Смекни!
smekni.com

Преступления против личности (стр. 3 из 5)

Беспомощное состояние потерпевшей при изнасиловании может выражаться в том, что она: 1) не могла понимать характера и значение совершаемых действий в силу своего физического или психического состояния (малолетства, душевного расстройства, беспамятства или иного болезненного состояния); 2) понимала характер совершаемых в отношении её действий, но не могла оказать сопротивления виновному (физические недостатки, сильное опьянение и т.п.). Виновный же должен осознавать беспомощное состояние потерпевшей, вне зависимости от того привёл ли он сам потерпевшую в такое состояние или потерпевшая уже находилась в беспомощном состоянии.

Под понуждением (ст. 133 УК) лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера понимаются побуждающие, подталкивающие к половому сношению деяния. В качестве побуждающих действий используются шантаж - угроза оглашения позорящих виновного сведений, угроза уничтожения имущества - то есть приведение его в полную негодность, угроза повреждения имущества - то есть значительное ухудшение его качеств или угроза изъятия имущества - то есть изъятие его из пользования.

Под материальной зависимостью потерпевшего от виновного понимается иждивение (содержание), иное его материальное благополучие. Иную зависимость может образовать служебная зависимость (подчинённость по службе). Все перечисленные виды зависимости могут образовать объективную сторону состава преступления, если это не просто предложение к удовлетворению полового желания или предложения предоставления льгот, поблажек, особых условий и других улучшений по сравнению с ранее действующим положением, а действия направленные на ущемление или лишение прав потерпевшей (потерпевшего).

Все рассматриваемые преступления сформулированы в законе как формальные составы и потому, начало обозначенных выше действий полового характера образуют оконченное преступление.

Квалифицирующими признаками в статьи 131, 132 УК являются: а) совершение изнасилования неоднократно то есть двух и более аналогичных преступлений или совершение таких действий лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера неоднократно или совершение таких действий лицом, ранее совершавшим изнасилование (пункт "а" части 2, статьи 131 УК); б) совершение изнасилования или насильственных действий сексуального характера группой лиц. группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (пункт "б", части 2, статьи 131, 132 УК)[10]. Признаки указанных форм соучастия приведены в частях 1 - 3 ст. 35 УК. Групповым будет и изнасилование в ходе согласованных действий при физическом или психическом (угрозе) воздействии в отношении нескольких женщин, хотя половой акт совершается каждым из соучастников только с одной из женщин.

Способствование изнасилованию иными способами, например, созданием условий, предоставлением помещения и т.п. не образует состав группового изнасилования, а должно квалифицироваться как соисполнительство[11].

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных статьями 131, 132 и 133 УК характеризуется прямым умыслом. Виновный (виновная) осознаёт, что совершает изнасилование, насильственные действия сексуального характера или понуждение к таким действиям и с применением физического насилия, угроз им использования беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего), желает совершения таких действий или понуждает путём шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшей (потерпевшего), желает склонить к таким действиям.

Субъектом преступления по ст. 131 УК может быть физическое, вменяемое лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста; по ст. 132 УК лица мужского или женского пола достигшие 14-летнего возраста; по ст. 133 УК - также лица мужского или женского пола, достигшие 16-летнего возраста.

Объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения защищающие нравственное и физическое здоровье, половую свободу и половую неприкосновенность малолетних и несовершеннолетних.

Преступления, посягающие на нравственное и физическое здоровье малолетних и несовершеннолетних, их половую свободу и половую неприкосновенность имеют более высокую степень общественной опасности в силу возраста потерпевших и определённого психологического эффекта преступления, перенесённого на будущую жизнь. В силу этого изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия наносят вред нравственному и физическому здоровью подростков, а также посягают на половую свободу и половую неприкосновенность этих групп населения.

Не случайно Государственная Дума РФ в 2003 г. приняла поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие ответственность "за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних". В поправках предусмотрено повышение с 14 до 16 лет возраста потерпевших от сексуального насилия и других преступлений "против половой неприкосновенности", которые теперь будут наказываться вплоть до лишения свободы на 5 лет. В случае, если растлителем окажется родитель, педагог или другой работник образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, он будет лишен свободы на срок до 7 лет и лишен права заниматься педагогической деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Кроме того, устанавливается ответственность "за распространение, демонстрации или рекламирование среди несовершеннолетних порнографических или иных материалов или предметов, способствующих половому возбуждению потерпевших"[12].

