Смекни!
smekni.com

Признание без вести отсутствующим или умершим (стр. 1 из 6)

Оглавление

Введение

Глава 1. Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим

1.1 Понятие безвестного отсутствия

1.2 Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории российского гражданского права

Глава 2. Процесс признания лица без вести пропавшим или умершим в практике современного гражданского судопроизводства

2.1 Процесс признания гражданина безвестно отсутствующим

2.2 Процесс объявления гражданина умершим

Заключение

Список нормативных актов и литературы

Введение

К особому производству относятся дела, в которых нет материально-правового спора, подведомственного суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или отсутствия факта, имеющего юридическое значение, закономерности или неправомерности совершения действий органами нотариата, загса, а также восстановление прав на утраченные документы определенного вида. В особом производстве суд не касается самих правовых последствий, вытекающих из установленных им фактов.

К делам, рассматриваемым судом в порядке особогопроизводства, относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

К делам особого рода относят факты признания граждан безвестно отсутствующими или умершими.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим или же умершим.

Изучение данной тематики является особенно актуальным в современном мире, где каждый день происходят исчезновения людей, без последующих объяснений и выискивания юридических фактов событий такого рода.

В 2002 г. приняты новые ГПК РФ и АПК РФ, регламентирующие деятельность судов при производстве дел особого производства. Таким образом, происходящие изменения в социально-политической и правовой сферах российского общества, действующем законодательстве, науке и технике свидетельствуют о несомненной актуальности темы настоящего исследования.

Проблему безвестного отсутствия или признания гражданина умершим нельзя считать всесторонне изученной. В научной и научно-публицистической литературе очень мало публикаций на эту темы. Исследовав источниковую мною были найдены труды таких авторов как: монографии М.К. Треушникова «Дела особого производства» (Москва, 1997, 1999), И.В. Решетниковой «Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве» (Москва, 2000), П.М. Филиппова и А.А. Мохова «Особое производство по гражданским делам: теория и практика (Самара, АСВТ 2005).

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов признания граждан безвестно отсутствующими и объявления граждан умершими.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели мне нужно найти решение для ряда промежуточных задач исследования:

- рассмотреть историю становления международного и отечественного института признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими;

- охарактеризовать современный процессуальный порядок признания граждан безвестно отсутствующими или объявления лица умершими, в российском гражданском судопроизводстве.

Глава 1. Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим

1.1 Понятие безвестного отсутствия

Безвестное отсутствие — юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах были неодинаковы. Некоторые законодательства государств принимали во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считался за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достигал этого возраста, он считался умершим. Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничивались назначением определенного срока, по истечении которого допускалось изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица[1].

Безвестному отсутствию издавна в праве уделялось особое внимание. Такого рода случаи были нередки в практике государств из-за банальных частых войн и эпидемий, уносивших миллионы жизней. Вплоть до XIX века исчезнувшие граждане именовались безвестно отсутствующими.

1.2 Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории русского гражданского права

В русском законодательстве определение безвестного отсутствия впервые было помещено в ст. 7 законов о состояниях (Св. Зак., т. IX). По силе этой статьи "лица свободных состояний, не записанные в податной оклад, считаются безвестно отсутствующими, если по отлучке их из местожительства не будет получено о месте пребывания их никаких сведений в течение 10 лет. Сверх того считаются безвестно отсутствующими, ввиду правительства, из свободных состояний те, которые отлучаясь за границу с узаконенными паспортами, останутся там на жительство, без особого на то разрешения, более пяти лет". Таким образом, русский закон различал, с одной стороны, безвестное отсутствие лиц свободного состояния, влекущее лишь гражданские последствия, если оно не сопряжено с отсутствием из пределов государства, от отсутствия лиц податного состояния, которые, кроме этих гражданских последствий, подвергались еще на основании 3 примечания к 7 ст. зак. о сост. (Св. Зак., т. IX) ответственности как за побег, установленной Уставом о паспортах; с другой же стороны, простому или частному безвестному отсутствию, заключающемуся в продолжающейся в течение определенного законом срока отлучке из места жительства без доставления о себе каких-либо сведений, противопоставлялось отсутствие "в виду правительства"[2], состоящее в пребывании за границей более пяти лет без особого на то разрешения или в неявке в отечество по вызову правительства. В последнем случае лица, виновные в неявке, подлежали уголовной ответственности, именно: если они в назначенный по усмотрению суда срок не могли доказать, что невозвращение их в отечество произошло по не зависевшим от них или по крайней мере уменьшающим их вину обстоятельствам, то беглецы приговаривались к лишению всех прав состояния и к вечному изгнанию из пределов государства, а дотоле считались безвестно отсутствующими, и имение их передавалось в опекунское управление (Свод Законов, т. XV; Улож. о наказ., ст. 326 и 327)[3].

Гражданские последствия одинаковы для всех видов безвестного отсутствия и касались семейных и имущественных прав отсутствующего, причем разница между этими последствиями заключалась, между прочим, и в моменте их наступления, а именно: для изменения семейных правоотношений был установлен пятилетний срок, а для имущественных — срок земской давности, т. е. десятилетний. Порождаемое безвестным отсутствием изменение семейно-юридической сферы заключалось в разрешении оставшемуся супругу просить свое духовное начальство о расторжении брака и дозволении вступить в новое супружество, причем для лиц лютеранского исповедания срок безвестного отсутствия одного из супругов полагался только годичный (Св. Зак., т. Х, ч. 1, ст. 54 и т. XI ч. 1, Уст. иностр. испов., ст. 256, п. 5)[4]. Имущественные последствия заключались во взятии имущества безвестно отсутствующего в казенный присмотр и в возможности предъявления к этому имуществу наследственных прав. Что касалось порядка признания лица безвестно отсутствующим, то ввиду особой важности последствий этого состояния Судебными Уставами императора Александра II был установлен особый, заменивший существовавшее прежде удостоверение безвестного отсутствия чинами от присутственных мест и полиции, порядок охранительного производства путем объявлений и вызовов, помещаемых в губернских ведомостях, и признание лица безвестно отсутствующим путем общего тяжебного порядка судопроизводства[5]. Согласно новым правилам "об удостоверении в безвестном отсутствии" лица, имеющие основание считать лицо, к имуществу которого они имеют законное притязание, находящимся в безвестном отсутствии, а равно и чины прокурорского надзора могли просить окружной суд, в ведении которого находится это имущество, об учинении публикации и принятии мер к охранению этого имущества, причем при этом они должны были доказать, что отсутствующий выбыл из места своего жительства, посредством представления засвидетельствованной копии с явочного о выбытии прошения или другим способом, а также свои права на имущество безвестно отсутствующего и представить определенное количество денег на публикацию, неисполнение чего влекло за собой отказ в принятии иска. Затем окружной суд, признав представленные доказательства достаточно подкрепляющими предположение безвестного отсутствия, делал постановление о троекратной публикации о безвестно отсутствующем в трех следующих один за другим номерах Сенатских Объявлений и издаваемых в России иностранных газет, одной французской и одной немецкой, а равно о назначении опекуна для защиты его прав и охранения его имущества. Попечители составляли реестр охраняемого имущество и пытались разыскать безвестно отсутствующего посредством публикаций в Губернских Ведомостях и Сенатских Объявлениях, повторяемых каждые полгода. С истечением пяти лет после первой публикации окружной суд по просьбе лиц, возбудивших это производство или явившихся по вызову наследников, приступал к рассмотрению дела, о чем в то же время издавал публикации Ведомостях[6].