Смекни!
smekni.com

Особенности сонатной формы в вокальной музыке (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Сонатная форма

"Развалину башни, жилище орла"

Схема формы хора С.И. Танеева

Анализ формы и средств музыкальной выразительности

Заключение

Литература

Введение

"К области вокальной музыки вообще относится всё, что предназначено для исполнения одним или несколькими человеческими голосами как без инструментального сопровождения, так и с сопровождением"1. Исполнение голосами без сопровождения называется acappella ("как в часовне"). Этот термин применяется преимущественно для хорового пения без сопровождения.

Вокальные формы имеют продолжительную историю (примерно с IX века). Они возникли раньше, чем инструментальные и оказали на них влияние.

Особенностью вокальных форм является тесное взаимодействие словесного и музыкального текстов, которое можно свести к трём основным типам:

подчинение словесного текста музыкальному;

подчинение музыки словесному тексту;

равноправие музыки и словесного текста.

Именно наличие текста ведёт к тому, что наряду с классическими инструментальными формами (период, простые двух и трёхчастные формы, сложная трёхчастная, рондо, реже сонатная форма) в вокальной музыке появляются специфические, характерные именно для неё: куплетная, куплетно-вариационная, сквозная формы.

Сонатная форма

Сонатная форма является наивысшим достижением музыкального искусства. Это наиболее сложная, богатая, развитая и одновременно цельная из гомофонных форм. По определению Л. Мазеля сонатной формой называется "такая репризная форма, в первой части (экспозиции) которой содержится последовательность двух тем в разных тональностях…, а в репризе эти темы повторяются в ином соотношении, чаще всего тонально сближаются, причём наиболее типично проведение обеих тем в главной тональности. Средний раздел … представляет собой разработку, то есть тонально неустойчивую часть, развивающую, разрабатывающую темы экспозиции". Из определения ясно видно, что процесс движения в сонатной форме имеет три фазы: экспозиционную, в которой слушатель знакомится с "действующими лицами", разработочную, спровоцированную экспозиционным конфликтом, и репризную, которая представляет собой итог, результат всего предшествующего развития.

Экспозиция - это раздел, основанный на показе противоположных тем. Их контраст может быть различен, но наиболее типичным является активный, действенный характер главной партии и более спокойный, уравновешенный - побочной партии. Тип контраста в сонатной форме особый - это так называемый производный контраст, а не контраст-сопоставление как в сложной трёхчастной форме. Из элементов главной партии, повторенных или преобразованных, вырастают все темы сонатного allegro.

Тонально-гармоническое строение главной партии направлено на утверждение главной тональности. Она может быть тонально замкнута, либо разомкнута. Тональная незамкнутость выражает непрерывность, устремлённость развития.

Форма главной партии обычно простая. Это может быть период, простая двух и трёхчастная формы, свободное построение, как исключение - сложная 3-х частная форма.

С тематической стороны главная партия бывает однородная и контрастная. В однородных главных партиях всё развитие основано на кратких элементах, мотивах. Контраст бывает внутренним и внешним (внутренний контраст представляет собой сопоставление различных элементов, внешний основан на сопоставлении начального материала, вступления, и основной части).

Между двумя основными темами, главной и побочной партиями, помещена связующая часть. Её основное назначение - связать эти темы плавным переходом. Связующая партия может содержать в тематическом отношении развитие главной партии, новую тему, подготавливать побочную партию. С функциональной стороны связующая партия может являться дополнением к главной партии (замыкание), модулирующий переход, подготовка побочной партии (размыкание).

Размеры связующей партии: от нескольких аккордов до больших развёрнутых построений. Во всех случаях связующая часть - это неустойчивый, структурно незамкнутый раздел.

Побочная партия, как правило, отличается от главной партии большей завершённостью, тональной устойчивостью, обычно масштабностью. Это всегда появление нового, контрастного начала, подготовленного предшествующим развитием.

В ранних образцах (Гайдн, Моцарт, ранний Бетховен) встречаются примеры, где побочная партия - это та же тема главной партии, только в другой тональности.

Возможны две, три темы побочной партии. Обычно они неравнозначны.

Заключительная партия завершает экспозицию. Это либо небольшое дополнение, примыкающее к побочной партии, либо развёрнутый раздел, состоящий из нескольких. Но независимо от размеров, для заключительной партии характерно утверждающий, завершающий характер. В тонально гармоническом плане утверждение, закрепление достигнутой тональности побочной партии. Выражается в подчёркивании тоники, повторном кадансировании, тоническом органном пункте. С тематической стороны - заключительный тип изложения: повторность построений, фрагментарное проведение тем, постепенное укорачивание мотива.

