Смекни!
smekni.com

Художественная техника пианиста

Вступление.

Фортепианнаятехника. «Приемызвукоизвлечения»(туше)


Подлинноеискусствонемыслимо безпрофессиональногомастерства.Развитие техническихнавыков напрактике нельзяотделить отмузыкально-пианистическогообучения. Понятие«техника пианиста»практикуетсявесьма широко,включая нетолько двигательныекачества, нои умение свободнои естественноиграть наинструменте.«Техника – этотуше, аппликатура,знание правилфразировки»,- писала французскаяпианисткаМаргарита Лонг.Точная естественнаяфразировкапомогает преодолениютрудностей,дурная – мешаетразвитию беглости,т.к. влечет засобой неправильныеи лишние движения.Развитие техникишироко и многогранно.Разностороннееобучение поспециальностипредусматриваетпостояннуюработу надтехникой. Рассмотрим3 вопроса:

  1. Накаком материалеосновываетсятехническоеразвитие учащегося.

  2. Связьтехническойработы смузыкально-техническимобучением.

  3. Основныетребованияпри работе надэтюдами.

В конце первого– начале второгогода обученияв репертуареученика появляютсяпьесы подвижногохарактера.Постепенноих скромныетехническиезадачи становятсясложнее, а некоторыесочиненияставят цельюразвитиеопределенноготехническогонавыка (например,«Шуточка» и«Токкатина»Кабалевского– третий, четвертыйкласс в школе).В репертуареучеников пятого– шестого классаэтюды А – dur и F – durор. 27 Кабалевского,«Тарантелла»Прокофьева.В конце обученияв школе мы учимпрелюдииКабалевского,этюды Аренского,содержащиезначительныетехническиетрудности. Навсем протяженииобучения работанад развитиемтехники непосредственносвязана схудожественнымипроизведениями.У некоторыхпианистов прихорошем развитииодних элементовтехники сильнострадают другие.В отдельныхслучаях – этонедостатокданных. Но чаще– в нежеланиисебя утруждатьи в незнанииправильнойсистемы и методаработы. Современнаяфортепианнаяпедагогикарассматриваетупражнения,как одно изважнейшихсредств формирования,развития техникиисполнения.Работая надупражнениями,необходиморассматриватьфортепианнуютехнику в самомшироком смысле.При этом в центревнимания –освоение различныхприемов звукоизвлечения,овладение всемивидами туше.Успешное освоениеупражненийможет быть лишьпри условиипостоянногоосязательного,слухового идвигательногоконтроля. Нижеприводитсяописание различныхвидов туше –основных красокмногоцветнойзвуковой палитры,и способов ихвоспроизведения.

Важно, внимательновчитавшисьв описаниевнешних движенийи мышечныхощущений вигровом аппарате,обеспечивающихконтакт синструментом,характер штриха,силу удара,контроль свободыруки, кисти ит.д., проверитьих на собственномопыте.

Процесстехническогообучения наболее высокойступени представляетсяв основномтаким:

  1. Одновременныеи последовательныезанятия всемиэлементамина короткихупражнениях,позволяющихосуществитьпостоянныйосязательныйконтроль,необходимыйв ходе серьезныхзанятий.

  2. Одновременноеразвитие техникипри изучениимузыкальнополноценных репертуарныхпроизведений,техническиполезных дляданного ученика.

  3. Вслучае необходимости– дополнительнаяработа надограниченнымколичествомэтюдов, тщательноотобранныхдля окончательногопреодолениятрудностей.Используемыеобыкновенноэтюды, как правило,не отличаютсябольшой художественнойценностью. Вбольшинствеслучаев ониизлишне длинны,не удобны дляусвоения, частобессодержательны,рассчитаныпреимущественнона развитиеодного видатехники.

