Смекни!
smekni.com

Модульное программирование 3 (стр. 1 из 4)

1.

2. Модульное программирование. Понятие функции.

Один из способов решения сложной задачи – это разбиение её на части. В этом состоит метод нисходящего программирования.

При программировании на языке Си сложная программа может быть разделена на более простые подзадачи( функции). Это позволяет: 1)упростить структуру программы; 2) избежать избыточности кода, т.к. функции записывают один раз, а вызывать её на выполнение можно многократно; 3) упростить процесс отладки и сопровождение программы, поместив часто используемые ф-ии в библ. Разработанные ф-ии можно сгруппировать в отдельные файлы (модули ) компилируемые отдельно, кот. затем объединяются в исполняемою программу с помощью компоновщика.

Ф-ия – это самостоятельная единица программы, реализующая конкретную задачу или её часть. Каждая программа написанная на Си должна содержать главную ф-ию «main».

3. Объявление и определение функции. Вызов функции.

Объявление(-написание прототипа)любой функции имеет следующий вид:

тип-результата имя-функции (спис.форм.перем.)

Определениефункции

{операторы}

Можно задать класс пам(обл видимости ф-ии) (пр:[класс] тип…)

.extern-глобальная видимость во всех модулях прогр.(умолч.)

.static-видимость только в пределах модуля, в кот определ ф-ия

Тип возвр. знач может быть люб кроме масс и ф-ии. Но может быть ук. на мА или ф-ию. Если ф-ия не возвр ни какого рез, то указывается тип void.

Имя ф-ии – это идентиф задаваемой программистом. Список форм парам: (тип имя_пар1, тип имя_пар2) Опред величины , кот требуется передать в ф-ию при её вызове. Может быть пустым. Тело ф-ии – это либо сост опер., либо блок с описателем перем, масс и т.д. Тело ф-ии не может содерж в себе определ др ф-ий. Из всякой ф-ии возможно обращение к др. ф. Однако они всегда явл внеш по отн к вызыв-ей ф-ие.др ф-ий. ызове. ей мере 2 поля: для хранения данных, для ук.

Вызов функции

имя-функции (список фактич. перем.) В объяв. опред и в вызове одной и той же ф-ии должно соблюдаться правило соотв типов и порядка следования парам.

4. Обмен информацией между функциями. Рекурсивные функции.

Способы:

1) С пом. глоб. перем.

2) Через возвращение ф-ией значения (оператор return).

- returnвыражение (в этом случ. знач. будет присвоено ф-ии в её типе)

- return (завершает выполн. ф-ии и передаёт вып. след. опер-у в вызыв-ей ф-ии)

3) Через параметры:

Три способа передачи пар-ра в ф-ию:

а) по значению ( оп-ры работают только с копиями знач-ий фактич-их парам)

б) по адресу (в стек заносятся копии адресов арг-тов, ф-ия осущ-ая доступ к этим адр может изм исх знач)

в)по ссылке (в ф-ию перед адр указ-ого при вызове парам) обозн int&z

Рекурс ф-ия – ф-ия, кот вызывает саму себя. Такая рек. наз-ся прямой. Косвенная рек.- когда 2 и более ф-ий вызывают др друга. Недостатки: расход времени и памяти на повторные вызовы ф-ий и передачу ей копий парам, а также опестн. переполн стека.

5. Библиотечные функции. Функции для работы в графическом режиме.

Любая прогр на Си содержит обращение к стандартной библ. Кроме того программист может созд собств библ. Их подключ с пом. директивы include (.h – header – заголовок).

На стадии предпроцессорной обр.прогр. происходит подстановка прототипов перед осн. ф-ией, после чего компилятор проверяет правильность обращения к ф-иям.

Сами библ. ф-ий хранятся в скомпил.виде и подлюч. к осн. прогр. на этапе компан-ки.

Библ. ф-ий можно разбить на группы по их назнач.:ввод/выв;матем.ф-ии;для управл.графич системой.

Функции для работы в графическом режиме.

