Смекни!
smekni.com

Буддизм (стр. 1 из 5)

Буддизм является древнейшей мировой религией (возник в 1 тысячелетии до н. э.). Пережив расцвет в Индии, он закрепился в сознании народов Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего востока (около 700 млн. верующих).

Географическое расположение Индии, родины буддизма, во многом предопределило ход развития своеобразной культуры этого региона. Как отмечал один из исследователей буддизма С. Ф. Ольденбург, Индия «окружена с трех сторон морем, а с четвертой — труднопроходимыми высокими горами, что как бы предопределило ее значительную обособленность от других стран на долгое время, пока улучшение средств и путей сообщения не покончило в значительной мере с этой обособленностью. Но к тому времени основные черты народного характера и основы его культуры уже сложились настолько прочно, дали уже нечто настолько самостоятельное и своеобразное, что иноземные влияния на Индию сказались на внешностях, не проникая в глубину народной души» (Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991. С.22).

Основой своеобразия культуры Индии были деревня, каста, брахманство, санскритский язык и литературные памятники на древнеиндийских диалектах.

Исключительное социальное значение деревенских общин Индии позволило индийскому народу сохранить и развить индивидуальность своей культуры и отстоять ее под натиском времен. Можно сказать, что там, где ничто не вечно, эти общины как будто вечны. Индийцы, афганцы, монголы, маратты, сикки, англичане — все по очереди становятся господами Индии, а деревенские общины почти не изменяются. Во времена волнений они вооружаются и укрепляются, враждебное войско проходит мимо, деревни собирают скот, загоняют его внутрь своих ограждений и пропускают неприятеля, не трогая его. Если враг приступает к грабежам, жители деревни разбегаются по дружественным деревням. Когда военная буря минует, все возвращаются на прежнее место и принимаются за привычные занятия. Даже когда в течение ряда лет страна подвергалась разорению, так что деревни пустели, крестьяне, как только обстановка становилась безопасной, возвращались на старое место. Случалось, что даже целое поколение проживало в изгнании, но следующее поколение непременно возвращалось в места предков. Единение деревень Индии, из которых каждая представляет собою как бы особое маленькое государство, больше чем что-либо другое, способствовало сохранению индийского народа в периоды бурных волнений и коренных перемен, которые он пережил. Оно в значительной мере способствовало тому, чтобы сделать жизнь его счастливой, добиться свободы и независимости.

Важно отметить, что индийская деревня, которая столь поразительно живуча, не просто земледельческая единица, а строго организованная социальная община, основа которой — земледелец-кормилец, приверженный устойчивым формам жизни, традиционным способам бытийности.

Однако труд земледельца не мог во всем удовлетворять даже его скромные потребности. И деревня обзаводится своими ремесленниками, которых она кормит. К ремесленникам добавляются радетели о духовных нуждах деревни, жрецы, которые выступают как посредники между людьми и богами. Ведь они знают, как богов надо умилостивлять и укреплять жертвами.

Древний индиец верил, что его жертвы укрепляют, питают богов, которые без жертв человека стали бы бессильны. Боги окружают деревню, ими полны поля, леса, воздух, воды стоячие и текучие. И потому вполне понятно, как велико в жизни земледельца значение жреца, который толкует волю богов и знает, как обращаться с ними и к ним.

Каста — явление исключительно индийское, и все попытки сопоставить ее с сословными делениями надо признать неудачными. Это жизненное явление, чрезвычайно сложное и многообразное. В то время, когда арийцы с северо-запада стали проникать в Индию, они были поражены, увидев местное народонаселение, от которого пришельцы резко отличались, прежде всего, светлым цветом кожи. Здесь следует искать начала кастового разделения, на что указывает и значение санскритского названия касты уагпа — «цвет».

Можно сказать, что первым принципом деления оказался племенной, к нему скоро присоединился сословный, когда на первый план выступили жрецы (брахманы), а за ними воины-завоеватели (кшатрии), к ним, из арийцев же, присоединились вайшьи. Остальное население, по-видимому, покоренное, осталось внизу сословной лестницы, получив названием «шудры». Основными требованиями разделения были брак, дозволявшийся только внутри касты, т. е. по принципу эндогамии — браки внутри определенной среды, и прием пищи только с членами своей касты.

