Смекни!
smekni.com

Преступления против жизни (стр. 1 из 8)

Оглавление

Вступление

1. Общая характеристика преступлений против жизни

2. Понятие и виды убийств

2.1. Убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств

2.2. Убийство при отягчающих обстоятельствах

2.3. Убийство при смягчающих обстоятельствах

3. Причинение смерти по неосторожности

4. Доведение до самоубийства

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

“Жизнь человека – самый ценный и самый хрупкий дар природы. Половина жителей Земли умирает преждевременно, значительная часть из них – в результате насилия. “В 90-е годы 20 века ежегодно на почве насилия на Земле умирало около 750 тыс. человек”[1]. “Насильственную смерть несут, прежде всего, войны. Учитывая данные различных исторических источников, за 5500 лет на Земле было около 14500 войн, во время которых было убито примерно 3 млрд. 640 млн. человек”[2].

Не менее трагична и история народов России, а также республик бывшего СССР. “В годы гражданской войны были убиты и умерли от различных болезней около 20 млн. человек, миллионы людей погибли с 1917 г. до начала 50-х годов в лагерях. Во время Второй мировой войны было уничтожено более 40 млн. граждан СССР. С сентября 1945 г. по 1991 г. в Вооружённых Силах погибло 310 тыс. человек. Контртеррористическая операция в Чечне унесла более 100 тыс. российских граждан”[3].

Жизни человека угрожают и многие другие опасности. “Очень многое в обеспечении безопасности зависит от самого человека”[4]. Так, среди причин сокращения населения немалую долю занимают самоубийства, отравления алкоголем, наркотиками и т.д. Эти потери в подавляющем большинстве случаев являются результатом собственных действий ушедшей из жизни личности. Количество жертв этой группы, исходя из данных статистики, “ежегодно составляют около 150-160 тыс. жизней”[5].

Особое место среди опасностей для человеческой жизни занимают убийства. “Сложившаяся с преступлениями против жизни ситуация свидетельствует о том, что провозглашённое в ст. 20 Конституции Российской Федерации право каждого человека на жизнь для многих граждан не имеет реальных гарантий. Оно лишь косвенно реализуется в уголовном преследовании лица, виновного в убийстве. Уголовное преследование виновного для потерпевшего безразлично, так его уже нет в живых. В этом случае, идет речь о попранном праве на жизнь, о справедливом наказании лица, совершившего убийство, что важно для каждого гражданина и для общества в целом. Раскрытие убийства и наказание убийцы повышает возможность реализации гражданами их конституционного права на жизнь”[6].

В Особенной части Уголовного кодекса РФ 1996 г. преступления против жизни (ст. 105-110) были размещены законодателем в главе № 16 “Преступления против жизни и здоровья” раздела № 7 “Преступления против личности”, расположенном в самом начале УК РФ, что соответствует современным правовым идеям демократических государств и указанию Конституции РФ (ст. 2): “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”[7]. Система 7-го раздела УК РФ отражает практически все гарантированные Конституцией РФ права и свободы личности. Сущность этих прав и свобод личности – безопасность жизненно важных интересов личности (состояние их защищённости от внутренних и внешних угроз).

“Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 “О безопасности” определяет жизненно важные интересы как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности(ст. 1). В этом смысле главы 7-го раздела УК РФ различаются по содержанию жизненно важных интересов личности (их безопасности).

Физическая безопасность является объектом преступлений против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ). Физическая безопасность человека - одна из многих составляющих безопасности в широком смысле слова (как состояния защищенности жизненно важных интересов личности). Жизнь и здоровье несут в себе свойства безопасности физического существования. Таким образом, видовым объектом преступлений, предусмотренных в главе 16 УК РФ, является физическая безопасность человека как необходимое условие его существования. Свойства физической безопасности сосредоточены в трех предметах: жизни, здоровье и внешних условиях, благоприятных для жизни и здоровья. В силу этого у преступлений, относящихся к главе 16 УК РФ, имеются предметные различия. Преступления, предусмотренные статьями 105-108, 109 и 110 УК РФ, посягают на жизнь человека. Те преступления, которые описаны в статьях 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 121, 124 УК РФ, посягают на здоровье человека. В статьях 119, 120, 122, 123 и 125 УК РФ предусматриваются преступления, которые определяются современной уголовно-правовой доктриной как ставящие в опасность его жизнь и здоровье”[8].