Монитор ПК может работать в одном из 2-х режимов: тестовом и графич-ом. Наим. элем-ом изобр.яв-ся пиксель. В Си име-ся граф. библ. graphics.h. Она сод. большое кол-во ф-ий для: упр. цветом, созд.изобр.различ.формы, для вывода граф.текст.сообщ.,для упавл.курсором. Настройка этих ф-ий на работу осущ-ся путём подл.граф.драйвера. Граф.драйверы нах-ся в отдельных файлах с расш .BGIв каталоге BGI(Borl.Graph.Interf.).

Граф.ф-ии исп.понятие указателя текущ. позиции. Этот указатель идентиф. выбранный

пиксель и хар-ся парой цел.чмсел(гор.и верт.коорд.).

Иниц.гр.режима осущ. ф-иёй initgraph(&gd,&gm, «путь к BGI файлам). gd-гр.драйв.,gm-гр.режим.

Для обр.ошиб.при работе с гр-ой исп.ф-ия: graphresult().Эта ф-ия возвр. код последней исп.ф-ии. grOk=0

Цвет в гр.режиме Си имеет свой номер и буквенное обозн. Фон-setbkcolor(цв),цв лин. и симв.-setcolor(цв).

Парам.текста-settextstyle(шрифт,направл.,разм)

Характер и толщина лин.геом. объектов-setlinestyle(вид,образец,толщина)

Стиль закраски к-то области-setfillstyle(тип,закраска,цв)

Очистка экрана-cleardevice()/

Определ.макс.зная.по x (getmaxx()) и по y (getmaxy()).

Текущ корд. указат.курсора(getx(),gety()).

Перемещение указат-ля позиции moveto(x,y);moverel(dx,dy).

Установка парам. по умолч.-graphdefault();

Вывод точки на экран-putpixel(x,y,цв).

Вывод текста-outtext(«строка»),outtextxy(x,y, «строка»).

6. Графические примитивы.

Выводлин.-setwritemode(режим). 0-COPY_PUT,1-XOR_PUT. Если 0,то лин.затирает то,что было на экране.

Рисов.лин.-line(x1,y1,x2,y2),lineto(x,y),linerel(dx,dy)

Выв.прямоуг.-rectangle(x1,y1,x2,y2)

Ломан.лин.-drawpoly(кол-во вершин,указатель на массив целых)

Окр.(x,y,r)

Дуга arc(x,y,нач.угол,кон.уг,r)

Дуга эллипса (x,y,нач.угол,кон.уг,rx,ry)

Закр.прямоуг.bar(x1,y1,x2,y2)

Закр.параллел.bar3d(x1,y1,x2,y2,глубина,круша(от0до1))

Закр.элипс fillellipse(x,y,rx,ry)

Закр.круг pieslice (x,y,нач.угол,кон.уг,r)

Закр. секторэллипса sector(x,y,нач.угол,кон.уг,rx,ry)

Закр.произв.замкн.обл. floodfill(x,y,граница(должен совп.с цв контура)

7. Классы памяти.

В ПК память представляется разделён.насегменты. Исп.прогр-а сост.из:

1)Сегмента кода, в кот.расположены машинные команды.

2)Сегмент данных, в кот расп. глоб.перемен. и константы.

3)Сегмент стека, в кот расположены локал.перем.

Остальна дост-ая прогр.память наз-ся динам-ой или хепом(«куча»), в кот располож. динам.перем.

Под всякую переем. исп-ую в прогр. должно быть выделено место в памяти. Выделение пам.может происходить либо на стадии компиляции прогр., либо во время выполнения прогр.(для динам.перем.)

Каждая перем. имеет оперд. тип. Кроме того она имеет класс памяти. Существует 4 класса памяти: 1)extern(внеш.);2)auto(автоматич-ий);3)static(статический); 4)register(регистровый).

Класс пам.опред-ся местом её описания и ключевым словом.

Класс пам.определяет:

1)Область видимости (дей-я перем-х)

2)Время жизни пер.,т.е. продолж-ость её хранения в памяти.

В Си может быть 3 области видимости:

1)в пределах файла

2)в пр.блока{ }

3)в пр.прототипа ф-ии

Время жизни может быть либо на протяжении вып. всей прогр., либо по достяж.блока.

