Смекни!
smekni.com

Д. Юм о естественной истории религии (стр. 1 из 3)

Яблоков И.Н., д-р филос. наук

Английский (шотландский) философ Д. Юм рассматривал религию в ряде своих трудов: “Трактат о человеческой природе”, “О бессмертии души”, “Исследование о человеческом познании” и особенно “Естественная история религии”.

В вопросе о познании и знании Юм занимал позиции агностицизма и скептицизма. Исходным для него являлось понятие “опыт”, а в качестве его элементов выступают перцепции— восприятия. По своему источнику они могут быть трех видов: те, что получены от органов чувств как результат ощущений, когда мы видим, слышим, осязаем; те, которые возникают от “воодушевления страстью”, в результате аффектов, эмоций, когда мы любим, ненавидим, испытываем страх, надежду или желания, влечения; и те, которые появляются как результат деятельности мышления, ума, рефлексии. Юм разделял восприятия также по степени живости и силы: подобным образом он различает впечатления и идеи (мысли). Впечатления представляют собой живые и сильные восприятия, идеи же .суть восприятия, менее яркие по сравнению с впечатлениями, более тусклые и слабые.

Впечатления или сильные восприятия философ подразделял на две группы: впечатления ощущения — первичные, внешние и впечатления рефлексии — вторичные, внутренние. Источником первого рода впечатлений являются органы чувств; внутренние впечатления возникают, когда мы испытываем эмоции, желания, совершаем акты воли. Причина впечатлений .ощущения, совершенно необъяснима для человеческого разума: никогда не удастся решить с достоверностью, происходят ли они непосредственно от объекта, порождаются ли творческой Силой ума или же обязаны своим происхождением Творцу нашего бытия.

Идеи суть “копии” впечатлении, все их содержание выводится из предшествующих им впечатлений. Спрашивать об истинности или ложности впечатлений неправомерно, истинность или ложность присуща идеям: они истинны, если вполне соответствуют впечатлениям. Кроме того, Юм различал простые и сложные идеи, последние являются результатом комбинирования первых путем психологических ассоциаций между впечатлениями и идеями. Сложным идеям нет необходимости иметь сходство с впечатлениями. Философ разработал репрезентативную теорию абстракций. Идеи (т. е. фактически представления) становятся обобщениями тогда, когда приобретают репрезентативные функции: индивидуальный чувственный образ (представление) становится представителем всего класса данных явлений в связи с обозначающим его словом. Слово пробуждает единичную идею наряду с определенной привычкой, а эта привычка возбуждает другую единичную идею. Природа абстрактных идей и общих имен объясняет, по Юму, “...парадокс, гласящий, что некоторые идеи являются особенными по своей природе, но, представительствуя (in their representation), они общи”. Особенная идея становится общей, будучи присоединена к общему имени, т. е. к термину, который благодаря привычному соединению со многими другими особенными идеями находится в некотором отношении к последним и легко вызывает их в воображении”.

Юм обращал внимание на две способности ума - память и воображение. Из опыта мы узнаем, что всякое впечатление, воспринятое сознанием, снова появляется в нем в качестве идеи, И это достигается памятью и воображением. Память обеспечивает впечатлению, вновь появляющемуся в сознании, значительную степень первоначальной живости и делает его чем-то средним между впечатлением и идеей. В воображении же впечатление теряет эту живость и становится совершенной идеей. Идеи памяти гораздо живее и сильнее идей воображения. Память до некоторой степени связана порядком и формой первичных впечатлений, воображение не имеет этой связанности, обладая свободой перемещать и изменять свои идеи. Эта свобода рождает вымыслы, но Юм подчеркивал, что ни живые идеи памяти, ни слабые идеи воображения не могут появиться в сознании без предшествующих соответствующих впечатлений, подготовивших им путь. Например, мы можем с помощью воображения создать крылатую лошадь, никогда не видев ее, но составные части этой сложной идеи происходят из впечатлений. Все простые идеи происходят прямо или косвенно от соответствующих им впечатлений. Тем самым снимается вопрос о врожденных идеях: идеи могут появляться только на основе впечатлений; впечатления являются первоисточником. Этот принцип науки о “человеческой природе” Юм относил и. к идее Бога.

Простые идеи соединяются в общие путем некоего связующего начала, ассоциирующего качества, с помощью которого одна идея естественно вызывает другую. Юм называл три способности ума осуществлять связь или ассоциацию идей: по сходству, по смежности во времени или пространстве, принципу “причина и действие”. Эти особенности соединения и сцепления простых идей — род притяжения, действия которого всегда явны. Что же касается его причин, то они по большей части неизвестны и должны быть сведены к первоначальным качествам человеческой природы. Юм обращал внимание на то, что в процесс ассоциации идей включаются и посредники. Два объекта оказываются связаны не только, когда один из них непосредственно сходен или смежен с другим, либо является его непосредственной причиной, но и если между ними расположен третий объект, находящийся в одном из этих отношений к обоим.

С философских позиций Юм анализировал и религию. В религиоведческом аспекте особенно значимы сочинения “Естественная история религии”, “Диалоги о естественной религии”, “О бессмертии души”. Первые два — его главные труды в этой области — названы так не случайно: естественное Юм понимает в смысле противоположности необычайному, искусственному, чудесному.

Философ, принимая во внимание семантику английского языка, различал веру как акт человеческой природы вообще (англ. belief — вера, убеждение, уверенность, мнение) и религиозную веру (англ, faith — вера, религия, общение, верность, доверие). Характеризуя веру как акт человеческой природы вообще, Юм писал: “Вера, или согласие, всегда сопровождающая память и чувства, есть не что иное, как живость (vivacity) доставляемых ими восприятий... только эта живость и отличает их от воображения. В таком случае верить — значит переживать (to feel) непосредственное впечатление чувств или повторение этого впечатления в памяти”. Вера состоит не в природе и не в порядке наших идей, но в способе, которым мы их представляем, и в том, как они воспринимаются умом. Истинной и реальной причиной идеи и сопровождающей ее веры нужно считать наличное впечатление. Вера, сопровождающая любое наличное впечатление, возникает по привычке. Рассуждая о причинах веры, Юм устанавливал в качестве общего правила науки о человеческой природе следующее: “...когда любое впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит ум к связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и живости”. На веру оказывают сильное влияние чувства. Эмоция легко переходит на воображение, распространяется на идею затронувшего нас объекта и заставляет нас образовывать эту идею с большей живостью и соглашаться с ней. Вера является актом скорее чувствующей, чем мыслящей части нашей природы.

С помощью веры как акта человеческой природы, полагал Юм, вообще принимается идея внешнего существования вещей. Всякое впечатление и идея осознаются как существующие, а из такого сознания проистекает идея бытия и уверенность в нем.

Идея существования тождественна идее того, что мы представляем как существующее. Думать о какой-нибудь вещи и думать.о ней как. существующей совершенно одно и то же. Чтобы мы ни представляли, мы представляем это как существующее. Всякая образованная нами идея есть идея бытия.

Идея внешнего существования вытекает из того факта, что уму никогда не дано ничего, кроме его восприятий (впечатлений и идей) и что внешние объекты становятся известны нам только с помощью вызываемых ими восприятий. Мы не можем себе представить что-то или образовать идею чего-то, отличного от впечатлений и других идей. Когда мы сосредоточиваем свое внимание на чем-то вне нас, уносимся воображением к небесам или к крайним пределам Вселенной, мы ни на шаг не выходим за пределы самих себя и не можем представить какое-нибудь существование, помимо тех восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора. Кругозор же этот — Вселенная, создаваемая воображением.

В соответствии с учением об идеях Юм истолковывал и идею субстанции. Ни впечатления ощущения, ни впечатления рефлексии не производят этой идеи. У нас нет другой идеи субстанции, кроме совокупности отдельных качеств. Идея субстанции есть совокупность простых идей, объединяемых воображением и наделяемых особым именем, с помощью которого мы можем вызвать эту совокупность в собственной памяти и в памяти других людей9. По мнению Юма, представление о субстанции смутно и несовершенно, и мы не имеем иной идеи о субстанции, кроме идеи агрегата отдельных свойств, присущих неведомому нечто. Субстанция — это связка или пучок различных восприятий. Материя и дух (материальная и духовная субстанции) равно не известны, и мы не можем определить, какие свойства присущи тому или другому.

Признание объективной причинности также связано с верой. Согласно Юму, психологической основой убеждения в наличии объективной причинности является ассоциация событий в последовательности, появление образов памяти, ожидание, воображение и, наконец, вера. В силе и живости восприятия состоит, первый акт суждения, кладущий начало заключению, которое мы строим, исходя из него при установлении отношения причины и действия. Мы можем заключить о существовании какого-нибудь объекта из существования другого объекта лишь на основании опыта. Мы помним, что один из объектов всегда сопровождал другой и находился с ними в постоянном и правильном отношении смежности и последовательности. Например, при виде объекта, называемого нами огнем, мы испытывали ощущения, называемые нами теплом; мы припоминаем также их постоянное соединение с этим объектом во всех предыдущих случаях. Без дальнейших колебаний мы называем один объект причиной, другой — действием и делаем вывод о существовании одного из существования другого.