Смекни!
smekni.com

Виктор Цой как феномен культуры (стр. 1 из 5)

Федеральное агентство по образованию

Томский государственный университет (ТГУ)

Институт культуры и искусства

Кафедра теории и истории культуры

КУРСОВАЯ РАБОТА

Виктор Цой как культурный феномен

Автор работы

Г.О. Бибишева

Руководитель

Канд. филос. наук, доцент

Е.В. Барнашова

Томск 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Русский рок и время

1.1 Рок-н-ролл жив?!

1.2 Рок вчера

1.3 Рок сегодня

2. Виктор Цой как культурный феномен

2.1 Историческая справка

2.2 Образ Виктора Цоя

2.3 Кто слушает?

2.4 Почему слушают?

2.5. О чем пел Виктор Цой?

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западноевропейской культурной ориентации. В России рок-музыка не просто влияла на молодежь, но стала культурным мифом целого поколения.

Русский рок создал сам о себе грандиозную и чрезвычайно удачную мифологическую историю, в основании которой была помещена негласная аксиома о том, что до эпохи русского рока не существовало ничего, сколько-нибудь равного ему по силе культурного влияния на советскую молодежь. Действительно, ни громадное количество ВИА, ни даже повальная мода на социальный остракизм КСП не могли соперничать с тем, что впоследствии было окрещено «русским роком». Едва возникнув, русский рок сразу стал самораскручивающимся продуктом и постоянным центром притяжения общественного внимания. Миф о русском роке как о «настоящей музыке», музыке «для своих», оказался очень убедительным. Не менее убедительными стали герои этого мифа – пресловутое «поколение дворников и сторожей», внештатных талантов и пророков, противостоящих отвратительному советскому официозу.

Именно благодаря «героям» мифа русский рок, считающийся «умершим», живет до сих пор. Действительно ли жив русский рок, каковы его функции, место и роль в современном культурном пространстве? Вот основные вопросы моего исследования.

Актуальность моей исследовательской работы заключается в попытке разрешить противоречия в исследовании данных вопросов.

Новизна курсовой работы заключается в рассмотрении современного положения и культурного значения феноменарусского рока через раскрытие феномена Виктора Цоя Объектом исследования курсовой работы является русский рок, как феномен культуры.

Предмет исследования – Феномен Виктора Цоя

Цель курсовой работы - понять современное положение русского рока (на примере творчества В. Цоя)

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть функции русского рока во время расцвета

2. Выявить функции и место русского рока в наше время

3. Дать краткую историческую справку о личности и творчестве Виктора Цоя

4. Рассмотреть и выявить образ В. Цоя в рок-культуре

5. Рассмотреть такие критерии как: основная аудитория слушателей; Причины любви к творчеству; специфика творчества.

Работа оставляет возможность дальнейшего, более глубокого исследования данной темы.

Структура курсовой работы подчинена целям и задачам. Она состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении обозначаются цели и задачи курсовой работы. В первой главе рассматривается проблема определения позиции русского рока в наше время. Во второй главе исследуется феномен Виктора Цоя в русской рок-культуре. В заключении подводятся итоги проделанной работы.

1. РУССКИЙ РОК И ВРЕМЯ

1.1 Рок-н-ролл жив?!

Примерно девятнадцать лет назад (в 1991г) один из современных музыкальных критиков Артемий Троицкий в своей книге «Рок в союзе: 60-е, 70-е, 80-е…» рассуждал об изживающей себя, уходящей в прошлое классической формации русского рока: « Рок вершил свою тихую революцию в умах молодых людей в самые беспросветные годы, был эмоциональным и психологическим тоником, а в каком-то смысле и предтечей гласности. В этом его уникальность и в этом же – его обреченность. Ибо по мере того как наше общество начало возвращаться к цивилизованным формам стало очевидно, что духовная миссия рока в общем и целом исчерпала себя». По мнению Артемия на место рока «подполья» должна была прийти новая музыка: «Теперь его место принадлежит занять тем, кому положено, - честной литературе, невымышленной истории, религии. А року, в свою очередь, предстоит занять место в своей культурной нише – той самой развлекательной и молодёжной. Эта завтрашняя музыка должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свои свободы»

