Смекни!
smekni.com

Правовой режим имущества простого товарищества (стр. 4 из 7)

Однако и в такой ситуации товарищ, действовавший с превышением полномочий или от своего имени, вправе требовать от других товарищей возмещения произведенных им за свой счет расходов (то есть реального ущерба согласно п. 2 ст. 15), если эти сделки были необходимы в общих интересах товарищества (п. 4 ст. 1044). Если же в результате таких сделок другие участники понесут убытки, они также вправе требовать их возмещения от совершившего сделку участника.

Так, например, было установлено, что участник договора простого товарищества получил в коммерческом банке кредит. При этом он действовал от своего имени и на договор простого товарищества не ссылался. В дальнейшем часть полученных кредитных средств была перечислена им другому товарищу, но в рамках их двусторонних взаимоотношений. Поскольку ни первоначальному заемщику, ни лицу, которому он уступил свое право требования, необходимость получения кредита интересами товарищей доказать не удалось, во взыскании суммы кредита и процентов по нему в рамках совместной деятельности было отказано[12].

Известным исключением из данных правил является возможность создания негласного товарищества, существование которого не раскрывается для третьих лиц (п. 1 ст. 1054 ГК). Участник такого товарищества по самому существу дела не может предъявлять третьим лицам полномочия, полученные от других товарищей, так как факт наличия товарищеского договора станет для них очевидным. Поэтому участники негласного товарищества действуют от своего имени, но возникшие при ведении общих дел обязательства становятся общими обязательствами участников (п. 3 ст. 1054). По общему правилу участники товарищества как долевые собственники принимают решения по общим делам единогласно (по соглашению всех участников). Они, однако, вправе предусмотреть в договоре иной порядок принятия решений - по большинству голосов, в том числе пропорционально сделанным вкладам либо долям в праве общей собственности (п. 5 ст. 1044). В такой ситуации товарищи, сделавшие наименьший вклад или оставшиеся в меньшинстве, заранее отказываются от своего "права вето" в соответствии с принципом свободного осуществления гражданских прав (ст. 9 ГК).

Однако некоторые права товарищей не могут быть ограничены или прекращены даже по их воле. В частности, любой товарищ, в том числе не уполномоченный на ведение общих дел, вправе знакомиться со всей документацией по их ведению, включая данные баланса, и ни при каких условиях не может отказаться от этого права или лишиться его (ст. 1045). Ничтожными объявлены любые соглашения товарищей, устраняющие кого-либо из них по каким-либо основаниям от участия в покрытии общих расходов и убытков или от участия в прибыли (ст. 1046, 1048 ГК). Наконец, ничтожным считается и всякое соглашение, ограничивающее или устраняющее право товарища на отказ от участия в товариществе, возникшем по бессрочному договору (п. 2 ст. 1051 ГК РФ).

Общая прибыль участников обычно распределяется пропорционально стоимости их вкладов или долей в праве общей собственности (прибыль – это не только денежные приобретения (доходы), но и приращение имущества в натуральной форме, например, плоды).

Товарищеский договор или дополнительное соглашение участников могут ввести и иные, в том числе дополнительные критерии распределения прибыли (например, трудовой вклад для граждан-участников, дополнительную часть прибыли за успешное ведение общих дел и т.д.)

К соглашению, которое устраняет кого-либо из товарищей от участия в прибыли, по иску заинтересованной стороны могут быть применимы последствия недействительности ничтожной сделки (ст. 168 ГК РФ).

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, включая жилой дом, возникает с момента его государственной регистрации. Порядок регистрации права общей долевой собственности на вновь созданный объект недвижимости установлен ст. 24 и 25 Закона о регистрации прав на недвижимость и сделок с ним[13].

Однако при наличии между сторонами спора о праве собственности (праве общей долевой собственности) на жилой дом или о количестве и размере передаваемых в нем жилых помещений сам факт отсутствия государственной регистрации не может служить препятствием для разрешения спора в судебном порядке. В этом случае государственная регистрация может быть приостановлена, а судебное решение, вынесенное по существу, ляжет в основу государственной регистрации права общей собственности на вновь созданный объект недвижимости.