Только работанад короткимиупражнениямипозволяетсосредоточитьвсе вниманиена ритмическойстороне игры,правильныхощущениях идвижениях,качестве звукаи туше. Поэтомуизучение упражненийс точки зрениятехническойподготовки,намного рациональнее,чем поверхностноепроигрываниеэтюдов.


О свободе.


Главнымусловием хорошегозвукоизвлеченияи техники являетсяабсолютнаясвобода руки,запястья ивсего телавообще. Толькопальцы и суставыкисти должныпри необходимостиболее или менеефиксироваться.Поэтому первостепеннойзаботой каждогопианиста должнобыть стремлениедобиться абсолютнойсвободы и сохранитьее в полноймере.

Упражнения:

  1. Стоя:

а) поднимаемруки в сторонуот корпуса ипроизвольноопустим их,сознательнососредоточившисьна полной пассивностиих падения.

б) раскачаемруки вдолькорпуса и продолжимих пассивноеколебаниевплоть до остановки.

в) размашистымидвижениямивращаем вытянутымируками вокругкорпуса и надголовой с ощущениемабсолютнойсвободы плечевыхсуставов.

г) Поднимаемплечи и внезапнолегко и непроизвольноопускаем их.

  1. Сидя:

а) оперевлокоть о ладоньдругой руки,двигаем предплечьявверх-вниз,одним движением,без остановкив крайних точках.

б) описываемкруги предплечьем,оперев локотьо ладонь другойруки.

в) подвесимкисть, опершисьтремя среднимивытянутымипальцами о крайстола. Рукавесит безвольнос ощущениетяжести в локте.Отведем ее всторону откорпуса (пальцыостаются настоле, послечего внезапноопустим и дадимвозможностьсамостоятельноколебатьсявплоть до полнойостановки).

г) свободнои легко положимкисть до запястьяна край стола(суставы кистислегка согнуты).Другая рукакрепко захватываетснизу первуюнад локтем ивытягиваетее вперед. Запястьепри этом пассивнои мягко приподнимаетсявверх, кистьопрокинетсяи ляжет на тыльнуюповерхностьпальцев, темсамым мы тренируемпассивностьзапястьев.Мгновениеостаемся в этомположении, апотом дадимвсей руке свободноупасть подсобственнымвесом назад.

д) уперевтретий палецо край стола,легко двигаемкистью в запястьебез перерывавверх-вниз.Движения чередуютсяс круговымидвижениямизапястья.

е) легко машемкистью в запястье.


Принципыдвижения кистейи рук.


  1. Принципыестественности.

Стараться,чтобы положениярук и корпуса,не включалинеестественныхэлементов,которые большейчастью осложняютигру и увеличиваютусталость.

  1. Принципэкономности.

Все движениясовершаемэкономно: чередуямышечное напряжениеи расслабление,следим за изоляциеймышечногонапряжения.Для совершенногодвижения необходимо,чтобы не связанныес движениеммышцы оставалисьсвободными.Распределениемышечногонапряжения:большинстводвижений совершаетсяблагодарясогласованномудействию несколькихмышц однойфункции. Следуетстремитьсяк тому, чтобыглавную нагрузкунесли самыесильные мышцы,а самые слабыебыли загруженыменьше всего.

  1. Принципцелесообразности.

Вся двигательнаядеятельностьво время игрыдолжна иметьсмысл и непревращатьсяв формальныйшаблон.


Укреплениепальцев.


Только убедившисьв том, что рукаи запястьеабсолютносвободны икисти дисциплинированны,можно приступитьк дальнейшемуосвоению –укреплениюпальцев.

Устойчивостьпальцев вырабатываемна звуках с2,d2, e2,f2 от второгок пятому пальцу.Ударяем попеременното правой, толевой рукойклавиши приблизительнопо десять разподряд безнапряжения.

На «раз» слабоударяем вторымпальцем левойруки звук «фа»малой октавы.На «два» нажимаемклавишу беззвучно,но очень сильнои ощутимо: припомощи трицепса,после чегототчас же прекращаемнажатие. И,убедившисьв свободе руки,одновременнопотихонькувыдвигаем еевперед. Этимдвижением рукизапястье плавно,легко и, главное,автоматическидостигает болеевысокого положения.