Вот наступило то самое «завтра», а мы это те самые «изначально свободные» люди, о которых говорил Троицкий. Мы с уверенностью можем сказать, что его предположения оправдались, музыка, которую играет и слушает наше поколение совсем другая, это иной, другой рок. Правда есть одно «но». Старый добрый русский рок классической формации ни куда не исчез. Да, он изменился, теперь у него новые темы и борется он теперь за другое и с другими. Но сохранилась у «старого» рока та же манера, та же способность говорить по душам со слушателем, те же голоса, и даже лица Гребенщикова, Макаревича, Шевчука, Кинчева и др. Удивительно и то, что до сих пор слушают и любят песни, написанные в далекие и непонятные современному поколению времена застоя и подполья, теми, кого уже давно нет в живых. Это песни Майка Науменко, Саши Башлачева, Виктора Цоя и других. Почему же всё еще жив тот рок, и жив ли он? Какое место он занимает теперь, какие функции несет, быть может, это просто призрак давно минувших дней, остаточное явление?

1.2 Рок вчера

Русский рок – крик души. Твоей, моей, того парня, крик той самой, пресловутой, «русской души». Призыв к борьбе за свободу, отчаянный поиск правды, мольба о помощи, жажда понимания и любви. Он разговаривает с тобой, как друг, старший брат, как ты сам, о самом главном. Помогает помнить, что на самом деле важно, Что значит быть человеком, уметь думать, чувствовать, слушать и слышать, а главное действовать, так как велит тебе сердце.

Русский рок «классической» формации зародился в середине 60-х годов, и постепенно развивалась под знаком запретов, изолированности от внешнего мира, идеализма и нищеты. Специфические условия нашей страны способствовали тому, что рок взял на себя функции не свойственные молодёжной развлекательной музыке (каковой рок изначально и во всем остальном мире является). Рок с самого своего появления был не только музыкой, кайфом, праздником – он был куском свободы и оружием сопротивления тупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. Рок преследовали власти – он был опасен. Рок не продавался – он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен[1]. В этом высказывании Артемий Троицкий выразил все то, с чем боролась рок музыка, следовательно, и основные функции, которые эта музыка несла.

Во-первых, в годы зарождения и бурного подъема советского рока чувствовалась тотальная несвобода и тотальная неправда. Рок взял на себя функции говорить правду, был «одним из немногих чистых голосов в фальшивом хоре». Создание и исполнение рок-композиций в 80-е гг. являлось нарушением идеологического табу на инакомыслие, для этого требовалось известная смелость и уверенность в собственной правоте, таким образом, текст рок композиций – это не только Слово, но и Поступок. Это великий акт свободы.

Во-вторых, говоря людям правду, способствуя их внутреннему раскрепощению, рок-музыка давала толчок для размышления. Русский рок был заряжен на то, чтобы будить мысль, не дать молодым умам сгнить под гнётом идеологии, превращающей людей в бездумную, безличную массу.

Самое главное людей того времени лишили духовности, их религией стал рок. Рок провозглашал забытые утерянные духовные, нравственные ценности. Благодаря рок-музыке появлялось ощущение сопричастности чему-то настоящему, ощущение себя в кругу единомышленников.

1.3 Рок сегодня

В наше время «свободных» людей повсюду говорится о свободе личности, свободе слова, сняты все прежние запреты, каждый может говорить, о чем захочет и делать все что захочет. В итоге тотальный дефицит информации сменился бесконечным неконтролируемым её потоком, свалившимся на не успевший опомниться народ. Современный человек вновь оказался потерянным, он утратил себя во всем изобилии возможностей, размылись границы правды и лжи, трудно разобрать, что же настоящее, а что вымысел. Общество превратилось в обезличенную массу, воспитываемую господствующей массовой культурой. Нам навязываются мысли, желания и ценности чуждые нам. Наблюдается падение нравов не желание мыслить самостоятельно и т.д. И вновь на спасение приходит рок-музыка.

Русский рок, привыкший говорить честно о том, что его волнует, показывает все, что нас окружает таким, как оно есть, без преувеличений и приукрашиваний, он выносит на поверхность все то, что активно пытаются скрыть от глаз народа. Рок-музыка помогает заблудившемуся в огромном потоке бессмысленной информации человеку найти себя, понять, кто он есть и в каком мире он живет. Рок заставляет задуматься, побуждает к активным действиям поступкам людей привыкших, чтобы за них думал телевизор. Своей музыкой русский рок так же, как и в те далекие времена обращает людей к истинным, духовным ценностям, недаром последнее время появляются совместные движения русского рока и церкви (Концерт «Rock - к небу», 14 января 2003 года, Ледовый дворец» Санкт-Петербург по инициативе молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии).