Смекни!
smekni.com

В. С. Калинников. Хор Кондор (стр. 1 из 3)

Московский педагогический государственный университет

Кафедра теории и истории музыки

Вайнберг Е. М.

Студентка 3 курса музыкального факультета

В. С. Калинников. Хор «Кондор».

(анализ стиля и исполнительская интерпретация)

Научные руководители:

Родина Татьяна Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент;

Щеповалина Людмила Феоктистовна,

доцент кафедры пения и

хорового дирижирования МПГУ

Москва

2010.

Содержание.

Введение 3

В. С. Калинников. Хор «Кондор». Анализ стиля. 4

Исполнительская интерпретация хора «Кондор» В. С. Калинникова. 11

Заключение 14

Литература 15

Введение.

Настоящая работа связана с творчеством русского композитора, дирижёра, общественного деятеля и профессора Московской консерватории Виктора Сергеевича Калинникова.

Хоровое творчество В. С. Калинникова изучено недостаточно, поэтому исследуемая проблема актуальна.

Одно из самых известных и изучаемых его произведений – хор «Кондор».

В нем отразились типичные черты стиля композитора. Определим их в ходе системного анализа музыки хора и раскроем главное в исполнительской интерпретации произведения. Это – цель работы. Для её достижения нужно решить следующие задачи:

- определить характер образов в поэтическом тексте и музыке,

- проанализировать с системных позиций использованные композитором средства музыкальной выразительности и музыкальную форму,

- определить оптимальные исполнительские средства, необходимые для адекватной передачи музыкальной образности.

Теоретическая основа работы – исследования о системном анализе многоголосия (Ройтерштейн. М.И. Основы музыкального анализа: учебник для педагогических ВУЗов/М.И.Ройтерштейн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 111с) и об исполнительской интерпретации хоровых произведений (Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения // Работа с хором. – М.,1972).

В. С. Калинников. Хор «Кондор». Анализ стиля.

Прежде чем анализировать хор «Кондор», кратко охарактеризуем музыкальное творчество В. С. Калиникова в целом.

Произведения Виктора Сергеевича Калинникова[1] являются своего рода средоточием таланта, а также всех знаний и умений, которые композитор накопил за долгие годы учёбы, педагогической и дирижёрской практики. Им написано 15 хоров acappella, ряд хоровых обработок народных песен, детские песни в сопровождении фортепиано, несколько духовных хоров, переложения для хора некоторых романсов русских композиторов, а также Концертная увертюра.[2]

Значительную часть творческого наследия В. Калинникова составляют хоры без сопровождения. Они часто исполняются в концертах и являются активно используемой частью учебного репертуара в классе дирижирования. Каждый хор является шедевром, требующим детального и пристального рассмотрения, но крайне редко становится объектом специального изучения музыковедов. Поэтому предпринятая в настоящей работе попытка проанализировать музыкальный язык и форму в хоре «Кондор» представляется актуальной.

Свою творческую деятельность Калинников начал в ту пору, когда сложились очень благоприятные условия для создания именно хоровых произведений. Достигает высочайшего уровня деятельность Петербургской капеллы и Синодального хора. Становятся популярными капелла Шереметьева и хор Архангельского, капелла Булычева и хор Иванова. Начинают активную концертную деятельность множество хоров разных учебных заведений.

Развитие хоровой культуры повлекло за собой появление новых талантливых хоровых дирижёров и композиторов: В. С. Орлова, Н. М. Данилина, П. Г. Чеснокова и др. Ими написано множество хоров без сопровождения. Отличительной чертой этих хоровых сочинений является их подлинно хоровая природа, поскольку авторы все были либо хоровыми дирижерами, либо воспитанниками Петербургской капеллы и Синодального хора, то есть отличными знатоками хорового пения, глубоко понимающими его вокальную специфику, своеобразие выразительных возможностей и красоту звучания.

Насыщенная «хоровая атмосфера» тех лет была существенным фактором, определившим направление творчества Калинникова. Также важной предпосылкой формирования творчества Калинникова, в значительной мере обусловившей выбор им поэтических текстов для хоров, были незабываемые детские и юношеские впечатления от природы средней полосы России, родных орловских пейзажей. (6., с. 57)

В. С. Калинников писал хоры на стихи многих поэтов: А. С. Пушкина, И. С. Никитина, А. В. Кольцова, Е. А. Баратынского, И. А. Бунина. В их стихах композитор искал, прежде всего, определённое душевное и поэтическое состояние, которое он позже облекал в музыкальную форму.

