Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом (стр. 8 из 19)

Существенным условием договора перевозки груза является так же его срок.

В соответствии со ст. 746 ГК Республики Беларусь перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в срок, определенный в порядке, предусмотренном законодательством, а при отсутствии таких сроков - разумный срок.

Цена договора так же будет являться существенным условием, поскольку без уплаты проездной цены договор не будет считаться заключенным.

На основании ст.39 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» наряду с условиями, предусмотренными в соответствии с п.1 ст.752 ГК, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются маршрут, сроки и графики выполнения автомобильных перевозок грузов, устанавливаются тип и количество используемых транспортных средств, требования к ним и ответственность сторон, порядок расчетов за автомобильные перевозки грузов. Кроме того, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов могут быть указаны конкретный перечень услуг, сопутствующих автомобильной перевозке грузов, условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к автомобильной перевозке, объемы автомобильных перевозок грузов и иные условия организации и выполнения автомобильных перевозок грузов.

В точном соответствии с требованиями законодательства складывается и судебная практика хозяйственных судов Беларуси.

Например, хозяйственный суд Гродненской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску СП ООО «А» к ТЭООО «Б» о взыскании долга, установил следующее.

Между сторонами был заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание, согласно которому перевозчик - СП ООО «А» обязался выполнить перевозку груза на условиях и в сроки, согласованные с экспедитором - ТЭООО «Б» и указанные в поручении экспедитора на перевозку груза, а экспедитор обязался своевременно производить расчеты с перевозчиком за оказанные транспортные услуги.

В соответствии с п.4.4 договора, все особые условия касательно конкретной перевозки должны указываться в поручении на перевозку.

ТЭООО «Б» направило СП ООО «А» поручение на перевозку груза № 1092, в котором указаны: марка и номер автомобиля, его объем; дата и время подачи автомобиля под загрузку; вид и вес груза; адрес места загрузки; место затамаживания и место растамаживания; место разгрузки и условия оплаты.

Поручение на перевозку груза № 1092 принято СП ООО «А» на указанных в нем условиях.

В подтверждение осуществления перевозки на указанных в поручении условиях истец представил CMR-накладную № 6049574.

Согласно CMR-накладной № 6049574 груз из Германии в автомобиле, инвойс № 46081596, прибыл в г.Москву в адрес ООО «Ж», переадресован указанной фирмой и выдан ООО «Г».

Суд указал, что в соответствии со ст.739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Статьей 9 Конвенции ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) предусмотрено, что накладная является доказательством договора перевозки.

Одновременно хозяйственный суд констатировал, что условия перевозки, указанные в поручении на перевозку, и данные, значащиеся в накладной № 6049574, имеют расхождения: отправителем груза показана другая фирма, состав и вес груза отличаются от указанных в поручении на перевозку груза № 1092, наименование организации, уполномоченной распорядиться грузом в соответствии с условиями поручения на перевозку, и фактически получившей груз, не совпадает. Ответчик заявляет, что истец не выполнил поручения на перевозку № 1092.

В соответствии со ст.100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений. Доказательств оказания услуг по перевозке груза по указанной CMR-накладной № 6049574 в интересах ответчика истец не представил. По указанным причинам хозяйственный суд в иске отказал.[21, c. 80]

Надо отметить, что каждый из договоров, свидетельствующих об автомобильной перевозке грузов, имеет свои специфические существенные условия.

Так, хозяйственный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя «И» к ЗАО CП «Б» о взыскании долга, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с договором, заключенным между сторонами, истец, как перевозчик, в период с января 2005 г. по май 2005 г. по путевым листам оказал ответчику (заказчику) услуги по перевозке его грузов автотранспортом. Согласно условию п.4.1 договора, оплата услуг должна быть произведена заказчиком на основании счета-фактуры перевозчика и акта выполненных работ. Истцом предъявлено к оплате платежное требование. Оплата задолженности ответчиком не произведена. Доказательств уплаты долга в полном объеме ответчик суду не представил.

В судебном заседании истец поддержал предъявленные исковые требования в полном объеме. Ответчик исковые требования по существу не оспорил, задолженность не отрицал, но указал, что до предъявления иска, вытекающего из автоперевозки, обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Истец же претензию к ответчику не предъявлял, в связи с чем ответчик просит иск оставить без рассмотрения или уменьшить размер процентов.

Суд в своем решении указал, что в соответствии со ст.290, 291, 739, 751 ГК обязательства, в т.ч. и по договору перевозки груза, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности.

Доводы ответчика о несоблюдении досудебного (претензионного) порядка разрешения спора суд признал необоснованными. В соответствии со ст. 751 ГК обязательное предъявление претензии предусмотрено в случае предъявления иска к перевозчику. В данном же случае иск предъявлен перевозчиком (истцом). По указанным основаниям иск удовлетворен в полном объеме.

Сторонами договора перевозки грузов являются перевозчик и отправитель.При этом, если грузоотправитель или грузополучатель одновременно является и перевозчиком, то отсутствует договор перевозки.

Большой интерес вызывает вопрос о правовом статусе иных транспортных организаций, не являющихся непосредственно сторонами договора перевозки, однако принимающих в процессе транспортировки груза самое активное участие. То же самое относится и к организациям, участвующим в правоотношениях по доставке и выдаче грузополучателю грузов и (или) багажа.

Исторически сложилось, что приверженцы первой концепции, так называемой теории единого перевозчика, утверждают, что все перевозчики, фактически принимающие участие в процессе транспортировки груза (пассажира, багажа) в прямой или прямой смешанной перевозке в пункт его назначения, начиная с момента получения первым перевозчиком груза от грузоотправителя и заканчивая моментом получения груза непосредственно грузополучателем от последнего перевозчика, по сути, представляют собой единого перевозчика. Обусловлено это тем, что каждый промежуточный перевозчик в процессе выполнения своих договорных обязательств по транспортировке объекта перевозки на определенном участке всего маршрута в то же время несет ответственность за исполнение всего обязательства по перевозке груза (пассажира, багажа) из начального пункта в конечный.

Сторонники противоположной концепции, напротив, полагают, что промежуточные перевозчики, несмотря на факт их прямого участия в процессе перевозки, не наделены никакими правами и соответственно не обременены никакими обязанностями в отношении грузоотправителя и грузополучателя, ибо они отвечают сугубо за процесс надлежащей транспортировки объекта перевозки в рамках того участка маршрута, в котором он должен этим заниматься в соответствии с договором и товарно-транспортной накладной.

На рынке транспортных услуг действует сейчас субъекты различных форм собственности. Поэтому в целях осуществления государственного регулирования перевозочной деятельности и защиты интересов потребителей транспортных услуг, во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» Советом Министров Республики Беларусь утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом. [16]

С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 № 1880 в Положение о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1388. Внесение изменений в данный документ обосновано прежде всего тем, что принятым и вступившим в силу с 1 января 2008 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 26.11.2007 № 7 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17» перевозка груза как вид деятельности переименована, а также изменены отдельные правила лицензирования указанного вида деятельности. Ниже в таблице приведено ранее действовавшее название этого вида деятельности и нынешнее:

Название до 1 января 2008 г. Название после 1 января 2008 г.
Перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом Деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд)

Как того требует действующее законодательство Республики Беларусь, и в частности Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 (с учетом изменений и дополнений), вид деятельности, если он осуществляется на основании лицензии, должен быть указан в уставе юридического лица.