В отношении общих расходов и убытков ст. 1046 ГК РФ устанавливает возможность определения порядка их погашения специальным соглашением сторон и лишь при его отсутствии допускает такое погашение пропорционально стоимости вклада каждого участника. Из этого следует, например, что согласованному в момент заключения договора количеству квартир в совместно построенном доме должны соответствовать реальные затраты каждого из товарищей, исходя из фактической стоимости строительства[14].

Очевидно, что в большинстве случаев убытки и расходы будут погашаться прежде всего за счет общего имущества или его определенной части и лишь при его недостатке - из личного имущества участников, когда и будет иметь принципиальное значение относительный размер (стоимость) каждого вклада.

Так, по одному из дел было установлено, что истец по договору простого товарищества обязался поставить по государственным расценкам железобетонные конструкции, а ответчик – передать ему 6 квартир по завершении строительства двумя очередями. Ссылки ответчика на отсутствие у него обязательств перед истцом в связи с реальной оплатой поставленных конструкций были отклонены, поскольку предусмотренные соглашением сторон обязательства в установленном порядке изменены не были, а оплата материалов по государственным расценкам не покрывала их рыночной стоимости. Иск по передаче 6 квартир в собственность истца был удовлетворен[15].

Кроме того, к соглашению, полностью освобождающему кого-либо из товарищей от обязанности нести расходы и убытки, по иску заинтересованной стороны могут быть применены последствия недействительности ничтожной сделки как сделки, не соответствующей закону(ст. 168 ГК РФ).

Необходимость личного участия в делах товарищества по общему правилу влечет прекращение действия товарищеского договора в случае объявления гражданина-участника недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также его смерти или ликвидации либо реорганизации участвующего в товариществе юридического лица. Оставшиеся участники могут договориться о сохранении действия договора между остальными товарищами либо замещении прекратившего существование товарища его наследниками (в случае смерти гражданина) или правопреемниками (в случае реорганизации юридического лица).

В отличие от Гражданского кодекса 1964г. ныне действующий Гражданский кодекс никак не ограничивает право товарищей самостоятельно распоряжаться принадлежащими им долями в общей собственности. Эти доли можно полностью или частично продать (представляется что продажа доли в общей долевой собственности постороннему лицу возможна с учетом преимущественного права покупки, принадлежащего остальным товарищам (ст. 250 ГК РФ), подарить, завещать, распорядиться иным образом (ст. 246 ГК РФ). Такое отчуждение доли в общей собственности, вполне допустимо с точки зрения норм о долевой собственности, в то же время будет являться нарушением обязательства из договора простого товарищества, так как участник фактически прекратит действие договора в одностороннем порядке. Как справедливо замечено, “столь сложное переплетение вещно-правовых и обязательственно-правовых аспектов договора простого товарищества заставляет усомниться в целесообразности отмены запрета на отчуждении доли без согласия других товарищей”[16]. С подобным мнением трудно не согласиться, так как выдел доли, которая является единственным вкладом товарища, из общей долевой собственности означает фактическое расторжение договора. Кроме того, если договор заключен без указания срока его действия, он может быть расторгнут в одностороннем порядке с предупреждением за три месяца до расторжения договора; если договор заключен с указанием срока или указанием цели в качестве отменительного условия, то он может быть расторгнут по уважительной причине и с возмещением остальным товарищам реального ущерба, причиненного расторжением договора. Эти положения дополняют правила о распоряжении своей долей участником общей долевой собственности, однако лишь отчасти затрудняют отчуждение доли в общей долевой собственности участников простого товарищества. Запрет на отчуждение своего имущества в общей долевой собственности товарищей более соответствовал бы целям простого товарищества как образованию, созданному для осуществления совместной деятельности.

4.Ответственность товарищей.

#G0Участники договора простого товарищества юридически не обособляют имущество, используемое ими для совместной деятельности. Другими словами, они не создают для этого нового субъекта права - юридическое лицо - и потому отвечают по общим долгам хотя и в долевом или солидарном порядке, но всем своим личным имуществом. По этому признаку договор о совместной деятельности четко отграничивается от учредительного договора, который объединяет усилия участников по созданию нового субъекта - юридического лица - и является его учредительным документом, определяющим статус такого юридического лица на все время его существования.