Предметом рассмотрения данной работы являются преступления, посягающие на жизнь человека, а именно преступления, предусмотренные статьями 105-110 УК РФ, которые ниже будут освещены более подробно.


1. Общая характеристика преступлений против жизни

Преступления против жизни имеют три разновидности: 1) убийства (ст. 105-108 УК РФ); 2) причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ); 3) доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ).

Отличительной особенностью этих преступлений (как посягательств на жизнь человека) является то, что составляющие их общественно опасные деяния являются необходимой причиной смерти, наступление которой является обязательным признаком. Поэтому все составы указанных преступлений сконструированы как материальные (“объективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется тремя обязательными признаками: деянием (действием или бездействием), общественно опасным последствием и причинной связью между противоправным деянием и его общественно опасными последствиями”[9]). Исключением является состав преступления, предусмотренного в статье 110 УК РФ, который сконструирован как состав реальной опасности (доведение до самоубийства или до покушения на самоубийство). Жизнь является предметным воплощением необходимого условия физического существования человека. Общефилософское представление о жизни определяет ее как “способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. Исходя из позиции Т.В. Кондрашовой: “все формы жизни охраняются нормами российского уголовного права, расположенными в различных главах Особенной части Уголовного кодекса, например нормами главы 26 “Экологические преступления”. Но безопасность всех, кроме жизни человека, форм существования белковых тел охраняется уголовным правом лишь постольку, поскольку они создают возможность для существования человека - его среду”[10].

Жизнь человека, помимо общих биологических признаков, имеет ряд отличительных черт. Ей свойственна нервная высшая деятельность, которая проявляется в условных и безусловных рефлексах, второй сигнальной системе (речи) и способности к анализу (абстрактному мышлению). Предметность жизни как биологического процесса позволяет определить ее начальный и конечный моменты. Это необходимо для определения границ ее уголовно-правовой охраны, а именно - для решения вопросов о том, с какого момента начинается уголовно-правовая охрана жизни и с наступлением какого момента она заканчивается. Начало жизни - вопрос не столько биологический, сколько философский, а в данном случае - еще и уголовно-правовой. От его решения зависит уголовно-правовая реакция на искусственное прерывание беременности. Его решение необходимо и для установления в деянии признаков состава преступления против жизни, уголовно-правовая охрана которой начинается с момента ее начала. Вопрос о начале жизни имеет множество абстрактных решений.

Ученые также определяют начало жизни по-разному. Одни учёные считают, что “началом жизни является момент отделения плода от тела матери”[11], другие полагают, что этот момент “следует связывать с моментом появления плода из тела матери”[12]. По мнению судебных медиков, начало жизни связано с началом самостоятельного дыхания. Российская уголовно-правовая доктрина же связывает начало жизни с началом физиологического (естественного) процесса родов. Это вытекает из смысла части 1 ст. 106 УК РФ: “Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов”.

В случае определения начала жизни при помощи только медицинских критериев посягательство на плод в процессе родов (до его окончания) не может рассматриваться как преступление. Поэтому, посягательство на плод без признаков жизни до его отделения от утробы матери, должно рассматриваться как ненаказуемое деяние.

В том случае, когда определение начала жизни не связано с медицинскими критериями, а имеет под собой социально-политические основания, посягательство на плод в процессе родов с целью лишения его жизни (независимо от критериев живорождения и мертворождения) следует рассматривать как преступление. В таком случае отсутствие медицинских признаков жизни у плода - обстоятельство, свидетельствующее о негодном покушении, которое не исключает уголовной ответственности за покушение на убийство.

“Уголовно-правовая охрана жизни прекращается с наступлением смерти. Окончание жизни еще не прекращает ее уголовно-правовой охраны, так как оно не всегда характеризуется наступлением смерти. Клиническая смерть (остановка дыхания, прекращение сердцебиения, остановка пульса, понижение температуры тела) – обратимое состояние. Охрана жизни прекращается только с наступлением биологической смерти. Во всем мире принято определение биологической смерти, основанное на так называемых Гарвардских критериях (сформулированных в 1968 году) - признаках необратимой смерти мозга”[13]. Министерство здравоохранения РФ установило свои правило констатации смерти человека, основанные на диагнозе смерти головного мозга[14]: полное устойчивое отсутствие сознания, атония всех мышц, отсутствие реакции на сильные болевые раздражители, отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет, отсутствие корнеальных рефлексов, отсутствие окулоцефалических рефлексов и т. д.