Смекни!
smekni.com

Правовое регулирование сделок хозяйственных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СДЕЛОК ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Выполнил: Андреев Андрей

Проверил: Иванов Сергей

КУРГАН, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 6

1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СДЕЛКИ В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. 9

2.ОСОБЫЙ ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. 15

2.1. Общие правила одобрения заинтересованных сделок. 15

2.2.Изъятия из правил о необходимости одобрения заинтересованных сделок 19

2.3. Проблемы определения цены в заинтересованных сделках. 22

3.ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СДЕЛКЕ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ. 25

3.1. Недействительность заинтересованных сделок и возможность взыскания убытков. 25

3.2.Исковая давность. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 30


ВВЕДЕНИЕ

В процессе осуществления своей деятельности любое хозяйственное общество (или, именуемое иначе - фирма) неизбежно совершает сделки, то есть действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение правоотношений. Потому вполне правомерной и заслуживающей внимания концепцией является отношение к фирме не просто как к фикции, новой юридической личности, наделенной квазисознанием, назначением которой является «признание за реально существующими объединениями физических лиц качества самостоятельных субъектов права» (интересы этих союзов несводимы к интересам их участников, так же как возможности и интересы группы людей нетождественным возможностям и потребностям одного человека), а как к совокупности сделок, совершаемых в процессе ее жизнедеятельности. Иными словами, цель ее создания есть придание юридически признанной формы для всего множества предстоящих сделок.

Целью настоящего исследования является исследование не всей их совокупности, а лишь тех, в совершении которых имеется заинтересованность определенного законом круга лиц, таковые совершаются в особом, определенном законом порядке, не руководителем организации единолично, а с участием коллегиального органа (совета директоров, общего собрания акционеров и т.д.). Их совершение с нарушением установленного порядка следствием может иметь признание судом таковых недействительными.

Таким образом, объектом настоящего исследования является в первую очередь сделки с заинтересованностью (устоявшийся термин). Имея определенное сходство с крупными сделками, сделки хозяйственных обществ, в совершении которых имеется заинтересованность в то же время обладают спецификой, что и обусловило выделение этой группы сделок в особую категорию.

Как и с случае с правовым регулированием порядка заключения крупных сделок, в данном случае, исходя из принципа защиты интересов самого общества и его участников, законодателем был установлен комплекс нормативных предписаний во избежание недобросовестных действий руководства фирмы. В то же время $ на практике их заключение вызывает определенные проблемы, затрудняющие ведение бизнеса, необходимость согласования в особом порядке большого количества сделок вызывает необходимость дополнительных же затрат по их совершению. Иски об оспаривании сделок с заинтересованностью зачастую становятся инструментом корпоративной войны, недобросовестных действий конкурентов с целью уничтожения приносящего доход бизнеса. Данные обстоятельства и подчеркивают актуальность рассматриваемой тематики, в первую очередь для крупных объединений типа холдингов.

В соответствии с этой целью автором были поставлены следующие задачи:

- Сформулировать понятие сделка с заинтересованностью, выделить их специфику;

- Исследовать порядок принятия решения;

- Выявить возможные последствия по российскому гражданскому законодательству в случае нарушения порядка принятия решения о заключении сделки.

Нормативной базой исследования послужили тексты $ Гражданского Кодекса Российской Федерации, законов об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, их новые редакции, претерпевшие существенные изменений в вопросе установления режима заключения сделок с заинтересованность, судебно – арбитражная практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обладающая значительным влиянием в процесса правоприменения и содержащая ряд весьма важных для практики правоположений. В частности, разъяснения, содержащиеся в Информационном письме Президиума ВАС от 13 марта 2001 г. N 62 Постановлении Пленума ВАС от 18 ноября 2003 г. N 19. Исследованию подлежит также и имеющаяся судебная практика федеральных арбитражных судов округов.

Теоретической базой стали учебные материалы, статьи по праву России, в качестве источников были использованы и Интернет – ресурсы.

