КНИГИ        регистрация / вход

Ирландская церковь в раннее Средневековье

СОДЕРЖАНИЕ: Медиевисты и историки церкви часто упускают из виду крайнюю западную церковь Европы, церковь Ирландии, чьи отличия от Рима приводили в раннее Средневековье к фактическому и формальному отпадению ирландской церкви от Римского престола.

.

Григорий Бондаренко

Медиевисты и историки церкви часто упускают из виду крайнюю западную церковь Европы, церковь Ирландии, чьи обрядовые, календарные, а порой и доктринальные отличия от Рима приводили в раннее Средневековье к фактическому и формальному отпадению ирландской церкви от Римского престола.

В то же время не совсем правомерно связывать раннесредневековую ирландскую церковь с восточными церквями, а тенденцию к этому зачастую можно наблюдать в современной русской историографии. Несмотря на очевидно существовавшие прямые контакты Ирландии с восточным Средиземноморьем, остров с V века входит в мир латинской образованности, западной культуры. Об этом следует помнить и когда речь идет о местных особенностях ирландской церкви, порой коренящихся в древней, развитой, дохристианской культуре и традиции, и когда мы говорим о возможном восточном влиянии.

В своей статье я не хотел бы вкратце пересказывать историю ранней ирландской церкви (той, что иногда неточно именуется кельтской церковью). Если коснуться недавней русской историографии этой темы, я мог бы упомянуть не совсем удачную статью Е. Милковой "Крещение Ирландии и ирландская церковь V - IX веков" (Альфа и Омега, 4, 1995) и очень профессиональные статьи С.В. Шкунаева в книге "Предания и мифы средневековой Ирландии", М., 1991 и в "Вестнике древней истории" (речь в них идет не только об истории ранней церкви в Ирландии, но и об общекультурной ситуации в условиях перехода от традиционного дописьменного общества к письменной христианской культуре).

Я же хотел бы коснуться лишь некоторых "ключевых" и спорных моментов в истории ранней ирландской церкви, важных как для исследователей-профессионалов, так и для всех интересующихся историей церкви

Во-первых, стоит коснуться терминологии. Вы часто можете увидеть термин "кельтская церковь", до 90-х годов это определение присутствовало и в серьезной научной литературе, позже - пожалуй только в популярной и квазиоккультной литературе. Начать можно с того, что в Средние века кельтские народы не осознавали своего единства и своей "кельтскости": валлийцы и ирландцы в раннее Средневековье не знали о своих общих корнях и даже в псевдоисторических компиляциях не возводили себя к общему предку. Местная псевдоистория возводила ирландцев к грекам, а британцев (валлийцев, бретонцев, корнуольцев) - к римлянам.

Происхождение Церкви Христовой в Британии и Ирландии тоже различно: если в римской Британии начало распространения христианства, так или иначе, даже отринув неправдоподобные легенды об Иосифе Аримафейском, можно отнести к очень ранней эпохе (как минимум концу II в. по свидетельству Тертуллиана), то в изолированной Ирландии начало Церкви можно отнести приблизительно к первой половине V века. А можем ли мы считать "кельтской" церковь в римской Британии, частью которой был Уэльс, или церковь римской Галлии?

В целом в "кельтскую" церковь обычно включают ирландскую церковь и ее миссии в Бретани, в Шотландии и вообще в Британии, а также валлийскую церковь, являющуюся прямым продолжением древней церкви римской Британии. Такое смешение, где иногда фигурирует и церковь Бретани, вряд ли правомочно.

У западных историков и богословов речь порой идет не только о "кельтской церкви", но и о "кельтском христианстве". Причем некоторые исследователи пишут о "кельтском христианстве", просто как о христианстве среди кельтов, начиная с римской Галлии и заканчивая горной Шотландией (в таком случае отсчет можно было бы вести с послания к галатам св. aп. Павла).

