Смекни!
smekni.com

Опера П.И. Чайковского Пиковая Дама (стр. 1 из 2)

Предмет: история музыки

Работу выполнила: Шваова Д.К.

Петр Ильич Чайковский
"Пиковая дама"

опера в 3 актах (7 картинах)

Либретто Модеста Ильича Чайковского по одноименной повести А. С. Пушкина.

Время действия: конец XVIII века, но не позднее 1796 года.

Место действия: Петербург.

Первое исполнение: Санкт-Петербург, 7 (19) декабря 1890 г.

История создания

Опера “Пиковая дама” – одно из величайших произведений мирового реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия потрясает психологической правдивостью воспроизведения мыслей и чувств героев, их надежд, страданий и гибели, яркостью картин эпохи, напряженностью музыкально-драматического развития. Характерные черты стиля Чайковского получили здесь наиболее полное и совершенное выражение.

Поразительно, но прежде чем П. И. Чайковский создал свой трагический оперный шедевр, пушкинская «Пиковая дама» вдохновила Франца Зуппе на сочинение оперетты (1864); а еще раньше - в 1850 году - одноименную оперу написал французский композитор Жак Франсуа Фроманталь Галеви (впрочем от Пушкина мало что здесь осталось: либретто написал Скриб, воспользовавшись для этого переводом «Пиковой дамы» на французский язык, сделанным в 1843 году Проспером Мериме; в этой опере имя героя изменено, старуха-графиня превращена в молодую польскую принцессу и так далее). Это, конечно, курьезные обстоятельства, узнать о которых можно лишь из музыкальных энциклопедий - художественной ценности эти произведения не представляют.

Сюжет «Пиковой дамы», предложенный композитору его братом, Модестом Ильичем, не сразу заинтересовал Чайковского (как в свое время и сюжет «Евгения Онегина»), но когда он все же овладел его воображением, Чайковский стал работать над оперой. Особенно взволновала Чайковского сцена роковой встречи Германа с Графиней. Её глубокий драматизм захватил композитора, вызвав горячее желание написать оперу, и опера (в клавире) была написана в поразительно короткий срок - за 44 дня.

Чайковский уехал во Флоренцию и начал работать над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года. Сохранившиеся эскизные наброски дают представления о том, как и в какой последовательности протекала работа: на сей раз композитор писал почти «подряд» (в отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось со сцены письма Татьяны). Интенсивность этого труда поражает: с 19 - 28 января сочиняется первая картина, с 29 января - 4 февраля - вторая картина, с 5 - 11 февраля - четвертая картина, с 11 - 19 февраля - третья картина и т.д.

Либретто оперы в очень большой степени отличается от оригинала. Произведение Пушкина - прозаическое, либретто - стихотворное, причем со стихами не только либреттиста и самого композитора, но также Державина, Жуковского, Батюшкова. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман - холодный, расчётливый эгоист, охваченный лишь одной жаждой обогащения - предстаёт в музыке Чайковского как человек с огненным воображением и сильными страстями. Различие общественного положения героев вносит в оперу тему социального неравенства. С высоким трагедийным пафосом в ней отражены судьбы людей в обществе, подчинённом беспощадной власти денег. Герман - жертва: стремление к богатству неизменно становится у него навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей к гибели. В итоге он начинает черпать из нее жизненные силы. Эта опера о смерти. Она вся пронизана страхом и злом. Здесь присутствует обреченность некое любопытство к смерти. Мрачному смыслу сопутствует обстановка места ее действия - Питер. Пиковая дама выступает как символ инфернального зла.

Музыка

Интродукция. Опера начинается оркестровой интродукцией, построенной на трех контрастных музыкальных образах. Первая тема - тема рассказа Томского о старой Графине. Вторая тема обрисовывает саму Графиню (целотонная гамма и смквенции), и третья - страстно-лирическая (образ любви Германа к Лизе).

I действие открывается светлой бытовой сценой. Хоры нянюшек, гувернанток, задорный марш мальчиков выпукло оттеняют драматизм последующих событий. В ариозо Германа "Я имени её не знаю", то элегически-нежном, то порывисто-взолнованном, запечатлены чистота и сила его чувства. Причем тема "Я имени её не знаю" связана с темой 3-х карт. Здесь происходит остановка действия, что не характерно для развития. Дуэт Германа и Елецкого сталкивает резко контрастные состояния героев: страстные жалобы Германа "Несчастный день, тебя я проклинаю" переплетаются со спокойной, размеренной речью князя "Счастливый день, тебя благословляю". Центральный эпизод картины - квинтет "Мне страшно!" - передаёт мрачные предчувствия участников. В балладе Томского зловеще звучит припев о трёх таинственных картах, слышится интонация вздоха. Бурной сценой грозы, на фоне которой звучит клятва Германа, завершается 1-я картина. 2-я картина контрастна по отношению к первой и распадается на две половины - бытовую и любовно-лирическую.

