

pinputwindow=^tinputwindow;

tinputwindow=object(tdialog)

procedure handleevent(var event:tevent);virtual;

end;

pwind=^twin;

twin=object(twindow)

constructor init(bounds:trect);

end;

pinterior=^tinterior;

tinterior=object(tscroller)

constructor init(var bounds:trect; hs,vs:pscrollbar);

procedure handleevent(var event:tevent);virtual;

end;

tmatrix=object(tapplication)

procedure initstatusline; virtual;

procedure initmenubar; virtual;

procedure handleevent(var event:tevent); virtual;

procedure inputmatrix;

procedure getrandommatrix;

procedure main(f:boolean);

procedure PrintMatrix ;

procedure fileinput;

procedure fileoutputv(f:boolean);

end;

tdata=record

col:string[4];

row:string[4];

max:string[4];

end;

var

matrix_perim:Tmatrix;

x,y:integer;

const

MAX = 10; {максимально матрица 10 на 10}

type

Matrix = array [1..MAX,1..MAX] of integer;

Perim = array [1..MAX*4] of integer;

var

wind:pwind;

Mxx:Matrix; {исходная матрица}

N,M:integer; {количество строк и столбцов}

l:integer; {количество элементов по периметру подматрицы}

per:Perim; {элементы периметра}

mf:boolean; {флаг ввода исходной матрицы - true}

data:tdata;

matr_v:array[1..10] of string;

fileresu,filework:text; {текстовые файлы с исходной матрицей и с результатом}

fil:boolean; {способ вывода результата true – в файл, false– на экране в окне}

implementation

procedure readmas; {очистка матрицы}

var

i,j:integer;

s:string;

sr:string[3];

begin

s:='';

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to m do

begin

str(mxx[i,j],sr);

s:=s+sr+' ';

end;

matr_v[i]:=s;

s:='';

end;

end;

{_______________________________________________}

constructor tinterior.init;{инициализация}

begin

tscroller.init(bounds,hs,vs);

growmode:=gfgrowhix+gfgrowhiy;

setlimit(8000,7000);

end;

{_______________________________________________}

procedure tinterior.handleevent(var event:tevent); {движение мыши}

var

r:tpoint;

location:word;

begin

location:=0;

tscroller.handleevent(event);

case event.what of

evmousedown:

begin

makelocal(mousewhere,r);

location:=delta.y+r.y;

scrolldraw

end;

evkeydown:

case event.keycode of

kbgrayminus:if location>delta.y then

begin

dec(location); scrolldraw

end;

kbgrayplus:if location<delta.y+pred(size.y) then

begin

inc(location);

scrolldraw

end;

end;

end;

end;

{_______________________________________________}

constructor twin.init(bounds:trect); {инициализация прокрутки}

var

hs,vs:pscrollbar;

interior:pinterior;

begin

twindow.init(bounds,'',0);

getcliprect(bounds);

bounds.grow(-1,-1);

vs:=standardscrollbar(sbvertical+sbhandlekeyboard); hs:=standardscrollbar(sbhorizontal+sbhandlekeyboard);

interior:=new(pinterior,init(bounds,hs,vs));

insert(interior);

readmas;

end;

{_______________________________________________}

procedure tinputwindow.handleevent;

begin

inherited handleevent(event);

if event.what=evcommand then

endmodal(event.command);

end;

{_______________________________________________}

procedure tmatrix.PrintMatrix; {Вывод рабочей матрицы в окне}

var

i,j:integer; {счётчики}

sr:string;

r:trect;

begin

r.assign(0,0,80,23);

wind:=new(pwind,init(r));

desktop^.insert(wind);

with wind^ do

begin

r.assign(2,1,70,3);

insert(new(pstatictext,init(r,'Рабочая матрица:')));

for i:=1 to n do

begin

for j:=1 to m do

begin

str(mxx[i,j],sr);

r.assign(1+j*4,1+i,4+j*4,3+i);