На «три» кистьопрокинетсятак, что пальцылягут на тыльнуюповерхностьфаланг, локотьпри этом утяжелени свободноопущен. На «четыре»под весом рукикисть автоматическиопускаетсядо самой низкойточки. На «пять»свободно свисает,держась заклавишу играющимпальцем, на«шесть» спокойнымдвижениемвозвращаетсяв начальноеположение. Этидвижения рассчитанына освобождениеруки от напряжения.Главное, чтобызапястье былодействительнопассивным,чтобы оно возникалоавтоматически,в результатесдвига рукивперед. Главнаяработа каждогопианиста сохранятьв процессеукрепленияпальцев свободуруки, а особенноне напрягатьмышцы предплечья.

Важным условиемдля более сильнойигры нажатиемпальцев являетсяучастие крупныхмышц руки. Особенноопасно напряжениемелких мышцпредплечья.Постояннаяи чрезмернаяих фиксацияможет привестик так называемомупереигрываниюруки.


Приемы игрыlegato.


В пальцевойтехнике мыразличаемследующиеприемы легато.

  1. нажатиемпальцев.

  2. ударомпальцев.

Приемы легатонаписанием(палец лежитперед звукоизвлечениемна клавише)

а) legato строгое

б) legato звучное

в) legato пассивное

г) legato сотскоком

Прием legatoударом (палецперед звукоизвлечениемподнят надклавишей).


Legato сверху.


При игрекантиленыприменяем приемlegato нажатием:

а) espressivo сопорой

б) espressivo весомсвободной руки

в) legatissimo espressivo.

Приемы legatoнажатием занимаютв фортепианнойтехнике ведущееместо. Они делаютвозможнойсовершеннуюсвязь тонов,певучесть,плавностьзвучания.

Legato нажатиемнезаменимо,например, ввыразительныхпассажахвстречающихсяв сочиненияхчаще, чем можнопредполагать.

Звукоизвлеченияударом, наоборот,лучше всегоприменять вчисто техническихпассажах, требующихзвуковогоблеска, упругостии легкости.


Legato строгое.


Такая форма«легато» обычноприменяетсяредко. В основном,применяетсяв медленномтемпе (при игреокончаний вофразе ( ) на однойноте).

Существеннымтребованиемв игре являетсятенденция кигре касанием.Это означаетне подниматьпальцы сознательнои не применятьудара. Важнейшееусловие – палецдолжен сохранитьв своем мясистомкончике постояннуючувствительность,необходимуюдля «творящего»и чуткого нажатия.Эта специфическаячувственностьсвязана с ощущениемлегкой тяжести,исходящей изнепосредственнойопоры пальцев– суставовкисти. Болеесильное тушетребует, конечно,поддержкибольшего источникасилы – руки иплеча. Пальцыперед звукоизвлечениемлежат на клавишах.После звукоизвлеченияпалец не поднимаетсянад клавишей,а лишь отпускаетее и остаетсялежать на ней.Отпускатьклавишу следуетмгновенно,строго в моментнажатия следующегопальца. В противномслучае появятсяпризвуки, клавишимогут передерживаться.


Legato звучное.


Как мы ужеотмечали, бываютдва типа пассажей– выразительныеи блестящие.С выразительнойтехникой мывстречаемсяочень часто:в сочиненияхБетховена,Шуберта, Шопена,Шумана, Брамса,в произведенияхимпрессионистов.Пассажи у этихкомпозиторовбольшей частьюотличаютсяочень серьезныммузыкальнымсодержанием,богатой мелодическойи гармоническойструктуройи сами по себевыражают определенныйсмысл. Для своейреализацииони требуютболее певучего,более способногок гибким изменениямприема, чемзвукоизвлечениеударом. Legatoсверху – способ,рассчитанныйна блеск и эффект.У нас, к сожалению,в пальцевойтехнике егоприменяютслишком частои где не нужно.