Разработка. Название раздела указывает на его назначение. В разработке материал экспозиции выступает в преобразованном виде. Темы или тематические элементы приобретают новые черты, новые свойства.

Для сонатной формы характерна разработочность во всех разделах, но то, что в экспозиции намечается, частично используется, в разработке становится сутью содержания раздела. С точки зрения тематизма, заданный порядок тем отсутствует. Возможно использование любой темы или группы тем. Существует закономерность начала разработки: с крайних точек экспозиции, то есть с главной партии (либо вступления), иногда с материала заключительной партии.

Приёмы развития в разработке:

вычленение мотивов;

секвенцирование, варьированное повторение;

сопоставление или сталкивание различных мотивов;

полифоническое развитие типа канона, фугато.

Тональное строение разработки основано на тональной неустойчивости, свободе тонального развития, частом модулировании, избегании главной тональности, отсутствии полных совершенных каденций.

Во многих случаях обнаруживаются устойчивые черты строения разработки: короткий начальный раздел (вступительная часть), где ещё нет подлинно разработочных приёмов и собственно разработка - основной, центральный протяжённый раздел, который в свою очередь делится на несколько подразделов.

Иногда в разработке встречается новый тематический материал - эпизод. Как правило, введение эпизода связано с углублением, расширением лирической темы.

Предыкт - раздел, который тонально-гармонически подготавливает репризу (основную тональность).

"Ложная реприза" - появление главной темы не в основной тональности, после которой продолжается разработочное развитие.

Реприза. В простых случаях реприза сонатной формы воспроизводит экспозицию без всяких изменений в главной партии и лишь с тональным изменением в побочной и заключительной партиях.

Реприза подчёркивает единство концепции произведения, завершает, замыкает его. В ней доминирует главная тональность.

Реприза со значительными изменениями в сравнении с экспозицией, получила название динамизированной.

Особые случаи реприз:

а) неполная (сокращённая) - реприза, в которой пропущены главные темы;

б) зеркальная - обмен местами главной и побочной партий.

Кода. При незначительных контрастах кода может отсутствовать вовсе. Начиная с Бетховена, кода - обязательный раздел.

Встречаются различные типы код:

кода разработочного типа;

кода-послесловие;

в характере бега;

кода синтезирующего типа.

Начало коды после полной или прерванной каденции. В коде тематизм может быть любой. Как исключение - кода на новом материале.

Сонатная форма могла возникнуть только на высшем этапе развития музыкального искусства в целом. Становление формы и её классические образцы были созданы композиторами мангеймской и венской симфонических школ в XVIII веке. В творчестве Бетховена достигает расцвета. С течением времени у различных композиторов эволюционирует, претерпевает разнообразные модификации. Не утрачивает своего значения и в XX веке.

Применение сонатной формы: первые части, финалы, реже медленные части сонатно-симфонического цикла. Иногда используется в вокальной, ансамблевой и хоровой музыке.

Целью курсовой работы является выявление особенностей сонатной формы в вокальной музыке на примере хора С. И Танеева "Развалину башни, жилище орла" на стихи Я. Полонского.

Задачи естественным образом исходят из определённой цели, а именно:

проанализировать стихотворение Я. Полонского;

определить форму музыкального произведения;

дать анализ средств музыкальной выразительности.

На основе полученных данных методом сравнительного анализа выделить особенности данной формы в хоровом произведении С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла".

"Развалину башни, жилище орла"

Хор С.И. Танеева "Развалину башни, жилище орла" (соч.27, № 3) вошёл в большой цикл из двенадцати хоров acappella на слова Я. Полонского, посвящённого хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Сборник был создан в 1909 году и явился вершиной русской хоровой музыки начала XX века.

Стихотворение Якова Полонского рисует картину уныло возвышающейся над пропастью скалы, которая "вспоминает" образы былого величия:

Развалину башни, жилище орла,

Седая скала высоко подняла,

И вся наклонилась над бездной морской,

Как старец под ношей ему дорогой.

И долго та башня уныло глядит

В глухое ущелье, где ветер свистит;

И слушает башня, и слышится ей

Весёлое ржанье и топот коней.

И смотрит седая скала в глубину,