Смекни!
smekni.com

Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина (стр. 1 из 4)

Челябинская государственная академия культуры и искусств

Кафедра философских наук

РЕФЕРАТ

на тему

«Музыкальное философствование в творчестве А. Скрябина»

Выполнил:

Пономаренко Л.С.

Проверил:

Доцент, Зарубина Л.П.

Челябинск 2010

Оглавление

Введение_ 3

Философские воззрения Скрябина_ 8

Связь теории Скрябина с концепциями философов-современников_ 10

Общие черты_ 10

Влияние философии Владимира Соловьева на мировоззрение Скрябина11

Скрябин и философская теория Н.Ф. Федорова_ 13

О.П. Флоренский, О.С. Булгаков и Скрябин_ 15

Скрябин и Бердяев_ 16

Скрябин и музыкальный космизм_ 17

Заключение_ 21

Список использованной литературы_ 23

Введение

Одним из интереснейших этапов истории российской культуры был Серебряный век, границы которого определены глубочайшими переменами в общественной жизни, происходившими на рубеже веков. Это было время, богатое выдающимися достижениями, как в художественном творчестве, так и в области мировоззренческого поиска.

Серебряный век – время перелома в сфере фундаментальных жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности.

В авангарде данного процесса находились представители художественной культуры, которые нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских обобщений.

Философские размышления деятелей Серебряного века дали интересные результаты, не потерявшие своего значения и в наши дни, как характерные для отечественной культурной традиции формы отклика на ценностный кризис, обусловленный наступлением жесткой технизированной социальной реальности.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи был А.Н. Скрябин.

Уникальность Скрябина – композитора в истории музыки, однако, парадоксальным образом обусловлена яркой характерностью его творческой личности для своей эпохи – эпохи так называемого русского культурного возрождения начала ХХ века. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель. Крупные симфонические замыслы возникли у него одновременно с формированием философского стиля мышления и понимания мира (900-е годы) и воплотили в себе философию преобразования человека и Вселенной, в котором главную роль играет искусство. Его мировоззрение выросло из музыки и стало насыщено глубоким философским содержанием, которое органически вошло в его художественное творчество.

Предметом философских размышлений А.Н.Скрябина был творческий процесс, в котором он видел суть Бытия, и в котором перед ним раскрывался Универсум – всеобщность мира и Первоединый хаос, движущий его творческий Дух и собственное скрябинское «Я», Универсум, где Всё проникнуто музыкой, обретающей онтологическое содержание, где Всё есть Музыкальное бытие. Воплощенные в музыкальных произведениях, эти размышления привели к формированию взглядов о Боге и религии, человеке и человечестве, искусстве и Всеискусстве, мире и Космосе. Создание гениальных сонат и поэм в его представлении служило ему средством для того, чтобы сделать людей счастливыми на вершинах гармонии божественного мира. Этому А.Н.Скрябин посвятил всю свою жизнь и творчество, что даёт основания поставить его рядом не только с великими музыкантами, но и с мыслителями и деятелями культуры.

Проблемой данного исследования является философский смысл в музыкальном творчестве А. Н. Скрябина, как мистико-символическое воплощение субъективного миросозерцания автора.

Актуальность научной работы заключается в философском осмыслении и анализе музыкальных образов в произведениях А. Н. Скрябина, которые позволяют эмоционально и интеллектуально созерцать и постигать смысловые идеи. Такой подход к музыкальному искусству и к музыкальному мышлению русского композитора есть более философско-эстетический, а не стандартно музыковедческий, что также является актуальным для исследования.

Степень разработанности проблемы.

Музыкально-философская концепция Скрябина имеет богатую исследовательскую традицию. Она была объектом пристального внимания современников, принадлежащих к самым различным философским, религиозным и художественным направлениям и школам. С позиций символизма его творчество глубоко исследовали Бальмонт и Вячеслав Иванов - единомышленники А.Н.Скрябина.

Солидарными в неприятии творчества Скрябина стали несхожие по своим убеждениям О. П. Флоренский и О. Г. Флоровский: первый не принимал его музыку за «иллюзорность» и идею Мистерии считал «грешной попыткой вырваться из своей тварной ограниченности», второй же обвинял его в сатанизме. Глубокие и разносторонние характеристики философские взгляды А.Н.Скрябина получили у его современников-биографов Б.Ф. Шлёцера и Л.Л. Сабанеева. Эстетика А.Н.Скрябина затрагивается в теоретико-музыковедческих исследованиях Б. Асафьева, который подчеркивал значение философии музыки Скрябина: в философских текстах композитора, он считал, что каждый музыкант найдет отзвуки психического процесса, лежащего в основе музыкального творчества. В то же время, каждый человек, изучающий философию, впредь должен будет знать и музыку.