Типичнуюблестящуютехнику мынаходим чащевсего у Мендельсона,Вебера, Листа.Такая техникатребует упругогоудара. В легатозвучном рукасохраняетестественныйвид. Слегкасогнутые пальцыочень чувствительны«творящие».Клавиши отпускаютсястрого, ноподнимаютсянад ними несознательно,а непроизвольно,и лишь настолько,чтобы палецбыл готов нажатьклавишу дляизвлеченияследующегозвука. Уже самоназваниепредполагает,что нажатие,в отличие отдругих видовтуше, усилено.При этом можетвозникнутьнапряжениененужных мышц.Применяем весруки и крупныемышцы. Веспереноситсяс клавиши наклавишу вращательнымдвижениемзапястья ируки. В рукедолжно бытьощущение свободнойтяжести, в пальцахчувство опорыили погруженияв клавишу. Рукас запястьемописываетнепрерывныйкруг или полукруги( , , ).

У

пражнения:

Кроме переносавеса рукиотрабатываютсятакже приемутяжелениявеса на отдельныхучастках илиакцентированныхзвуков ( ).


Для освобождениякисти достаточноизменить приемлишь на одномзвуке, напримерна самом высокомпри игре пассажейвверх – вниз:упругим, нолегким толчком(рикошетным)оттолкнемся,но не будемудаляться отсамой высокойклавиши (с помощьюпружинящегоподъема локтяи одновременнойопоры на мизинецили другойпалец). Кистьприобрететиное, наклонноеположение поотношению кпальцам, и ужеэтим движениемдостаточноосвободиться.Затем при игренисходящейгаммы онавозвращаетсявместе с локтемв нормальноеположение.Кисть должнабыть особенногибкой и податливой.Еще один элемент,используемыйдля освобождениякисти – вибрация.

  1. Бетховен.Соната (cis-moll)соч.27 №2.


  1. Ф.Лист. Этюд«Блуждающиеогни».


В примеребоковой вибрации(1) берем первыйзвук поворотомкисти влево,второй поворотомкисти вправо,и так далеепокачивающимсядвижением. Ввертикальнойвибрации (2) беремпервый интервалдвижением вниз,второй – движениемвверх. В быстромтемпе движениясокращаютсядо т.н. мелкойдрожи.

Legato пассивное.


Легато пассивноеявляется самымслабым, самымнежным туше,без которогонам не удаетсясоздать воздушныеимпреонистическиеи поэтическиеобразы. Названиетуше говорито том, что рука,кисть и пальцыдолжны бытьабсолютносвободными,легкими, упругими.Кисть не должнасохранятьвыпуклое положение,пальцы сознательноне поднимаютсянад клавишами,а нажимают ихоблегченнымвесом кисти,но ни в коемслучае не активнымдействием(нажатием илиударом). Пальцыприкасаютсятолько мягкойподушечкой,а не кончиком.Для того чтобывес кисти какможно болеенежно и легко«нанести» наклавишу, запястьеследует держатьнесколько выше,чем обычно,чтобы кистькак бы была нанем подвешена.Единичныйпассивный приемзвукоизвлеченияпредставляетсобой своеобразное«поглаживание».Самым сложнымпредставляетсяисполнениедлинного пассажасо сменой позиции,подкладываниеми перекладываниепальцев. Здесьмы не сможемизбежать комбинацииприемов. Т.о.применениепоследовательногои типичногопассивноголегато ограничиваетсяотдельнымизвуками илигруппой звуковбез смены позиций.Применяетсяв основном наслабой динамике(р, рр).

К. Дебюсси.Этюд ля бемольмажор. «Арпеджио».


