Смекни!
smekni.com

Преступления должностных лиц (стр. 1 из 4)

План:

Введение

1.Превышение должностных полномочий. Отличие от злоупотребления должностными полномочиями.

2.Задачи

3. Список использованной литературы.


Введение

Деяния, ответственность за которые предусмотрена в главе 30 УК, представляют особую опасность. Эти преступления совершаются лица­ми, занимающими должности в государственном аппарате или органах местного самоуправления, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб гражданам, обществу или государству, но и дискредитирует власть, подрывает ее авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности деятельности аппарата государственной власти. Кроме того, существует непосредственная связь коррумпированной части чи­новничества с организованной преступностью. Определенная часть должностных лиц, злоупотребляя своими должностными полномочия­ми, участвует в криминализации российской экономики, отмывании денег, добытых преступным путем, а также способствует сокрытию организованной преступности от ее разоблачения правоохранительны­ми органами.

Особенностью рассматриваемых преступлений является также их исключительно высокая латентность. Это обстоятельство нужно иметь в виду при оценке статистических данных по этой категории преступ­лений. По данным статистики, число лиц, осужденных за должностные преступления, в 1991 — 1995 гг. составляло в общем числе осужденных за год около 0,2%. При этом число лиц, осужденных за все должностные преступления, выросло с 2,3 тыс. человек в 1994 г. до 2,5 тыс. в 1995 г., а число лиц, осужденных за получение взятки, снизилось с 1114 человек в 1994 г. до 1071 человек в 1995. Очевидно, что это лишь малая часть действительно совершенных преступлений.

Принципиальные изменения в экономической, социальной и поли­тической жизни, происшедшие в России в последние десятилетия, отказ от тоталитаризма, развитие многоукладной экономики — все это оказало влияние на определение этих преступлений в УК РФ 1996 г. Опасность этих преступлений законодатель подчеркнул тем, что помес­тил главу 30 в разделе X УК, носящем название «Преступления против государственной власти». Глава пополнилась тремя новыми составами (ст. 287, 288, 289 УК). Новое уголовное законодательство значительно повысило ответственность работников государственного аппарата: по двум составам (ст. 288 и 292) уголовной ответственности могут подле­жать все работники государственного аппарата, как должностные, так и недолжностные лица; существенно повышена ответственность лиц, принадлежащих к высшим эшелонам власти за все наиболее серьезные преступления по должности, а не только за получение взятки, как это было предусмотрено прежним УК.

В начале 1990 г. Верховный Суд СССР обобщил судебную практику по делам о должностных преступлениях и 30 марта 1990 г. принял руководящее постановление «О судебной практике по делам о злоупот­реблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В настоящее время это постановление по многим вопросам не утратило своей актуальности и должно применяться при истолковании соответ­ствующих положений УК 1996 г.

Преступлениями против государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах местного самоуправления являются деяния, совершенные государственными служащими и муни­ципальными служащими с использованием своих служебных полномо­чий и посягающие на нормальную деятельность органов государствен­ной власти или органов местного самоуправления.

Глава 30 УК включает 9 составов преступлений, посягающих на единый родовой объект — нормальную деятельность органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также нормальную деятельность соот­ветствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК).

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ под государственной властью понимаются органы законодательной, исполнительной и су­дебной власти. Деятельность органов государственной власти опреде­ляется Федеральным законом «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.1, в котором установлено, что государственная служба в РФ основана на принципах верховенства Конституции и федеральных законов, приоритета прав и свобод чело­века и гражданина, профессионализма и компетентности государствен­ных служащих, гласности и ответственности в их деятельности и других важных принципах.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти. Основные положения, касающиеся организации и деятельности этих органов, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Объектом рассматриваемых преступлений является также нор­мальная деятельность государственных или муниципальных учрежде­ний, т.е. организаций, создаваемых государством или органами местно­го самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финан­сируемых полностью или частично государством или органом местного самоуправления.

Объектом рассматриваемых преступлений может быть также нор­мальная деятельность органов, действующих в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Вооруженные Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских Частей, учреждений, военных академий, институтов и училищ (ст. 11 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г.3). К другим войскам и воинским формированиям относятся пограничные войска, внутренние войска МВД, войска Федеральной службы безопасности, войска прави­тельственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны, личный состав Главного управления охраны РФ и др.

Не является объектом рассматриваемых преступлений деятель­ность хозяйственных товариществ, производственных и потребитель­ских кооперативов, общественных организаций, а также иностранных фирм. Преступления, направленные против интересов такого рода ор­ганизаций, не являющихся государственными или муниципальными, посягают на нормальное функционирование экономики и подлежат квалификации по ст. 201—204 УК РФ. Судебная коллегия по уголов­ным делам Верховного Суда РФ не признала состава должностного преступления в действиях К., работавшего директором арендного пред­приятия.

С объективной стороны рассматриваемые преступления характери­зуются двумя признаками. Во-первых, преступления совершаются бла­годаря использованию соответствующими лицами своего служебного положения, во-вторых, эти преступления совершаются вопреки инте­ресам службы. Для установления признаков преступления необходимо выяснить полномочия данного лица, определенные соответствующим положением, уставом, инструкцией или другим нормативным актом, в котором предусматриваются права и обязанности этого лица. Под «ис­пользованием своих служебных полномочий» понимаются действия лица, вытекающие из его служебных полномочий и связанные с осу­ществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой им должности (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.). Не являются таким «использованием» действия, не связанные с непосредственным осуществлением своих прав и обязанностей по службе.

Признак использования своих полномочий «вопреки интересам службы» означает, что действия лица по своему содержанию противо­речат задачам и целям, ради которых функционирует соответствующий орган.

Деяния, предусмотренные в ст. 285, 286, 288 и 293 УК, влекут уго­ловную ответственность только при наступлении указанных в этих статьях последствий, т.е. эти составы описаны в законе как материаль­ные. Чаще всего этими преступлениями причиняется материальный ущерб. Однако в качестве последствий закон указывает и существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Такие последствия могут заключаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, сокрытии совершенных пре­ступлений, подрыве авторитета органов власти и т.д.

Другие составы этой главы УК (ст.287, 289, 290, 291 и 292) сформу­лированы в законе как формальные, эти преступления окончены с мо­мента совершения описанных в этих статьях действий.

С субъективной стороны все преступления, предусмотренные гла­вой 30 УК, являются умышленными, за исключением халатности. Ряд составов кроме умысла предусматривают в качестве обязательных при­знаков наличие определенного мотива — корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 285, 292 УК). Корыстным мотивом является стремление извлечь выгоду материального характера. «Иная личная заинтересованность» может выразиться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, руководствуясь такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой, скрыть некомпетентность, и другими мотивами (ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г.).

Субъектом рассматриваемых преступлений могут быть три катего­рии лиц: любые лица; служащие государственного аппарата; должност­ные лица.

Любое лицо может быть привлечено к ответственности только за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК). За два преступления — присвоение полномочий должностного лица и служебный подлог (ст. 288, 292 УК) подлежат ответственности любые государственные служащие и служащие органов местного самоуправления. Понятие го­сударственного служащего дано в ст. 3 Федерального закона «Об осно­вах государственной службы в Российской Федерации»: государствен­ным служащим является гражданин Российской Федерации, испол­няющий обязанности по государственной должности за денежное воз­награждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.