Смекни!
smekni.com

Решение задачи линейного программирования

.

Рассмотрим задачу линейного программирования

(1)

Теорема. Если множество

планов задачи (1) не пусто и целевая функция
сверху ограничена на этом множестве, то задача (1) имеет решение.

Теорема. Если множество

допустимых планов имеет крайние точки и задача (1) имеет решение, то среди крайних точек найдется оптимальная.

Метод исключения Жордана-Гаусса для системы линейных уравнений.

Большинство из существующих численных методов решения задач линейного программирования использует идею приведения системы линейных уравнений

которая в матричной форме записывается в виде

, к более удобному виду с помощью так называемого метода Жордада-Гаусса.

В первом уравнении системы отыскивается коэффициент

, отличный от нуля. С помощью этого коэффициента обращаются в нуль коэффициенты при переменной
в остальных уравнениях системы. Для этого первое уравнение умножается на число
и прибавляется к уравнению с номером
,
. Затем первое уравнение делится на число
. Это преобразование называется элементарным преобразованием. Полученная эквивалентная система обладает тем свойством, что переменная
присутствует только в первом уравнении, и притом с коэффициентом 1. Переменная
называется базисной переменной.

Аналогичная операция совершается поочередно с каждым уравнением системы; при этом всякий раз преобразуются все уравнения и выполняется список базисных переменных.

Результатом применения метода Жордада-Гаусса является следующее: либо устанавливается, что система несовместна, либо выявляются и отбрасываются все «лишние» уравнения; при этом итоговая система уравнений имеет вид

,
,

где

— список номеров базисных переменных,
— множество номеров небазисных переменных. Здесь
— ранг матрицы
коэффициентов исходной системы уравнений.

Полученную системы уравнений называют приведенной системой, соответствующей множеству

номеров базисных переменных.

Симплекс-метод.

Симплекс –метод, метод последовательного улучшения плана, является в настоящее время основным методом решения задач ЛП.

Рассмотрим каноническую задачу ЛП

(2)

где векторы

, матрица
и
. Множество планов в задаче (2) будем обозначать через
и будем предполагать, что все угловые точки
являются невырожденными.

, где вектор
определяется формулой
.

Теорема. Если в угловой точке

выполняется условие
, то
— решение задачи (2).

Теорема. Для того, чтобы угловая точка

являлась решением задачи (2), необходимо и достаточно, чтобы в ней выполнялось условие
.

Алгоритм симплекс-метода.

Переход из старой угловой точки

в новую угловую точку
состоит, в сущности, лишь в изменении базисной матрицы
, в которую вместо вектора
вводится вектор
. Новая базисная матрица может быть теперь использована для вычисления базисных компонентов вектора
. Таким образом, алгоритм симплекс-метода может быть представлен в следующей форме.

Шаг 0. Задать целевой вектор

, матрицу условий
, вектор ограничений
и множество базисных индексов
. Сформировать базисную матрицу
и вектор
.

Шаг 1. Вычислить матрицу

и вектор
.

Шаг 2. Вычислить вектор потенциалов

и оценки
.

Шаг 3. Если

для всех
, то остановиться: вектор
— базисный вектор оптимального плана; иначе перейти на шаг 4.

Шаг 4. Выбрать произвольный индекс

и вычислить вектор
.

Шаг 5. Если

, то остановиться:
; иначе перейти на шаг 6.

Шаг 6. Сформировать множество индексов

и вычислить
.

Шаг 7. В множестве

индекс
заменить на индекс
, в матрице
— вектор
— на вектор
, в векторе
— компоненту
на
. Перейти на шаг 1.