Смекни!
smekni.com

Святой Грааль (стр. 1 из 3)

Есть в истории события ,которые постоянно будоражат воображение людей, либо своей драматичностью, либо совершенными подвигами и примерами неслыханного самопожертвования, либо необычайной таинственностью их окружающей. То, что связано с альбигойцами, их святыней - Граалем и последним оплотом-замком Монсегюр, имеет все эти качества.

О Святой Чаше - Граале известно не много. Когда-то на её поиски устремился сам король Артур и его знаменитые рыцари Круглого Стола. Артур, Персеваль и Лоэнгрин жертвовали жизнью, чтобы спасти величайшее сокровище. Их невероятные приключения воспеты в кельтских сагах, средневековом романе Кретьена де Труа, даже в 19 веке лорд Теннисон, английский поэт, вновь вернулся к этой теме в своем творчестве, а величайший немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновленный подвигом благородного воина, создал лучшую музыкальную драму эпохи "Персиваль".

Все предания о Граале апокрифические, т.е. непризнанные официальной церковью. Ни один церковный историк даже не обмолвился о святой чаше! Не странно ли, ведь во всех Евангелиях говорится о некоем богатом человеке Иосифе из города Аримафея, который явился к римскому прокуратору Понтию Пилату, чтобы выпросить тело распятого Христа. Затем Иосиф, сам тайный ученик Иисуса, обвернул тело своего Учителя плащаницей и положил его в свою гробницу, высеченную в скале, где ещё никто не был положен. К сказанному некоторые христиански писатели добавляют, что Иосиф взяв чашу, из которой пил Спаситель в свой последний вечер, собрал в неё кровь тела Господа и с этой реликвией ходил по свету, проповедуя христианство. В конце концов Иосиф достиг Британии, где основал первый монастырь Гластонбери. В нем хранилось сокровище - Грааль, ставшее для людей воплощением Божьей благодати, мерой человеческой добродетели. По некоторым данным Иосиф Аримафейский создал братство, монашеско - рыцарский орден, членов которого называли тамплейзами. Они были первыми хранителями чаши, и они же, несмотря на отчаянное сопротивление, оказанное ими в V-VI веках захватчикам Британии - саксам, вынуждены были перевезти святыню в Саррас, откуда она... "вознеслась на небо", т.е., надо понимать, следы её в истории теряются. Где находился Саррас? Точно не известно. Но проходили века и все чаще и чаще, уже в раннем средневековье, стали раздаваться песни и баллады, распеваемые трубадурами и менестрелями, в которых подвиги короля Артура, возглавившего борьбу британцев против саксов, и рыцарей Круглого Стола связывались с возвращением в Европу священной реликвии-Грааля. В преданиях поется о том, что святая чаша вернулась, благодаря храбрости и смелости прославленного Перси-валя. Он сумел разрушить (не без помощи доброго волшебника Мерлина) злые чары и хитрые козни злого колдуна Клингзора,и благополучно достичь Грааля. Отныне, он - самоотверженный воитель, отдавший жизнь служению добру, охранял сокровище в неприступном замке Монсегюр...

В XII-XIII веках в Пиренеях, на границе нынешних государств Испании и Франции существовало мощное независимое государство Лангедок со столицей Тулузой. Так случилось, что все жители Лангедока, вслед за своими сеньорами, примкнули к "еретическому" вероучению, уходящему корнями на Восток, с которым у этой страны были давние и прочные связи. Последователей новой веры, появившейся на юге Европы, назвали катарами (по гречески-"чистыми") или альбигойцами (по названию центра движения-города Альби).

Религия альбигойцев восходила к учению персидского пророка Мани, обвиненного в ереси и казненного иранским шахом в конце III века. Его последователи -манихеи- разошлись по миру, проповедуя о том, что на земле происходит постоянная борьба света и тьмы, бога и дьявола, что окружающий мир-воплощение зла, а истинное предназначение человека - содействовать торжеству добра. Наставниками катаров были "совершенные" одновременно астрономы и астрологи, философы и врачи, математики и строители. Они не признавали церковной обрядности, не чтили крест и Библию, но строго соблюдали обет целомудрия.