Одновременно с этим Государственная Дума отклонила законопроект (депутат Райков Г.И. и др.), согласно которому в Уголовный Кодекс возвращалась статья об уголовной ответственности за мужеложство по обоюдному согласию. Как представляется, здесь законодатель справедливо рассудил, что введение подобной уголовной ответственности означает ни что иное, как вмешательство в личную жизнь граждан.

Глава III. Иные виды преступлений против личности

Глава об ответственности за преступления против свободы, чести, достоинства личности выделена впервые в отечественном уголовном законодательстве, хотя составы преступлений, ныне вошедшие в эту главу, имелись и в УК 1960 г. Выделение рассматриваемой главы и отнесение её к разделу о преступлениях против личности, которым открывается Особенная часть нового УК, вытекает из конституционных положений об охране свободы, чести, доброго имени, достоинства личности (например, статьи 21 - 21 Конституции РФ).

Составы преступлений, предусмотренные главой 17, внутренне взаимосвязаны. В частности, посягательства на свободу человека, конечно, унижают его честь и достоинство. Вместе с тем, всё же можно выделить две группы составов, основным непосредственным объектом которых являются: а) личная свобода (статьи 126 - 128); б) честь и достоинство человека, включая оценку его личности окружающими и им самим (статьи 129, 130). Значение, которое законодатель придаёт уголовно-правовой защите личной свободе, чести и достоинства, видно из того, что подавляющее большинство соответствующих деяний относятся к преступлениям средней тяжести или тяжким. Это и понятно, так как указанные нормы носят и конвенциальный характер, соответствуя Всеобщей Декларации прав человека и Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

В группу преступлений против свободы личности включены похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар.

Под похищением (ст. 126 УК) понимается завладение человеком против его воли, захват, в результате которого он попадает в распоряжение похитителей. Для квалификации деяния как похищения, способ действия не имеет значения: обман, насилие, не опасное для жизни и здоровья (применение опасного насилия является квалифицирующим обстоятельством). Но во всех случаях похищаемому навязывается воля похитителя, ограничивается свобода передвижения и вообще возможности произвольного поведения. По общему правилу похищение переходит затем в удержание похищенного лица в соответствии с целями виновного. Но при всех условиях похищение признаётся оконченным с момента захвата похищенного лица, т.е. оно не относится к длящимся или продолжаемым преступлениям.

Законодатель не связывает квалификацию рассматриваемого деяния с указанием на цель и мотив похищения (за исключением упоминания о корыстных побуждениях). Но их надо обязательно устанавливать для индивидуализации наказания, а в ряде случаев - например, когда похищение осуществлено с целью вымогательства, сексуальной эксплуатации, из хулиганских или садистских и т.д. - для решения вопроса о квалификации по совокупности.

На сегодняшний день актуальность проблемы незаконного ограничения свободы не вызывает сомнений. Данная проблема является многосторонней. Она требует комплексного подхода в ее разрешении, поскольку зачастую данный вид организованной преступной деятельности имеет транснациональный характер, что осложняет борьбу с этим явлением в рамках одного государства.

На настоящий момент уголовное законодательство России не позволяет в полной мере направить деятельность правоохранительных органов на путь борьбы с данным явлением, особенно со случаями внешней торговли людьми. В частности, для обозначения деяний сопряженных с перевозкой людей и их эксплуатацией, некоторыми исследователями предлагается использовать специальный термин – «криминальная эксплуатация»[13]. Это мотивируется тем, что общественно-опасные деяния, связанные с перевозкой и эксплуатацией людей – явление многосложное. Наверное, поэтому, когда говорят о данной проблеме, используют самые разнообразные термины: это и наиболее часто используемый термин - торговля людьми, и работорговля, сексторговля, контрабанда людьми, иногда используется термин - незаконная миграция.