Идиллический дуэт Полины и Лизы "Уж вечер" овеян светлой грустью. В нем присутствуют черты пасторальности. Мрачно и обречённо звучит романс Полины "Подруги милые". Контрастом ему служит живая плясовая песня "Ну-ка, светик-Машенька". Вторую половину картины открывает ариозо Лизы "Откуда эти слёзы" - проникновенный монолог, полный глубокого чувства. С этого момента начинается развитие картины. Тоска сменяется восторженным признанием "О, слушай ночь", это лирическая исповедь в романтическом духе. Нежно печальное и страстное ариозо Германа "Прости, небесное созданье". Тут он предстает как романтический рыцарь, жених. Но столь идилистическая сцена прерывается появлением Графини; звучит фагот, музыка приобретает трагический оттенок; возникают острые, нервные ритмы, зловещие оркестровые краски. «О страшный призрак смерти, я не хочу тебя». Создается образ смерти. Стоит только послышиться ее зову как Герман начинает черпать жизненные силы из Лизы дабы отсрочить свой конец. Бытовое гениально совмещено с мистическим.

II действие. Второе действие заключает в себе контраст двух картин, из которых первая (по порядку в опере - третья) происходит на балу, а вторая (четвертая) - в спальне Графини. С выведением в опере императрицы у Чайковского возникли трудности - те же, что раньше возникли у Н. А. Римского-Корсакова при постановке «Псковитянки». Дело в том, что еще Николай I в 40-е годы своим высочайшим повелением запретил выводить на оперной сцене царствовавших особ дома Романовых (причем в драмах и трагедиях делать это разрешалось); объяснялось это тем, что не хорошо будет, если царь или царица вдруг запоют песенку. Известно письмо П. И. Чайковского директору императорских театров И. А. Всеволожскому, в котором он, в частности, пишет: «Ласкаю себя надеждой, что великий князь Владимир Александрович уладит вопрос о появлении Екатерины к концу 3-й картины».) Строго говоря, картина эта завершается лишь приготовлением к встрече императрицы: «Мужчины становятся в позу низкого придворного поклона. Дамы глубоко приседают. Появляются пажи» - такова последняя авторская ремарка в этой картине. Хор славит Екатерину и восклицает: «Виват! Виват!»

В 3-й картине фоном развивающийся драмы становятся сцены столичного быта. Начальный хор в духе приветственных кантов екатерининской эпохи - своеобразная заставка картины. Ария князя Елецкого "Я вас люблю" обрисовывает его благородство и сдержанность. Пастораль "Искренность пастушки" - стилизация музыки XVIII в.: изящные, грациозные хоры и танцы обрамляют идиллический любовный дуэт Прилепы и Миловзора. В финале в момент встречи Лизы и Германа в оркестре звучит искажённая мелодия любви: в сознании Германа наступил перелом, отныне им руководит не любовь, а неотвязная мысль о трёх картах. 4-я картина, центральная в опере, насыщена тревогой и драматизмом. Она начинается оркестровым вступлением, в котором угадываются интонации любовных признаний Германа. Но вступление мрачное и нервозное. Хор приживалок ("Благодетельница наша"). Ругая современные манеры, графиня предается воспоминаниям о своей французской жизни, при этом она поет (по-французски) арию из оперы Гретри «Ричард Львиное Сердце». И здесь автор допускает хронологическую ошибку, не знать о которой Чайковский не мог - он просто в данном случае не придавал значения исторической достоверности (хотя, что касается русского быта, стремился ее сохранить). Итак, эта опера была написана Гретри в 1784 году, и если действие опера «Пиковая дама» относится к концу XVIII века, и Графиня теперь восьмидесятилетняя старуха, то в год создания «Ричарда» ей было не менее семидесяти» и французский король («Король меня слыхал» - вспоминала Графиня) вряд ли стал бы слушать ее пение; таким образом, если Графиня и пела когда-то для короля, то гораздо раньше, задолго до создания «Ричарда».) Исполняя свою арию, Графиня постепенно засыпает. Песенка сменяется музыкой зловеще затаённого характера. Её контрастирует проникнутое страстным чувством ариозо Германа "Если когда-нибудь знали вы чувство любви". Из-за укрытия появляется Герман и становится против Графини. Заключительная сцена: «Не пугайтесь!» Она пробуждается и в ужасе беззвучно шевелит губами. Герман просит, молит ее открыть ему тайну трех карт. Он заклинает ее. «Старая ведьма! Так я же заставлю тебя отвечать!» - восклицает он и вынимает пистолет. Графиня кивает головой, поднимает руки, чтобы заслониться от выстрела и падает мертвая. Герман подходит к трупу, берет руку. Только теперь он осознает, что произошло - Графиня мертва, а тайны он не узнал. Она мертва! Сбылось!

Входит Лиза. Она видит Германа здесь, в комнате Графини. Герман указывает на труп Графини и в отчаянии восклицает, что тайны не узнал. Лиза бросается к трупу, рыдает - она убита тем, что произошло и главное - что Герману была нужна не она, а тайна карт. Темп ускоряется. «Чудовище! Убийца! Изверг» - восклицает она (ранее Герман называл ее: «Красавица! Богиня! Ангел!»). Герман убегает. Лиза с рыданиями опускается на труп. Это переломный момент в развитии действия и образов. Вершина симфонического развития.