Иные же считают кельтское христианство особой разновидностью христианской веры, характерной для Ирландии, Шотландии, Уэльса, отличающейся особым почтением к природе, всему мирозданию, и сочетающей христианские догматы с дохристианскими (читай друидическими) обычаями и отношением к миру и обществу. Такой образ "кельтского христианства", кстати, близок современному синкретическому движению NewAge. Однако вернемся к более четкому определению - ирландская церковь.

Вторая точка отсчета или, если хотите, мифологема истории раннеирландской церкви - это самый известный ирландский святой, ставший патроном острова, Патрик (или как иногда передается его имя в современной русской церковной литературе - Патрикий от его латинского имени Patricius). Проблема в этом случае заключается в том, что ни точных дат жизни святого, ни его достоверного с исторической точки зрения жизнеописания, не существует.

Достоверные источники по жизни св. Патрика - это лишь "Исповедь" (Confessio) и послание к британскому королю Коротику, написанные самим святым видимо в первой половине V веках. Я не ставлю себе задачи пересказывать те немногие факты из "Исповеди" св. Патрика, которыми и исчерпывается наше знакомство с биографией святого. Важно другое - св. Патрик, будучи действительно ревностным и успешным распространителем веры Христовой в Ирландии, тем не менее, не может считаться единственным и, самым ранним христианским миссионером в Ирландии, и "апостолом" Ирландии становится уже благодаря сложившемуся в течение Средних веков церковному преданию.

Достаточно упомянуть о миссии галло-римлянина Палладия, первого епископа ирландцев, который согласно "Хронике" Проспера Аквитанского был поставлен в епископы римским папой Целестином в 431 г. (Важно, что св. Патрик отправился проповедовать веру Христову в Ирландию без санкции папы, но повинуясь ангелу Викторику (Confessio р23) Проспер в своем кратком свидетельстве проговаривается, что Палладий был назначен первым епископом "для ирландцев, верящих во Христа" (adScottosinChristumcredentes). То есть к тому времени в Ирландии, никогда не бывшей частью Римской империи, уже жили христиане, чьи души нуждались в защите перед лицом пелагианской ереси, распространившейся в то время в Британии. Христиане эти могли быть как романо-британского, так и местного ирландского происхождения. В связи с тем, что апостолом Ирландии считался британец Патрик, а не Палладий, в средневековой ирландской традиции и в научной литературе ХХ века родилась концепция "двух Патриков" (или даже трех), особенно привлекательная из-за двух дат смерти св. Патрика в ирландских анналах (457 и 492). Кроме того, последнее время археологические свидетельства и исторический анализ агиографической литературы указывают, что юг Ирландии, Мунстер, был вероятно зоной самого раннего распространения христианства в Ирландии, миссии или миссий, предшествующих св. Патрику, чья деятельность связывается с севером острова, Ольстером (Уладом).

Тем не менее, из самой "Исповеди" св. Патрика и всей раннесредневековой патрицианской традиции можно сделать вывод об уникальном положении этого святого в истории ирландской церкви. Помимо всего прочего св. Патрик был родоначальником ирландской литературы, с его "Исповедью" Ирландия входит в мир латинского языка и латинской письменности. А с письменностью и Писанием начинается и история страны. Как часто бывает в истории, св. Патрик традиции, даже житий VII века, написанных Муирьху и Тиреханом, имеет мало общего с историческим Патриком, автором "Исповеди". У Муирьху и в позднейших житиях скромный романо-британец (считавший себя римлянином со всеми вытекающими последствиями), чудесным образом спасшийся от язычников, ведомый ангелом в землю своих недавних поработителей для мирной и успешной проповеди Евангелия, превращается в достойного соперника могущественных друидов, участвующего с ними в своеобразных магических поединках.

В целом мы не можем отмахнуться от преданий о св. Патрике, хранящихся в Ирландии на протяжении веков. Даже если их значение как исторических источников ничтожно, нельзя забывать о роли этих преданий для всей средневековой истории Ирландии. В особенности это касается церковного центра Ирландии, монастыря Арма (древняя Ард Маха), основание которого приписывается св. Патрику. "Наследники св. Патрика", архиепископы ирландской церкви, сидевшие в Арма, стойко отстаивали свои права на первенство в ирландской церкви, основываясь на авторитете св. Патрика. При этом юг Ирландии (как, например, в случае пасхальных разногласий) часто выступал независимо.

