Смекни!
smekni.com

Слово в защиту народности церковного пения (стр. 3 из 3)

6 Есть, правда, исключения. Мне, например, доводилось слышать одну любопытную аудиозапись, где некий греческий певец, выученный, по-видимому, в Европе, исполняет византийские песнопения в сопровождении хора (исон) в сладостно-страстной оперной манере, в темперированном строе. Так вот, один мой знакомый, дирижёр-хоровик по специальности, предложил мне прослушать две аудиозаписи - упомянутую выше и другую - с пением одного афонского старца. Относительно последней мой коллега отозвался как о классическом примере фальшивого и немузыкального пения, и предложил мне сравнить эту запись с упомянутой выше, которая ему, по-видимому, очень нравилась. По этому поводу привожу своё мнение. Выражаясь эстетическими категориями, первая аудиозапись, с точки зрения современной западноевропейской музыкальной культуры, - прекрасна, и, напротив, безобразна, относительно целей богослужебного пения. (Относительно второй аудиозаписи читай наоборот).

7 Хотя нельзя не отметить, что за последние столетие, в певческом быту старообрядческих общин (в особенности городских) поповского согласия, стали наблюдаться тенденции некого «омузыкаливания» хорового богослужебного пения, появляются оригинальные старообрядческие хоровые коллективы (как правило, долго не живущие), с влиянием академической манеры пения, записывающие диски и выступающие на концертной эстраде (достаточно вспомнить знаменитый Морозовский хор).

8 Напр., св. свщмч. Игнатий Богоносец

9 А также рассматривали его не как музыкальное искусство, но как нечто подобное философии и богословию.

10 А также и другие виды церковного делания, как опять же составление песнопения, вышивание и проч.

11 А некоторыми подвижниками - и постом, как в древние времена

12 Возможно ли во время певческого произнесения определённого богослужебного текста творить, например, молитву Иисусову?

13 т.е., выражаясь музыкально-исполнительскими категориями, слаженность ансамбля исполнителей, уровень постановки их голосов, владение певческой артикуляцией и др.

14 Вообще, определение понятия красоты богослужебного пения весьма относительно. Даже, если предположить, что существует некая объективная эстетическая красота этого пения, то его восприятие всегда будет субъективно, поскольку оно напрямую связано с уровнем нашего духовного развития и состояния (на данный момент).

15 Тогда ещё единой Церкви

16 Поскольку в Храме, согласно преданию, пели только левиты

17 Матф., зач. 108 (26:30) Марк., зач. 64 (14:26)

18 Бож. Литургия по чину Свт. Иоанна Златоуста. Заамвонная молитва.

19 Также, как и свв. Апостолы, будучи малограмотными, получили совершенный дар Св. Духа знания Свщ. Писания.

20 «Да не убо со гласом пения молитву творим, но со усердием сердец, ниже в показание, но со всякою кротостию и вниманием ума». См. сноску 2. Далее ниже следует толкование, что эти слова сказаны не ради уничижения богодухновенных гимнов, поскольку через них действовал Св. Дух, но ради «нравов пения» поющих.

21 Там же.

22 Пс. 50

23 См. сноску 2.

24 т.е. искусным (или искусственным) музыкальным образом

25 1 Кор. 14:40