Внешний класс

Перем. опис. вне ф-ии наз-ся внеш. или глоб.(extern).Глоб. перем. размещается в сегменте данных и изначально обнуляется. Время жизни этой перем.-на протяж всей прогр., обл.действ-файл.

Автоматич. класс

Перем. описанная внутри ф-ии явл-ся локальной. По умолчанию объявленные в ф-ии пер-ые явл-ся автоматич. Перем. авт.класса размещаются в сегменте класса изначально не обнуляются. Время жизни и действие-блок, в кот описана перем.

Статический класс.

Перем.стат.кл. тоже явл.локальными. Они видны только в своём блоке, но в отличие от перем. класса auto они подобно глобальным переменным размещаются в сегменте данных, существуют на протяжении всей прогр. и однократно иниц.(при первом вхожд. в блок)

Регистровый класс

Регистровая пам.выделяется под локал. перем. Это самый быстрый и самый маленький вид памяти. Эту пам. исп. не реком., т.к. ей распоряжается компил.Размещение-регистр.пам.;обл.действ.-блок;вр.жизни-блок;иниц-нет.

8. Указатели: понятие, инициализация.

В процессе комп.прогр.имена перем. преобр. в адреса ячеек пам., в кот хранятся значения перем. Программист может определить собств. перем. для хранения адресов обл-ёй пам. Такие перем.наз-ся указателями.

Объявление ук.- (тип*имя перем.). Т.е. ук. не явл. самост. типом, он всегда связан с к-либо др. конкр. типом.

Ук. могут быть константой или перем., а так же указывать на константу или перем.

Инициализация ук.

Значение ук. перед его исп. обяз.должно быть иниц-но(т.е. присвоено нач.знач.)

1) присвоение ук. адреса сущ-его объекта

пример:

int a=5 int*pti=&a int*p=pti

Ук-ям можно присв. зн-я адресов объектов только того типа, кот они описаны: intb[10]; int*t=6?//присв. адр. начала масс-а

2) Присв. нужного знач.

ptf=NULL (это значит что отсутств. конкрет. адр. ссылки.

3) Выделение участка динам. пам. и присв. её адр. перем. Доступ к выделен. участ.динам.пам.произв.только ч/з ук-и.

Для работы с динам. пам. примен.опер-ии:NEW(для выделения пам.),delete(для освобожд.пам.)

пример:

1)int*n=newint(выделяется достат. для размещ. величины типа int учасика динам. пам. и записывается адр. начала этого участка в перем. n).

2) int*m=newint(10);(производится иниц. выделен. динам. пам. и запис. 10)

3) int*q=newint[10];(выделяется пам.под 10 величин типа int и записывается адрес начала этого участка в перем. q,кот может трактоватся как имя массива.

Чтобы освободить пам.

1) …delete n; 2)…delete m; 3)…delete [];

9. Операции с указателями.

1) Оп. разадресации(*)-косвенное обращение к объекту. Оп.разадр-ии предназначены для доступа к величине адрес кот хранится в ук. Эту опер. можно исп. как для получ. так и для изменен. знач. величины.

пример:

int a=5,b,d;

int*pti=&a;

….

b=*pti;d=pti+2;

cout<<b<<d;

2) Арифм. оп.

Арифм оп. с ук. автоматич. учитывают размер типа величин адресных ук.

Единицей измерения значения ук. явл.размер соответсв.ему типа. Эти оп. примен. в основном при работе со структурами данных последовательно размещённых в пам.(пр.:массивы). Если ук. на определённый тип увел. или умен. на константу его значение изм на величину этой конст. умноженную на размер объекта данного типа. Разность 2-х ук.-это разность их знач. делённая на размер типа в байтах. Суммирование ук. не допускается. Инкремент перемещает ук.к след.элем. масс., декремент – к предыдущ.

3) Сравнивание ук.

Допускается только для ук. одного типа.

4) Взятие адреса

Применимо к величинам имеющим имя и размещённым в оперативной памяти.