Говоря о крещении Ирландии, нельзя обойти вниманием уникального положения этой страны в общеевропейском контексте. Дело в том, что Ирландия никогда не была частью Римской империи, Рах Romana. В то время, когда империя расширяла свои владения, а в городах ее распространялось христианство, Ирландия оставалась страной без городов, без письменности и без централизованной государственной власти.

Ирландия, как накануне принятия христианства, так и в течение всего Средневековья, определяется известным исследователем Д. Винчи, как "сельская, племенная и иерархическая" страна. Отсюда и следует структура ранней церкви в Ирландии, основными ее центрами становятся монастыри, не связанные с какими-либо поселениями, но основанные часто возле культовых дохристианских мест. Следовательно роль аббата монастыря, а тем более монастыря крупного, была выше роли епископа.

Вкратце характеризуя общество в Ирландии перед принятием христианства, стоит упомянуть и о древнем религиозном институте друидов, в той или иной форме существовавшем на острове в V веке и в первые века распространения христианства. В исторической и филологической науке тема друидов и их наследия оказалась настолько дискредитированной псевдонаучными и популярными небылицами, что само упоминание "друидов" считается в ученой кельтологической среде чуть ли не чем-то непрофессиональным. Тем не менее, основываясь на древнеирландских источниках и на работах предшественников, можно определить сословие друидов в Ирландии и других кельтских странах как ученое жреческое сословие, функционально родственное индийским брахманам.

Такое архаичное индоевропейское общество постепенно, начиная с членов королевских родов и поэтов-филидов, принимает на протяжении конца IV- cep. VI вв. веру Христову. Языческое прошлое не уходит бесследно, определенные элементы синкретизма прослеживаются как в светской, так и в церковной культуре. В одном средневековом ирландском стихотворении, ошибочно приписываемом св. Колуму Килле, автор обращается ко Христу: "О мой друид!" (а mо draiCristmacDe). Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов. Однако не стоит абсолютизировать такой синкретизм: ни догматы церкви, ни богословие не были затронуты и искажены какими-либо местными особенностями.

Единственный пример доктринального расхождения ирландской церкви с Вселенской - это терпимое отношение ее к учению известного британского ересиарха Пелагия (которого по-валлийски называли Морганом: валлийская средневековая традиция также с большим пиететом относится к Пелагию и содержит версию о том, что последние годы жизни Пелагий-Морган провел в горах Уэльса).

Его комментарий на послания св. ап. Павла читали в Ирландии и ученые острова относились к нему с почтением. Вплоть до XII века Пелагий был популярен в ирландских монастырских школах. Но все же было бы ошибочно считать раннюю ирландскую церковь пелагианской. Да, папа Иоанн И римская курия в 640 году обвиняли североирландские церкви в возрождении пелагианской ереси. Однако это обвинение вполне могло быть вызвано конфликтом вокруг даты Пасхи между ирландской церковью и Римом. В течение VI и первой половины VII века ирландская церковь в целом пережила период споров и разногласий с Римом и остальным христианским миром. Главной проблемой был вопрос о дате празднования Пасхи. Начиная со II века Церковь пыталась изобрести математические таблицы, позволяющие заранее вычислять время Пасхи.

Проблема казалась неразрешимой, уровень математического знания на Западе не позволял решить проблему. В итоге до 600 года возникло несколько несовпадающих таблиц. Ирландцы же в VI - начале VII веков в отличие от Рима и других церквей пользовались более ранней таблицей ближневосточного происхождения. Это отличие было обнаружено в конце VI века, когда ирландская церковь начала миссию в Нортумбрии, что вызвало протест миссионеров, посланных Римом, во главе с l Августином на юг Англии в Кент. Августин был недоволен распространением ирландской церкви и не преминул найти у нее изъян - ошибочное вычисление Пасхи.

