Смекни!
smekni.com

Астрономия наших далеких предков (стр. 1 из 4)

Галина Михайлова, Константин Порцевский, Валентин Юревич

Овладение временем и пространством

Ни одно животное не станет

смотреть вверх... Только это

нелепое создание — человек

тратит время попусту, глазея

на небо.

Герберт Уэллс. «Это было в каменном веке»

Величественна картина звёздного неба. Тысячи звёзд, мерцая и переливаясь, манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал и если нет, то возник ли сам или создан богами. Постижение звёздного мира бесконечно, но начало познания неба просто, потому что большинство небесных явлений повторяется совершенно одинаково несчётное количество раз. Однообразно повторяются суточный путь Солнца, порядок восхода и захода созвездий, лунные фазы, изменения на небе, связанные с временами года. Эти небесные явления настолько срослись с жизнью, что ими пользуются люди, животные и растения. Дуб «знает», когда его почки могут начать распускаться, а человек и без часов способен проснуться точно в намеченные им час и минуту. Птицы хорошо ориентируются по Солнцу, учитывая его дневное движение по небу; у них есть даже свои «навигационные» звёзды, по которым они находят путь в Африку и обратно. Североамериканская бабочка монарх, перелетая на зимовку в Центральную Америку, никогда не сбивается с дороги.

Всё это примеры астрономического ориентирования, выработанного живыми организмами бессознательно, в процессе эволюции. Когда же появился человек разумный, он стал осознанно ориентироваться во времени и пространстве и ради жизни, и ради трудовой деятельности, которая тогда занимала почти всё его время. Первобытные охотники и рыболовы должны были знать циклы жизни и пути миграции животных

Скотоводам нужно было вовремя перегонять стада на новые пастбища, как-то ориентироваться на местности, определять время наступления дождливых или засушливых сезонов, а в более северных местах — предвидеть наступление зимы или лета. Земледельцы оказались в ещё большей зависимости от сезонных изменений; их труд — посев и жатва — невозможен без календаря.

Именно практические потребности — ориентирование в пространстве и времени — привлекли внимание людей к небесным явлениям, к наблюдениям за перемещением Солнца, Луны, к суточному движению звёзд.

Тысячелетиями ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звёзды остаются одними и теми же и не меняют взаимного расположения. Он выделил несколько приметных фигур — созвездий. 40 тыс. лет назад они имели не такой вид, как сейчас. Большая Медведица была похожа на Большую Колотушку, не было привычной фигуры подпоясанного Ориона. Первые созвездия позволяли ориентироваться ночью, а главное, следить за движением ночного неба.

Сначала люди думали, что звёзды находятся только над плоской Землёй. Потом было открыто, что небо поворачивается вокруг нас, словно сфера с нарисованными на ней созвездиями. Большинство звёзд при этом так же, как Солнце и Луна, восходят и заходят, но в полуночной (северной) стороне, где Солнце никогда днём не бывает, есть звёзды, которые вообще не заходят. Надо только наблюдать за ними во время длинных зимних ночей. Если находиться на одном и том же месте и следить за восходом какой-нибудь яркой звезды из ночи в ночь, то станет ясно, что она всегда восходит в одном и том же месте горизонта. Это можно заметить, ориентируясь на далёкий предмет — дерево или гору. То же относится и к заходу звёзд.

А вот Луна меняет свои точки восхода и захода. Она не только движется вместе со звёздами слева направо, но ещё перемещается среди них от ночи к ночи справа налево. Если же заметить, что в какую-то ночь Луна была рядом с яркой звездой, то она вернётся к ней через 27,3 суток. Так был открыт период времени — лунный сидерический (от лат. sideis — «звезда») месяц, сказали бы мы сейчас. А смена лунных фаз — синодический (от греч. «синодос» — «соединение») месяц — завершается за 29,5 суток Она легла в основу первого — лунного календаря. Его появление относится к IX–III тысячелетиям до н. э. В эту эпоху возникают первые государства, усложняются мифология и язык, мышление в целом. В Мишне — сборнике толкований библейских текстов — говорится так: «Луна была создана для счёта дней».

Наблюдая за месячным движением Луны среди звёзд, люди открыли, что она движется в сравнительно узкой полосе небесной сферы, которую ныне называют поясом зодиака. Он был разделён на 27 или 28 «лунных станций». Это были небольшие группы звёзд, удалённые друг от друга примерно на 13°, так что Луна при движении по небосводу каждую ночь оказывалась в следующей группе. Среди них были приметные группы звёзд: сейчас это Голова Овна, Плеяды, Гиады с Альдебараном (Рога Тельца), Близнецы Кастор и Поллукс, Голова Льва с Регулом, выразительный Скорпион, а были и пустые, беззвёздные «станции».

Великим открытием стало и то, что по зодиаку кочуют ещё и "блуждающие звёзды«— планеты. Их выделили уже в глубокой древности. Первыми были открыты Вечерняя и Утренняя звёзды. Много веков спустя астрономы поняли, что это одна планета (Венера). Вероятно, первым догадался об этом Пифагор Самосский в VI в. до н. э. За несколько поколений до него Гомер упоминал обе эти «звезды» как разные светила. Затем, вероятно, был открыт Юпитер, а следом Марс — по степени яркости. Сатурн, по блеску едва выделяющийся среди ярких звёзд, и Меркурий — планету, которую трудно заметить, наверняка открыли люди, специально занимавшиеся наблюдениями неба (например, жрецы).

С движением Солнца дело обстояло сложнее: ведь днём звёзд не видно. Но люди догадались, что и Солнце перемещается относительно звёзд. Наблюдая за его восходом и заходом, люди видели, что место, где оно появляется над горизонтом, каждый день немного меняется. Замечая места восходов и закатов, они нашли в его движении новую важную закономерность. В дни летних солнцестояний светило вставало и садилось ближе всего к точке севера и несколько дней, самых длинных в году, не меняло мест заката и восхода. Потом точки восхода и заката день за днём удалялись от севера, пока через полгода не достигали мест, самых близких к югу, что означало наступление зимнего солнцестояния. В середине между «стояниями» по линии восток — запад располагались точки, где дважды в году Солнце восходило, чтобы отмерить день, равный ночи.

Когда лунный путь зодиак был разделён на созвездия, выяснилось, что какое-то из них обязательно оказывается на рассвете над местом восхода Солнца, а другое загорается вечером там, где оно закатилось. Зная созвездие, предшествующее Солнцу на рассвете, и созвездие, следующее за ним на закате, можно было легко определить, в каком созвездии между ними находится светило. Так было открыто годовое движение Солнца по зодиаку. Особенно важными на пути светила стали считаться те созвездия, в которых, судя по наблюдениям мест восходов, Солнце проходило четыре особые точки, деля свой годовой путь на почти равные отрезки.

Эти точки в средних климатических поясах отмечали и чередование сезонов. Весеннее равноденствие знаменовало возрождение природы. После него светило, поднимаясь по эклиптике из созвездия в созвездие, достигало к солнцестоянию наибольшего могущества. Потом оно начинало опускаться и в момент осеннего равноденствия пересекало границу Северного и Южного полушарий. С каждым днём вместе с увяданием природы Солнце оставалось на небе всё меньше времени. Наконец, в середине зимы, после зимнего солнцестояния, как бы преодолев усталость, оно начинало медленно возвращаться к «миру живых». Древние люди обожествляли Солнце. Совершая магические обряды, они старались «помочь» светилу благополучно преодолеть все трудности, которые могли встретиться ему на звёздной дороге.

Первобытные народы знали, когда происходили солнцестояния или равноденствия, так как с ними были связаны разливы рек и наступления тех или иных сезонов. Например, у скотоводов был весенний праздник. Он определялся началом весны, т. е. прохождением Солнца через точку весеннего равноденствия и полнолунием. Праздник приходился на разные числа календаря. Его надо было вычислять.

Итак, астрономические наблюдения, связанные с необходимостью ориентироваться во времени и пространстве, возникли на заре человеческой культуры. Уже тогда, задолго до появления письменности и государств, были сделаны многие важные открытия, связанные с расположением и видимым движением светил по небу. Так возникла астрономия — древнейшая из наук.

В конце каменного века (VI–III тысячелетия до н. э.) в благоприятных климатических условиях вблизи великих рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда, позднее — Ганга, Хуанхэ, ещё позднее — Янцзы — появились земледельческие племена. В тех местах и зародились древние цивилизации. Наблюдение за небом стало здесь важнейшим делом для жрецов. Проходили тысячелетия медленного накопления астрономических знаний. По уровню развития астрономии можно довольно верно судить об общем уровне древней цивилизации. Примечательно, однако, что первые цивилизованные народы относили свои астрономические знания к наиболее отдалённому, доисторическому, периоду своего существования.

Таким образом, задолго до того как человек научился ориентироваться на Земле и создал географию, он уже ориентировался во Вселенной, создав её первые модели. Овладение пространством началось с космоса и лишь впоследствии распространилось на Землю.

Ветхозаветная астрономия

Годовое изменение положения Солниа на небе отмечено в Библии. В Ветхом Завете в книге Иова сказано: «Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её» (38.12). Здесь говорится, что утро наступает не в одно и то же время, и заря, т. е. место, где восходит Солнце, тоже меняет своё положение относительно сторон горизонта.

В книге Иова отражены и другие астрономические познания её авторов: «Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?» (38.31), «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» (38.32). «Переводится» это так: «Можешь ли связать узел у Плеяд и развязать его у Ориона? Можешь ли ты вывести зодиакальные созвездия и Медведицу с детьми её водить?». Вероятно, записано это было в начале I тысячелетия до н. э., но здесь отразились и более древние представления кочевников, когда семитские племена ещё блуждали со своими стадами по Аравийскому полуострову.