К настоящему времени в российской науке исследовано главным образом музыкальное творчество А.Н.Скрябина. В значительной мере изучены его философские взгляды, что было сделано, прежде всего, А.Ф.Лосевым, написавшим в 1919-1921 гг. глубокую статью «Мировоззрение Скрябина» [8]. А.Ф.Лосев показал философские источники и содержание мировоззрения великого композитора и сформулировал положение о том, что Скрябин воплотил в своем творчестве языческие начала мира, где личность растворена в Бытии, где необходимо растворение в его Первобытно-Едином источнике. Скрябин, по Лосеву, следовал демонизму в язычестве, где этот демонизм выступает началом религии и красоты, а верующие вступают в интимный союз с ним. И Скрябин с его демонизмом видит в зле свою силу и красоту, видит в нем божественную стихию. Создавая свою Мистерию, ведущую к преобразованию человека и Вселенной, Скрябин, пишет Лосев, следует апокалиптике истории, мистической драме Мира. В его творчестве руководящий Бог истории и руководимая история сливаются в единое целое, и христианский историзм наделяется «языческим радованием божественной плоти», а спасение и конец истории заключается в личном и всепокоряющем демонизме и героизме самого Скрябина-мессии, Скрябине-Боге, в личности которого был достигнут предел западноевропейского индивидуализма.

В современные исследования философского и музыкального мировоззрения А.Н. Скрябина наиболее значительный вклад внес А.Бандура [9-13], который показал всю глубину проникновения великого композитора в запредельные мистические тайны Бытия. Этот исследователь считает, что А.Н. Скрябин своим гениальным творческим мышлением и чувством открыл иную Реальность, «тонкие миры», которые взаимодействуют с нашим миром, определяя в нем ход событий на столетия вперед. «...Чудовищная концентрация духовной энергии... пробудила, сделала реальными (по крайней мере, для самого Скрябина) разнообразные одухотворенные сущности, проникшие сюда из других планов бытия».

В.А. Апрелева [14] исследовала одну из сторон философско-музыкального творчества А.Н.Скрябина — концепцию времени, как составную часть его символистской концепции универсальности искусства. Она показывает неразрывную связь времени в музыке Скрябина с символистским пониманием Вечности и пространства, раскрывает многие черты эволюции космического бытия в понимании композитора.

Ряд ценных характеристик философского содержания музыкального творчества А.Н. Скрябина дает его дочь М.Скрябина [15], которая рассматривает это творчество как свободную деятельность человека, хорошо понимающего ее значение и строгую логику и берущего на себя ответственность за эту свободу перед человечеством, подчиняющего свой яркий эмоциональный вихреобразный поток чувств музыканта глубоко продуманной идее взаимосвязи звуков между собой и с познанной им реальностью. В интересной полемической форме написана статья Т.Б.Сидневой [16], которая резко возражает против высказываний А.Ф. Лосева о язычестве творчества Скрябина и раскрывает глубокую связь его философии и музыки одновременно и с православным, и с языческим мировоззрением.

Основные идеи философского мировоззрения и некоторые эстетические вопросы раскрывает в своих работах Т.Н. Левая; в русле музыковедческого исследования ей удается показать тесную взаимосвязь философии и эстетики Скрябина с его музыкальными произведениями. А.И. Мазаев, исследуя проблему синтеза искусств, проанализировал особенности и глубину понимания этой проблемы в творчестве Скрябина. Вопросы мировоззрения и философии музыки А.Н.Скрябина в русле искусствознания и музыковедения исследовались так же в работах Альшванга А. А., Беляева В.М,, Бараса К., Ванечкиной И.Р., Галеева Б.М., Гаккеля Л., Гервера В., Дельсона В., Житомирского Д., Мыльниковой И., Поспеловой Н.И., Полупан Е. В., Рубцовой В.В., Холопова Ю., Шахрая В.Д. и других авторов.

Объектом исследования является музыкальное творчество А. Н. Скрябина и его композиторское мышление. Предметом исследования есть философско-метафизическое мировоззрение А.Н. Скрябина и музыкально-образное отображение этого мировоззрения в художественном подтексте музыкальных композиций.

Основные цели и задачи исследования:

- определение основополагающих моментов философской системы Скрябина;

- проблема Мистерии как основной мировоззренческой составляющей композитора;