Альбигойцы жили, соблюдая христианскую мораль, но не желали при этом подчиняться Папе Римскому. При посвящении они обязывались не убивать, не лгать и не отрекаться от своей веры "из страха воды, огня или любого другого вида наказания". Попав в руки своих врагов, они мужественно отставивали свои взгляды и спокойно всходили на костер. Монсегюр был не просто крепостью альбигойцев, но своеобразной обсерваторией, храмом Солнцасимвола Добра и Справедливости. Отсюда были видны неприступные скалы, шумящие водопады, альпийские луга и священный древний лес. Над твердыней Монсегюра (от лат."монс секурус"-"гора, огражденная от опасностей") возвышались лишь снежные вершины Пиренеев и сияли по ночам яркие звезды. Замок на горе возвели сами Совершенные. Они построили его в виде пятиугольника, имевшего по диагонали 54 метра, а в ширину-13 метров. Здесь в глубокой тайне совершались ими неведомые ритуалы. В 1208 году папа Иннокентий III призвал всех истинных христиан к крестовому походу против альбигойцев и их властителя графа Тулузского Раймонда. Для борьбы с ними был учрежден воинствующий монашеский орден доминиканцев, возглавивший святейшую инквизицию. Во время продолжительной двадцатилетней кровопролитной войны в Лангедоке крестоносцы истребили свыше миллиона (!) мирных жителей, превратив цветущие города и селения в руины. Последним оплотом катар оставался недоступный замок Монсегюр, в котором укрывались их жалкие остатки вместе с несколькими Совершенными и, тем не менее, осада крепости длилась почти месяц. Наконец 16 марта 1244 года Монсегюр пал. 257 женщин, мужчин и детей были сожжены крестоносцами на равнине, получившей название Поле Сожженных. Но из протоколов инквизиции известно, что четверо альбигойцев в последнюю ночь бежали из крепости, унеся с собой загадочный сверток. Об этом под пытками сообщил пресвятому трибуналу комендант крепости Арно-Роже де Мирпуа. Он назвал имена тех, чей побег сам организовал: Гюго, Амьель, Экар и Кламен. Это были четверо Совершенных. "Они унесли с собой наши сокровища, -утверждал де Мирпуа. - Все тайны катаров заключались в этом свертке".

Многие западные ученые приступали к изучению загадочного Монсегюра и альбигойского наследия, но в их выводах нет согласия. Фернан Ниэль, проводивший раскопки в развалинах замка, полагает, что ,поскольку все материальные ценности, т.е. предметы из золота, серебра и драгоценные камни, были ещё до подхода крестоносцев перепрятаны, то несомненно, последним спасенным сокровищем было... нечто духовное, и оно было скрыто в одном из гротов, а гроты вокруг Монсегюра насчитываются тысячами. Большинство исследователей сходятся во мнении, что спасенное сокровище катар-это Святой Грааль, легендарная чаша, обладавшая магическими свойствами. По преданию, высеченная из цельного кристалла изумруда, она излучала волшебный свет и наделяла своих защитников бессмертием и вечной молодостью. По сей день Грааль, укрытый где-то от порочных глаз, ждет своего нового Персиваля, благородного рыцаря, который, преодолев все преграды, выстроенные силами Зла, найдет его вновь и станет его вечным хранителем, на благо всех людей...

Кретьен де Труа

(Chrtien de Troyes) (ок. 1130 – ок. 1191), автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое – только то, что можно почерпнуть из его текстов. В эпоху, когда литературные произведения, как правило, оставались неподписанными, Кретьен знал цену своему искусству и неизменно выставлял свое имя под каждым из сочиненных стихотворных романов. В прологе к своему второму роману, Клижес (Cligs, ок. 1164), Кретьен с гордостью перечисляет предыдущие труды: переводы из Овидия, в настоящее время все, за исключением, может быть, одного (Филомена), утраченные; сочинение о короле Марке и Изольде, также утраченное; и сохранившаяся до наших дней поэма Эрек и Энида (Erec et Enide, ок. 1162) – самый ранний из известных нам рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола

В Эреке и Эниде рассматриваются проблемы совместимости супружеского долга с обязанностями странствующего рыцаря. Юный рыцарь Эрек, выказав доблесть в жестоком поединке, завоевывает Эниду. Услышав, однако, упреки в том, что он совершенно погряз в радостях супружества, Эрек пускается в странствия вместе с молодой женой и в череде приключений доказывает, что не утратил былой доблести. После заключительного опасного приключения супруги узнают о смерти отца Эрека, а затем в сцене пышного апофеоза принимают корону из рук короля Артура. В Клижеce Кретьен связал мир Византии и двор короля Артура, сочинив историю о юном сыне константинопольского императора, отправившемся ко двору короля Артура – в Мекку истинного рыцарства. В поэме различима перекличка с романом о Тристане и Изольде. Как и там, первая часть Клижеса посвящена рассказу о любви и женитьбе родителей героя и обстоятельствах его рождения. В поэме Ланселот, или Роман о телеге (Lancelot, ou le chevalier de la charrette, ок. 1168) величайший из Артуровских рыцарей, Ланселот, впервые предстает в европейской литературе. В этом сюжете рассказывается о похищении Гиневры, супруги Артура, и вызволении ее Ланселотом.

После Ланселота Кретьен написал роман Ивейн, или Рыцарь со львом (Yvain, ou Le Chevalier au Lion, ок. 1172), вероятно, самое удачное из его сочинений, в котором он во многом повторяет проблематику Эрека и Эниды, прежде всего в части противоборства между супружеским долгом и рыцарской доблестью. После свадьбы Ивейн получает от жены годичное освобождение для рыцарских странствий, но, увлекшись, пропускает назначенный срок, и жена его отвергает, однако все, разумеется, заканчивается примирением. Последнее произведение Кретьена, оставшееся незавершенным, – Персеваль, или Повесть о Граале (Perceval, ou Roman du Graal, ок. 1182), где впервые в литературе возникает образ этого героя. Здесь же впервые звучит тема Грааля. Сочинения Кретьена о рыцарских подвигах, об Артуровском дворе и Граале пользовались широкой известностью и служили образцом для подражания многим авторам. Из созданного им жанра средневекового рыцарского романа на заре Возрождения развились жанровые первообразы современного романа.