В сущности, все хоры Калинникова по своему содержанию являются «эмоционально окрашенными пейзажами». В противоречие мягким южным сумеркам «Элегии» и приветливому летнему утру в хоре «Звёзды меркнут», в хоре «Кондор» описан мрачный и дикий ландшафт. (6., с. 58) «Иззубренные скалы» вгрызаются в тяжёлое небо, «в ущелья и провалы нисходит ночь». Океан безмолвен, горы нависают над пустынным берегом, и лишь одинокий крик кондора «взрывает» угнетающую атмосферу. И снова возвращается безысходность: «но бесстрастно синеет море <…> и веет на вершине дыханием смерти, холодом пустыни».

Хор «Кондор» написан на слова Ивана Алексеевича Бунина.

М. Эпштейн в своей работе «Природа, мир, тайник вселенной... Система пейзажных образов в русской поэзии» (М., Высшая школа, 1990) так охарактеризовал поэтическое наследие этого замечательного русского писателя:

«Иван Алексеевич Бунин - один из крупнейших поэтов-пейзажистов, мастер изображения безлюдной природы, в которой скрыто присутствие каких-то безличных, непостижимых сил. Верный традициям реалистического пейзажа в литературе XIX века (особенно А.Н.Майкова и Я.Полонского), И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека, так сгущает краски ее вещественного бытия, что природа в его изображении выглядит необжитой, грозной и тревожной в своем безмолвии. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глухомани ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских, средиземноморских, пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, "блаженную тоску" пустынности: "Не видно птиц. Позорно чахнет..."; "Могилы, ветряки, дороги и курганы..."; "Зеленоватый свет пустынной лунной ночи..."; "И ветер, и дождик, и мгла. … Над холодной пустыней воды" ("Одиночество"); "Окраина земли, … Безлюдные пустынные прибрежья..." ("Цейлон"); "Звезды горят над безлюдной землею..."; "Пустыня в тусклом, жарком свете..."; "На плоском взморье - мертвый зной и штиль" ("Штиль"). Такова бунинская природа, словно покинутая человеком или не впускающая его в себя, всегда "безлюдная", "пустынная", "мертвая", "неживая" (любимые бунинские эпитеты). Даже пшеничное поле - "Зреющего поля мертвая страна" ("Вечерний жук").

Вместе с тем никто до Бунина не изображал с такой проникновенностью мир живых существ, как бы перевоплощаясь в них, разделяя их томление, смутные думы, чувство тоскливой заброшенности или хищной радости ("Кондор", "Сапсан", "Змея", "Собака", "Ночная змея", "Кобылица"). Не одухотворяя природу, не уподобляя ее человеку, Бунин прилагает к природе ее собственную меру, раскрывая в своем лирическом герое то бессознательное, чувственно-стихийное, что сближает его со всеми созданиями на земле».

В. С. Калинников мастерски передаёт одиночество и «чувство тоскливой заброшенности», которые выразил в своём стихотворении И. А. Бунин. Он достигает совершенства в использовании средств музыкальной выразительности для передачи глубокого, тяжёлого образа одинокого существа в гнетущей атмосфере пустыни, мрачных гор и моря.

Некоторые музыкальные приемы композитора, речь о которых пойдет позднее, наталкивают нас на следующие ассоциации. Мы придерживаемся позиции, что И. А. Бунин в стихотворении «Кондор» использовал аллегорию, сравнив суровую птицу с одиноким романтическим героем. Так же сурова и архаична музыка. Кондор – это страдающий от одиночества герой, над которым нависают громады гор, подобно высоким мрачным готическим храмам, довлеющим над средневековым человеком.

Многие исследователи относят хор «Кондор» к лирико-эпическому жанру. (9., с. 73) В первой и третьей части скупость и строгость мелодики, её небольшой диапазон, редкое использование скачков (только однажды вводится скачок на сексту и один раз – на квинту) создают эпический, повествовательный образ.

В средней части скачки и резкий пунктирный ритм драматизируют повествование, приводят к кульминации хора. Можно сказать, что средняя часть не столько лирична, сколько глубоко драматична, а общее содержание хора и вовсе трагическое.

В целом жанр хора «Кондор» можно охарактеризовать как балладу. На эту мысль наталкивает романтический образ одинокого, уродливого кондора, эпический характер повествования и драматическая кульминация, которая также присуща романтикам.

Проанализируем с системных позиций использованные композитором средства музыкальной выразительности и музыкальную форму.

Звуковая основа. Главная тональность хора amoll, характеризующая душевные переживания героя, тоску. Калинников использует натуральный минор. Минорные тональности в произведении преобладают. Встречаются ещё d-moll, e-moll. Длительное выдерживание доминанты к ля минору в конце кульминационного эпизода звучит успокаивающе, примиряющее («…и замирает в небе…»). Заканчивается хор «Кондор» в ми миноре – тональности смерти, бездны («и веет на вершине дыханьем смерти, холодом пустыни»). Как мы видим, тональный план точно соответствует содержанию хора.