Со временем добавился еще принцип владения ремеслом или профессиональным занятием, которые делились на более и менее чистые, и принцип религиозного исповедания, т. е. принадлежности к той или иной общине. Если при этом учитывать, что, вступая в брак с женщиной или мужчиной другой касты, молодожены теряли свою касту и как бы образовывали другую, то станет ясным, что число каст постоянно возрастало.

(Ольденбург С. Ф. Культура Индии. С.262). Однако при всем многообразии принципов создания каст большинство из них имеет этническое (племенное) происхождение.

Над всеми кастами возвышается и правит ими каста брахманов, состоящая из множества подразделений. Причем многие из них даже не могут принимать пищу вместе. Название брахманов связано с понятиями «брахма» (мировая душа) и Брахма (название высшего божества) в многообразном индийском религиозном пантеоне. Первоначально брахманы были, очевидно, жрецами, посредниками между людьми и богами, владевшими тайнами общения с богами через молитвы, заклинания и жертвоприношения. Без брахмана верующий буддист не может ступить и шагу: с рождения и до смерти человек зависит от богов, а путь к богам (и жертва и молитва) ведом только брахманам.

Источником духовного опыта и знания брахманов являются ВЕДЫ и многочисленные комментарии к ним, сочинения и исследования на основе ведических текстов. Содержание понятия касты не исчерпывается ограниченностью, замкнутостью, изоляцией. Оно включает в себя и элемент объединительный, ибо эта общность не считается ни принадлежностью к племени, государству, создавая нечто такое прочное, что преодолевает условные границы племени или страны. И брахманы, главные носители принципа кастового разделения, блистательно осуществили культурное единение разнообразных племен, народов и языков древней Индии.

Названные базисные основания индийской культуры создали тот неповторимый устойчивый фон, на котором происходило становление и развитие новой религиозной системы — системы буддизма. Важно отметить, что устойчивость экономической жизни, основанной на мало изменчивой системе земледелия, порождает и устойчивость в духовной сфере в виде устойчивых религиозных течений, которые нуждались в своих апологетах, носителях «божественных знаний». Такими носителями выступали только «дважды рожденные» брахманы, посредники между людьми и богами в обществе, расколотом кастами на изолированные сословные объединения. Но привилегированные носители знаний, сами того не желая, пробуждали интерес к знанию.

Массовое стремление включиться в изучение векового духовного опыта народа способствовало стиранию кастовых различий в обществе, оживлению духовной жизни, создавшему предпосылки для возникновения и расцвета разнообразных философско-религиозных школ. Все это подготовило почву и для религиозного (духовного) преодоления кастовости в жизни индийского народа, чему в значительной степени помог буддизм.

Важной стороной духовной жизни индийского общества является глубокое, почтительное уважение к человеку, обладающему знаниями, доходящее до создания своеобразного культа учителя, что также способствовало утверждению здесь буддизма: исключительное положение его жрецов и брахманов как носителей «божественного знания делало их в глазах населения великими учителями (гуру).

2. Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма.

Успешному распространению раннего буддизма, способствовала прежде всего, легендарная жизнь его основателя. Так же, как в христианстве и исламе, учение Будды первоначально распространялось в устной форме, и многие факты его биографии и учения обрастали различными мифологемами. Только примерно через двести лет учение его, как и биография, были зафиксированы в литературе. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама стал известен под именем Будды — «знающего», «просвещенного», «просветленного». Будда Шакьямуни («мудрец из племени шакьев») родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха Гаутама, то есть «Достигший своей цели», из рода Гатама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья (север Бихара, у предгорий Гималаев). Предание гласит, что уже скоро после беспечной и счастливой молодости царевич остро ощутил трагичность жизни; тяготы и тайны противоречивого непонятного мира стали сильно беспокоить его. Он испытывал ужас перед бесконечностью перевоплощений души, остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет человек, став жертвою темноты и греха.

Известна легенда, согласно которой однажды, прогуливаясь, Гаутама повстречал на дороге в Капилавасту покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Все эти встречи поразили впечатлительную натуру Будды. Одного вида этих несчастий оказалось достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить лучшие стремления человека. Отдельные страдания стали для Будды иллюстрацией всеобщей безысходности. Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.

Убедившись в пустоте чувственных страстей, он отказался от довольства, могущества и богатства во имя того, чтобы в уединении размышлять о вечном и найти для своих собратьев-людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий.