Смекни!
smekni.com

Симфоническое творчество Скрябина (стр. 2 из 2)

После еще одного краткого проведения темы побочной партии предвосхищение основного образа второй части появляется у скрипки соло уже более развернуто. Эта нежная, светлая мелодия звучит как предчувствие большого счастья

Дальнейшее развитие приводит опять к величавой теме вступления с последующими фигурациями струнных, подготовляющими репризу. Реприза отличается от экспозиции многими особенностями изложения; однако основной музыкально-драматургический план не претерпевает существенных изменений. Побочная и заключительная партии в репризе перенесены в До-мажор. За репризой идет еще один большой раздел - вторая разработка. Временные просветления сменяются в ней драматическими эпизодами. Здесь проходят все предшествующие темы, в том числе и будущая тема второй части, которая звучит теперь глубоко трагически в низком регистре (в унисоне валторн и альтов), как бы знаменуя временное крушение светлых надежд.

Кода основана на ритмически измененной теме главной партии в размере 2/4, которая получает теперь еще более драматически сгущенный, неудержимо стремительный характер (ремарка Скрябина - "мрачно, задыхаясь, стремительно").1 Мощно нарастающее движение внезапно резко обрывается... И снова торжественно вступает основная тема - лейтмотив, утверждая господство героического начала симфонии, образуя переход ко второй части.

Вторая часть - "Наслаждения" (Lento, Ми мажор). Это отдых от бурь и тревог, страстное упоение радостью жизни. Слышатся "голоса природы" - шепот леса, трели и щебетание птиц (изображаемые затейливыми ритмическими фигурами флейт и других деревянных духовых). Великолепная, широкого дыхания основная тема Lento, наметившаяся в разработке первой части, развертывается теперь во всей своей красоте. В теме этой тоже ощутимы интонационные связи с лейттемой симфонии:

В развертывание музыки неоднократно вторгаются властные, волевые возгласы, связанные с кратким "трубным" мотивом из вступления симфонии (мотив этот появляется в обращенном виде в басу). Тем же мотивом начинается переход (Vivo) к финалу.

Финал - "Божественная игра" (Allegro, До'мажор) - радостно-возбужденный полет, ликующий порыв. Главная партия финала (по определению композитора - тема "божественной игры") отличается краткостью. Она образуется из слияния того же "трубного" волевого мотива и заключительного оборота лейттемы симфонии.

Форма финала сочетает классическую четкость сонатной структуры с большой сжатостью составляющих ее разделов. "Полетность", стремительность движения, характерная для главной партии, еще повышается в небольшом связующем разделе, обозначенном композитором ремаркой "задыхаясь, окрыленно". Лаконичная побочная партия более певуча, но сильно хроматизирована. Ее фактура полифонична: мелодии верхнего голоса противопоставлена выразительная мелодическая линия в среднем регистре.

Развертывание побочной партии, сначала относительно спокойное и плавное, перебивается вторжениями волевого мотива из вступления. Скоро и она приобретает господствующий в финале восторженно-приподнятый оттенок. Непродолжительное успокоение приносит лишь краткий заключительный раздел, настойчиво утверждающий тонику Соль мажора (доминанту от основной тональности).

В сжатой разработке принимают участие обе основные темы финала и лейттема из вступления симфонии. Напряженные подъемы чередуются с временными спадами. Последний, кульминационный раздел разработки основан на одновременном полифоническом проведении ритмически расширенных побочной партии финала (в верхнем голосе) и главной (в басу).

Реприза повторяет довольно точно весь музыкальный материал экспозиции с транспозицией побочной и заключительной в До мажор. В репризном проведении побочной партии обе ее основные мелодические линии проходят в двойном контрапункте октавы по отношению к их изложению в экспозиции. Наряду с отмеченным сочетанием двух тем в кульминации разработки - это еще один пример характерного для симфонического стиля Скрябина широкого применения полифонических приемов.

К концу репризы финала, после повторного утверждения волевого мотива, напряжение внезапно спадает. Кратко проходят друг за другом тема главной партии первой части и один из мотивов темы второй части, перебиваемые властно-активными фразами. Это как бы воспоминание о преодоленных, оставшихся позади испытаниях. После этого начинается последний подъем к коде финала - генеральной кульминации всего произведения. Она основана на преображенной теме "наслаждений", которая звучит теперь экстатически-восторженно у медных духовых, обвиваемая ликующими фигурациями струнных. -Торжественная, сверкающая кода-апофеоз завершается мощным проведением величавой лейттемы симфонии.

"С этой симфонией Вы сильно выросли,- писал Скрябину В. Стасов.- Вы уже совсем большой музыкант стали. В таком роде... как создана эта симфония, у нас еще никто не писал!".