Пассивноеlegato – типичноеимпросинистическоетуше. Однакооно не соответствуетмоцартовскомустилю и емуподобным, гдеpianissimo, дажесамое хрупкоедолжно бытьне хрупким итуманным, аясным и выразительным.В таких случаяхна рр мы применяемтуше, при которомбудем умереннофиксироватьпальцы.


Legato сотскоком.


При легатонажатием можетвозникнутьопасностьзадержанияклавиши, а,следовательно,и продлениезвука. Поэтомудолжны не тольколегато сверху,но и в приемахнажатия развиватьупругость илегкость пальцев.Для достиженияэтого во времязанятий следуетприменятьlegato с отскоком,при которомпалец в моментнажатия следующимпальцем, оченьлегко, упруго,и сознательноотскакиваетот клавиш. Приемомотскока, преждевсего, вырабатываетсяподатливостьсуставов кисти.Legato с отскокомпрежде всегоучебный прием.Однако применяетсяон и в исполнении,главным в украшениях,если они должнызвучать особенновыразительнои проникновенно.Движение пальцевисходит непосредственноиз суставовкисти.

Упругий отскокпотренируемна форшлаговомварианте. Чтобыфоршлаг звучалособенно сильнои сочно, увереннофиксированныйпалец долженотскочить отклавиши оченьбыстро, егокончик устремляетсяпод кисть (ладонь),как бы выдалбливаязвук из клавиши.

Форшлаговыйвариант одновременновоспитываетнескольковажных компонентов.

а) податливостьсуставов кисти

б) подвижностьи легкостьпальцев приотскоке

в) крепостьпальцев, играющихглавные акцентированныезвуки. Одновременносвобода рукии запястья приисполненииакцента.


Легато сверху.


В легатосверху суставыкисти образуютсвод, пальцыслегка поднятынад клавишами.Ударяют ихкончиками прямосверху оченьлегким и упругимтолчком. Одновременнос ударом следующегопальца предыдущийтак же легкои упруго возвращаетсяв предыдущееположение надклавишами.Чрезмерноесгибание и дажескрючиваниепальцев приводитк напряжениюмышц предплечьяи усталостикисти. Особенноподвержен такойпривычке мизинец.Столь же опасени чрезмерныйподъем пальцев,вызывающийеще большеенапряжениемышц предплечья,что может привестик переигрываниюкисти. Поэтомубудем подниматьпальцы лишьслегка. Темболее будемследить за ихтолчком, упругимпадением инемедленнымотскоком послезвукоизвлечения,но ни в коемслучае не силойили толчкомпальцев созначительнойвысоты. Приигре в медленномтемпе, частойошибкой бываетмедленноеопусканиепальцев наклавиши. Хорошоусвойте разницумежду медленнойигрой и медленнымидвижениями.

(Ф.Лист. Рапсодия№11. Мендельсон.Концерт№1 (I I Iч.)).


Легатиссимоlegatissimo.


В исполненииэтот приемприменяетсяредко. Оно скорееучебный прием.Упражнениядвумя способами:либо затягиваетодин звук последругого и держитвсе так долго,пока пальцывынуждены будутперегруппироваться(1) в новое положение(так называемоеполное legatissimo),либо передерживаниемзвука наполовинуих длительностии только потомотпускаемпредыдущийпалец (так называемоеполовинноеlegatissimo) (2). Занимаясьлегатиссимо,мы применяемвыразительныйприем нажатиемопоры (опорой).Однако пальцыв этом случаеошибаютсябольше, чем приигре кантилены,когда они почтивытянуты. Наэтом приемемы активнотренируемкрепость пальцев.Однако нужнопозаботитьсяо том, чтобыкрупные мышцы,вовлеченныев работу, послезвукоизвлечениятот час же прекратилиинтенсивноенажатие пальцеви чтобы кистьи рука оставалисьсвободны.

  1. И.Шалго «Березка».


  1. Ф.Шопен. СонатаСи минор. IIч.