Структура работы: введение, основная часть, заключение. Приложен библиографический список, состоящий из 18 источников.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ СДЕЛКИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРОЙ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Объективно в структуре общественных отношений существуют определенного рода отношения, природа которых имеет правовой характер и которые объективно запрограммированы как правовые, требуют правового выражения. В качестве примера в обоснование этого носящего статус аксиомы положения приводятся отношения по сделкам, т.е. вне зависимости от законодательного закрепления любая сделка имеет правовую природу вне зависимости от того, закреплено ли соответствующее положение в законе, либо нет[1].

Среди всего множества сделок, совершаемых в процессе жизнедеятельности фирмы особо выделены такие сделки, заинтересованность в совершении которых определенной группы лиц, очерченной законом, потребовала особого же правового опосредования.

Понятие заинтересованности в совершении сделки и правила совершения сделок с заинтересованностью, а также последствия несоблюдения этих правил установлены нормами гл. XI Федерального закона «Об акционерных обществах (далее – АО)» (далее – Закон)[2]. Нормы в отношении такого рода сделок содержатся и в Федеральном законе, определяющим правовое положение другой разновидности хозяйственных обществ – обществ с ограниченной ответственностью. Определяя в нормах этих законодательных актов особые правила в отношении таких сделок, законодатель преследовал цель защиты акционеров (участников общества) от действий исполнительных органов и их членов, осуществляемых не в интересах общества, а в интересах собственных либо иных субъектов.

Нормы указанной главы в силу предписания п. 5 ст. 79 Закона применяются и к другой разновидности сделок, получивших особое правовое регулирование - крупным сделкам, но только в том случае, если эта сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Следствием чего могут стать коллизионные ситуации, связанные с несогласованностью норм ч. 2 п. 1 ст. 75 и п. 5 ст. 79 Закона, в части права требования выкупа акций акционерами, голосовавшими против одобрения сделок (либо не принимавшими участия в голосовании). В отсутствие ясного понимания назначения указанных институтов суды, вероятно, и далее будут не в состоянии придерживаться какой-либо последовательной позиции по вопросу о признании недействительными указанных сделок[3]. Несоблюдения требований к сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, в качестве последствия может иметь лишь признание её недействительной по иску общества или акционера.

Часть 1 п. 1 ст. 81 Закона содержит примерный перечень сделок, которые могут рассматриваться как сделки с заинтересованностью: заем, кредит, залог, поручительство. Однако предмет сделки не является единственным критерием отграничения сделок с заинтересованностью от иных разновидностей дву – (много)сторонних договоров: качества субъекта сделки в некоторых случаях также является таким критерием.

Закон определяет субъектов, заинтересованность которых в сделке имеет значение для применения к ней особого режима, в наиболее общем понимании к этой категории отнесены те лица, в силу Закона имеющие возможность выражать волю общества либо участвовать в выработке решений, принимаемых обществ

– каждый из членов совета директоров;

– единоличный исполнительный орган;

– лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа (субъекты, имеющие в силу прямого указания в уставе право действовать от имени общества без доверенности, а также временный единоличный исполнительный орган, образуемый в соответствии с нормами ст. 69 Закона; субъект, действующий по доверенности, к указанным лицам не относится);

– управляющая организация либо управляющий (речь идет именно об управляющей организации, а не о ее сотрудниках, в том числе тех, которые непосредственно осуществляют функции исполнительных органов АО – в таких ситуациях возможно применение норм об аффилированных лицах);

– каждый из членов коллегиального исполнительного органа (представляется, что следует учитывать и членов временного коллегиального исполнительного органа, который образуется в соответствии с нормами ст. 69 Закона, хотя Закон их и не упоминает);

– акционер общества, обладающий самостоятельно либо совместно с аффилированными лицами 20 и более процентами голосующих акций общества (под голосующими следует понимать обыкновенные акции, предоставляющие право голоса, а также привилегированные, дающие право голоса на основании норм п. 5 ст. 32 Закона);

– лица, имеющие право давать обязательные для общества указания (это право возникает в силу преобладающего участия лица в уставном капитале АО либо в силу заключенного договора, либо иным образом (п. 1 ст. 105 ГК РФ, п. 2 и 3 ст. 6 Закона), то есть речь идет о материнских компаниях либо отдельных субъектах, указания которых общество обязано выполнять).