Ирладнцы же строго держались строго отсчета. Колумбан писал папе Григорию Великому, что пасхальная таблица, используемая в Риме заслуживает сожаления. Однако проримски настроенные епископы южной Ирландии послали в Рим особую миссию, в которой участвовал св. Молаше. Через год посланцы вернулись, и в 636 г. юг Ирландии принял новую систему отсчета Пасхи (раньше церквей севера Британии, основанных ирландцами и севера самой Ирландии). Север Ирландии продолжал придерживаться старой системы до 704 г., последними от старого счета Пасхи отказались монастырь на острове Иона в Шотландии и церковь Уэльса.

Итак, ирландская церковь в раннее Средневековье представляла собой уникальный оплот христианства на дальнем западе и в силу удаленности острова от континентальной Европы, изобрела свой неповторимый характер: это была церковь монастырей и аббатов, церковь поэтов, авторов HispericaFamina и поэм, написанных по-ирландски. Монастырь в ранней Ирландии часто становился помимо всего прочего центром поэтического образования.

Особая тема - это великая миссия ирландских монахов в Британии и континентальной Европе, приведшая образованию крупнейших монастырских центров, таких как Линдисфарн а н, Эрроу, Санкт-Галлен, Боббио, ЯрруФ Люксей и многие другие, например открытию Исландии мы обязаны не скандинавам, а ирландским монахам, первым поселившимся на этой северной земле. Ирландская церковь подарила нам таких известных богословов и философов, как Иоанн Скотт Эриугенна и Иоанн Дунс Скотт. Одним словом, обращаясь к истории западноевропейской средневековой цивилизации и западной церкви, не стоит забывать о зеленом острове веры в водах внешнего океана, на краю тогдашней Ойкумены.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

Предложения интернет-магазинов

История средних веков. 6 класс. ФГОС (CD)

  Издательство: Вако, 2015 г.  Серия: КИТ (ЭОР)

Цена: 348 руб.   Купить

Содержание Повторение курса "История Древнего мира" Западная Европа в раннее средневековье Византия и славянский мир Арабский мир в VI-XI веках Феодальное общество Католическая церковь в XI-XIII вв. Образование централизованных государств в Западной Европе Культура Западной Европы в Средние века Народы Азии, Америки и Африки Итоговый тест по курсу "История Средних веков" Интерактивное пособие представляет собой набор тематических и итоговый тест. Содержание пособия соответствует требованиям ФГОС. Тематические тесты соответствуют утвержденным программам по предмету. Итоговый тест охватывает все темы учебного года. Пособие может быть использовано на персональном компьютере учащегося, или электронной доске, с помощью проектора. Пособие содержит: 36 тематических тестов. 1 итоговый тест. Минимальные системные требования: Microsoft Windows: XP/Vista/ Windows 7 (х32/х64)/Windows 8,800 Мгц, 256 Мб. Пособие выполняется с диска. Все необходимые для работы дополнительные модули и служебные программы включены в пособие и не требуют от пользователя поиска и установки дополнительного программного обеспечения ( например, в сети интернет). Сделано в России. 2015 год.


Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. ФГОС (CDpc)

Автор(ы): Уколова Ирина Евгеньевна, Кушнерева Ю. В., Безносов А. Э.   Издательство: 1С, 2016 г.  Серия: Школа