Приемызвукоизвлечениясвободнымпадением.


Свободноепадение всейрукой.


Распространенныйтермин «свободноепадение» несовсем точный.Правильнеебыло бы сказать«направленное,сдержанноеопусканиеруки». Свободноепадение руки,как правило,применяетсяпри ее переносев отдаленноеположение,преимущественнов бравурной,требующейбольшого размахаигре, где требуетсясмелость, и гдебыла бы неуместнаосторожнаяигра с тщательноприготовленнымиперед прикосновениемпальцами. Свободноепадение руксовершаетсятак: плавноподнимаем рукуот плеча догоризонтальногоположения и,единым непрерывным,округлым движениемв сторону дадимей опуститьсяна клавиши вотдаленноеположение.Локоть естественнои непринужденноотодвигаетсяот корпуса. Придвижении предплечьезависает влокте, несколькоопущено и естественноповернуто ккорпусу. Кистьпассивно свисаетот запястья.Кисть у своеговертикальногоположениядолжна постепенноперейти вгоризонтальное,наиболее естественно,это произойдетв самой высокойточке: на границеподъема и паденияруки. В такомположении рукаопускаетсядо тех пор, покавытянутыепальцы мягконе опустятсяна клавиши.

Свободноепадение привелобы, несомненно,к слишком резкомуудару пальцамипо клавишам.Качество звука,естественно,пострадалобы. Этого можноизбежать, еслируководить«направлять»или несколькотормозитьпадение руки.Поэтому мыдолжны ударятьпо клавишамс небольшойвысоты массивнойчастью вытянутогопальца, но нев коем случаене кончиком.Нужно представить,что они не падаютна твердоедерево, а словно«погружаются»в податливыйматериал. Послезвукоизвлечениякисть не останавливается,а продолжаетпадение до техпор, пока рукане потянет еевверх, для подготовкик следующемупадению. Свободноепадение применяетсяне только вбравуре широкогоразмаха и влирическихпартиях, присовсем слабойдинамике, приисполнениимягкого выразительноготуше, или первогозвука приемомснятия.

Главнаязадача: - качествозвука. Об этомне придетсябеспокоиться,если рука будетсвободна, мысоответственнонаправим падениеи чувствительнопогрузим вытянутыепальцы в клавиши.

Упражнения:

Легкий иупругий отскоки падение клавишна пальцы.


Свободноепадение отлоктя.


Свободнымпадением отлоктя мы играеминтервалы,аккорды и отдельныезвуки чащевсего в сильнойдинамике, еслив них выраженорешительноеили патетическоесодержание.

Исполнение:

предплечьеподнято отлоктя, рука стяжелым локтемсвободно опущена,с высоко поднятогозапястья кистьсвисает совершенносвободно, пальцынаправленык клавишам. Ониабсолютносвободны ипоэтому естественновытянуты. Тольков сильной динамикепальцы несколькофиксируютсяв суставахкисти.

Пальцы достаютклавиши снезначительнойвысоты, чутьсдержаннымсвободнымпадением. Тушесобраннымикончикамипальцев наиболееупругое. Одновременнос извлечениемзвука кистьс запястьемпружинят«вверх-вниз».

Нельзя применятьтолчок. Применяетсянаправленноенадавливание.

Ф. Лист. Концертми бемоль мажор.


STACCATO

  1. Пальцевое:

От клавиши:

а) пальцевоеот клавиши(при слабойдинамике)

б) staccatissimo


Сверху:

staccatoсверху

  1. Рукой отлоктя от запястья

От клавиши:

а) staccato броском


б) staccatoотражением

(рикошетом)

Сверху:

а) staccatoсвободнымпадением

руки.

б) локтевоеstaccato.

в)staccato запястьем.


Staccato пальцевоеот клавиши.