Цена: 239 руб.   Купить

Электронное учебное пособие "1С:Школа. Всеобщая история. История Средних веков, 6 класс" предназначено для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по мировой истории для 6-го класса. Содержит сведения о периоде истории Европы, Азии и Америки с V по XV в., подборку интерактивных карт, презентаций, схем, иллюстраций и контрольно-проверочных тестов. В состав пособия включены обучающие, справочные, иллюстративные материалы. Чем полезен продукт Электронное учебное пособие "1С:Школа. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс" поможет: ученику - самостоятельно изучать предмет; обрести повышенный интерес к предмету за счет мультимедийного способа представления информации; готовить учебные проекты, рефераты и доклады; расширять свой кругозор; учителю - повысить заинтересовать учеников в предмете; подобрать иллюстративный материал к урокам; разнообразить каждый урок современными формами представления материала; наглядно представить учащимся исторические события на картографической основе; проверять знания учащихся, используя подборки тестовых заданий; проводить контрольное промежуточное и итоговое тестирование; подобрать дополнительный материал и провести элективное занятие. Оглавление пособия: Глава I. Великое переселение народов и образование варварских королевств Глава II. Христианская церковь в раннем Средневековье Глава III. Восточная Римская империя в раннем Средневековье Глава IV. Арабо-мусульманский мир в раннем Средневековье Глава V. Империя Карла Великого Глава VI. Западная Европа в IX-XI вв. Глава VII. Славянские народы в раннем Средневековье Глава VIII. Средневековый мир Глава IX. Рыцарство: легенда и быль Глава X. Крестьяне и сеньоры Глава XI. Возникновение и рост средневековых городов Глава XII. Христианская церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы Глава XIII. Королевская власть в XI-XIII вв. Глава XIV. Средневековая культура Глава XV. Европейский кризис XIV в. Глава XVI. Столетняя война Глава XVII. Образование централизованных государств Глава XVIII. Восток Европы в XIV-XV вв. Глава XIX. На исходе средневековой эпохи Глава XX. Средневековая Азия Глава XXI. Доколумбова Америка Типы объектов В пособие входят различные типы электронных образовательных ресурсов. Исторические презентации кратко и доступно знакомят пользователя с ходом завоеваний или условиями быта населения Средних веков. Исторические модели знакомят пользователя с особенностями архитектуры разных веков. Исторические карты отражают ход войн и изменения границ государств. Исторические источники представляют собой переведeнные на русский язык летописи, отрывки из книг, стихотворения, манифесты и т.п. Чтение документов практически от первоисточника позволяет проникнуться духом того времени и окунуться в атмосферу Средневековья. Тестовые вопросы после каждой главы дают возможность проверить степень усвоения материала. Описание платформы "1С:Образование 4. Дом" - это программная платформа фирмы "1С" для тех, кто учится, и тех, кто учит. Ее основное назначение - создание удобной и понятной обучающей среды, позволяющей работать с электронными учебными пособиями, которые уже разработаны и будут разрабатываться фирмой "1C" в дальнейшем. Пособия на платформе "1С:Образование 4. Дом" могут содержать в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, справочные материалы, диагностические, обучающие и контролирующие тестовые задания. Платформу можно использовать для усвоения учебного материала, подготовки домашних заданий, проверки полученных знаний, для подготовки учителя к уроку. "1С:Образование 4. Дом" является многопользовательской системой, в которой информация о прохождении учебного материала, а также объекты, созданные пользователями, для каждого пользователя хранятся индивидуально. Для использования материалов электронного учебного пособия в сетевом режиме рекомендуется система "1С:Образование 5. Школа", предназначенная для организации и поддержки образовательного процесса. Минимальные системные требования: операционная система Windows XP и выше; процессор Pentium III 700 МГц; оперативная память 256 Мб; видеокарта, поддерживающая разрешение 1024х768, True Color; звуковая карта 16 бит; дисковод CD-ROM; свободное место на жестком диске: не менее 500 Мб на выбранном для установки диске, не менее 160 Мб на системном диске (если платформа не была установлена на компьютере). Продукты серии "1С:Школа" включают широкий ассортимент образовательных программ для школьного и дошкольного образования: различные предметы школьной программы для учеников и учителей; целевая аудитория от дошкольного возраста до старших классов школы (включая подготовку к ЕГЭ); коробочные версии и лицензии на онлайн-обучение; дополнительные лицензии на образовательные учреждения; специальные комплекты для школ, с подборками по классам и по предметам; интеграция с системой организации учебного процесса "1С:Образование 5. Школа".

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Ваше имя:

Комментарий

Все материалы в разделе "Религия и мифология"