Рука и запястье,и кисть абсолютносвободны,приготовленныепальцы лежатна клавишах.После слабого,легкого и короткогоудара, палецтот час жеотскакивает,почти не отдаляясьот клавиши,staccato пальцевот клавиши (вслабой динамике)шлифует короткоеи легкое тушеи развивает,подобно legatoпассивному,чувствительностьи нежность вкончиках пальцев.

Л.В. Бетховен.Соната ля мажор.Соч. 2.№2 I I – часть.

Largo appassionato.


Stakkatissimo.


Являетсяодним из самыхдейственныхприемов длявыработкитвердостипальцев, особенноих ногтевыхфаланг. В исполненииего применяют,когда требуетсяисключительнорезкий, отрывистый,жесткий звук.Подготовленный,фиксированныйпалец отскакиваетили резко скользитчерез клавишу(край клавиши)по направлениюк ладони, словно«выдалбливает».

Фиксацияпальцев и суставовкисти, необходимаяв момент звукоизвлечения,должна бытьсразу нарушена.Палец возвращаетсяв исходноеположение, акисть, запястьеи рука остаютсясвободными.

Прокофьев.Сарказм №2.


Staccato пальцевое(сверху) толчком.


С помощьюпальцевогоstaccato сверхувырабатывается,прежде всего,податливостьсуставов кисти,легкая подвижностьи пружинностьпальцев.

Играющиепальцы передзвукоизвлечениемслегка приподняты.Клавишу нажимаюткак можно легче,прямо сверхуи предельнопружинисто.Молниеносновыполненныйтолчок и отскок.Одновременнос прикосновениемк клавишампальцы точнотакже проворнои легко возвращаютсяв исходноеположение.

Staccato пальцевоеприменяетсяпри игре в быстромтемпе или, еслинад ними подстаккатнымизвуками естьудерживаемыйголос.

Упражнения:


Staccato броском.


Рука и запястьеабсолютносвободны иподатливы.Неиграющиепальцы чуть-чутьприподняты,играющие (всоответствиис динамикой)более или менеефиксируютсяи подготавливаютсяна клавишах.Ударяют ихкоротко, одновременнос ударом кистьс предплечьемпри участиируки легкоподскакиваютнад клавишамии одним, непрерывным,плавным инаправленнымдвижениемпадает назаддля подготовкиследующегоудара. Повторно:движение начинаетсяот локтя приучастии руки.

Применяются,как правило,в медленныхэпизодах, собособленнымизвуками, интерваламиили аккордами,где есть возможностьподготовитьпальцы передиспользованиемприема.

Такое жестаккато оченьчасто используетсяв конце пассажейпри бравурнойигре, основаннойна широкихдвижениях. Приэтом главнымприемом звукоизвлеченияявляется отрывистыйудар. В сильнойдинамике следуеточень резкоотбросить илиоттолкнутьруку в концевиртуозногопассажа, а вслабой какможно легчеи воздушнееоттолкнуть.Иногда рукаподбрасываетсяпрямо вверх,иногда в сторону.


Шопен. Скерцоси минор. Prestocon fuaco.


Staccato рикошетом.


Кисть и пальцызафиксированы.Сильным, резкими короткимударом кисть,ведомую запястьем,отталкиваемпо направлениюк крышке инструмента.Рука, совершающаяэтот прием,быстро вытягивается,кисть свисаетот запястья,пальцы сжимаются,как бы «сворачиваясь»в кулак. Почтиодновременносо звукоизвлечением,напряжениев руке снимается,кисть рукирасслабляетсяи отпускаетсядо исходногоположения,пальцы готовятсяк новому удару.При исполнении стаккато рикошетом,значительнаяроль принадлежитвсей верхнейчасти корпуса,которая в моментрикошета рукойвперед отклоняетсяназад.

Этот сильныйи резкий приемиспользуетсяв этюдах с ярковыраженнойкульминацией,при патетическихакцентах.

Ф. Лист. Этюд«Дикая охота».


Стаккатолоктевое.


Рука с утяжеленнымлоктем свободноопущена, предплечьеприподнято.От высоко поднятогозапястья кистьсвисает свободновниз, пальцынаправленык клавишам. Ониполностьюрасслабленыи спокойновытянуты. Всильной динамикепальцы несколькофиксируютсявместе с суставамикисти, в которыхони надежноукреплены.

Звук извлекаетсясвободнымпадением пальцевна клавиши свысоты несколькосантиметров,свободно спокойноудерживаемым,но неактивнымударом кончиковпальцев – оченьлегким, неупругим.Мышцы предплечьяне должнынапрягаться.Локоть словносмазанныймаслом.

Локтевоестаккато применяетсягораздо чащеи шире, чем другиевиды стаккато.Его используютв быстрых исамых быстрыхтемпах, одинаковов сильной ислабой динамике.

Моцарт. Сонатаси бемоль мажор.К 570 - I I I часть.


Моцарт. Сонаталя мажор. К331- I I I часть.


Стаккатозапястное (рр).


Запястноестаккато применяетсятолько приисполнениилегкого вибратов очень быстрыхэтюдах, когданеобходимосыграть обрывистыезвуки и интервалыв слабой динамике.

Вся рука иособенно запястьесовершенносвободные,упругие, податливые,легкие. Пальцысвободно свисаютот суставовк кисти, котораядаже при подъемесохраняет своевыпуклое положение.Чем быстреевибрация, темменьше колебания,при этом пальцыпочти не отдаляютсяот клавиши.

Кисть легкои непосредственноподнимаетсяв запястье икак можно болееупруго и легкоопускаетсяна клавиши.Пальцы фиксируютсяс ощущениемзаостренностив кончикахнастолько,чтобы навернякапопасть наклавишу. Отскоксовершаетсятолько движениемзапястья, безучастия пальцев.Следует предостеречьот примененияэтого приемав сильной динамикеи от чрезмерного,судорожногоподъема кисти.


Заключение.


В заключениехочется сказать,что при всейэтой работенад техническойстороной, нельзязабывать оглавной цели– художественнойпередаче замыслаавтора, раскрытияобраза.

Техника нецель, а средстводля передачизамысла. Впианистическойпрактике, понятно,могут возникнутьопределенныеизменения,вольности,комбинацияи приемов движений.Для выраженияконкретногосодержаниячасто требуютсясвоеобразныеотклоненияот школьногоспособа игрыс «образнымидвижениями».Если интерпретаторпонимает иправильночувствуетсодержаниепроизведенияили фразы, всякиевнешние проявлениявозникнут самипо себе, рефлекторно.

Двигательнуюреакцию навнутреннеепереживаниечасто невозможнопреодолеть.В конце концов,она естественнаи понята. Интерпретатор,особенно сживым темпераментом,должен, однако,постоянноконтролироватьсебя, чтобыукрощать свойпыл, проявляющийсяв преувеличенныхдвижениях.Основной нашейзадачей являетсявоспитаниеграмотногопианиста, обладающеготехническойэрудицией,понимающего,что техникаявляется лишьсредством кдостижениюсовершенства,в котором, однако,подлинноеискусство неможет не нуждаться.


Д

ЕПАРТАМЕНТКУЛЬТУРЫ ИИСКУСТВА ТУЛЬСКОЙОБЛАСТИ

НОВОМОСКОВСКОЕМУЗЫКАЛЬНОЕУЧИЛИЩЕ


РЕФЕРАТ

по методике,педагогикеи психологии

тема:«Художественнаятехника пианиста»


студенткиIV-курсаМеркуловойАнны

педагог-консультант:Хаджиева М.В.


2001г.


Содержание:

стр.


Вступление………………………………………………………………..1

Освободе………………………………………………………………….2

Принципыдвижения……………………………………………………..3

Укреплениепальцев……………………………………………………...4

Legato………………………………………………………………………5

Stakatto……………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………….17