Смекни!
smekni.com

Причинный комплекс современной преступности в России (стр. 1 из 4)

Тема:

Причинный комплекс современной преступности в России


Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть

2.1 Понятие причинного комплекса преступности

2.2 Причинный комплекс современной преступности в России

3. Заключение

Список используемой литературы


1. Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется стратегическим курсом на создание правового государства. В стране осуществляются радикальные социально-экономические реформы, идет процесс демократизации всех сторон общественной жизни, который невозможен без укрепления законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и свобод граждан. Вместе с тем в последние годы произошло резкое ухудшение криминальной обстановки, которая в настоящее время оценивается как чрезвычайно острая и сложная.

Преступность в своих проявлениях многообразна, многолика, что создает огромные трудности, как для ее теоретического осмысления, так и для практики борьбы с ней. Она различается по тяжести отдельных ее составляющих, по территориям, видам, характеристике лиц, совершающих преступления, и по многим другим параметрам. Она нацеливает общество на трудную (и не всегда успешную) борьбу с преступностью, обязывает глубоко анализировать ее причины, условия, ей способствующие, изучать тех, кто совершает преступления, разрабатывать разумные средства контроля за преступностью, предупреждения преступлений, определять те меры, которые связаны решением экономических, социально – культурных, воспитательных задач, осуществляемых обществом, государством, различными их ячейками.

С другой же стороны, создавать законодательство, способствующее борьбе с преступностью на основе и в рамках закона, а также организовывать на необходимом уровне деятельности правоохранительной системы, без успешного функционирования которой результативная борьба с преступностью невозможна.

Объяснить причины преступности, определить роль и пределы ответственности за преступление невозможно на основе лишь общефилософских или общеправовых понятий.

В реферате будут определены понятие и структура причинного комплекса преступности, причинный комплекс современной преступности в России.


2. Основная часть

2.1 Понятие причинного комплекса преступности

Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.). Причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне – совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.

Исследование причин преступности раскрывает природу этого социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их сокращению.

Понятие причинного комплекса преступности охватывает не только связи причинения (причины) и обусловливания (условия), но и все иные крими­нологические детерминанты: корреляционные, функциональные, систем­но-структурные связи, связи состояний и др.

В научной литературе начала 1980-х годов выделялось 32 вида детерминации, при этом было раскрыто содержание менее одной трети из них. Внимание ученых-криминологов (равно как и практиков борьбы с преступностью) в наибольшей мере при­влекали и привлекают такие виды детерминации, как причинная, обусловливающая, что вполне закономерно.

Во-первых, именно эти виды детерми­нации продуктивнее в плане генетическом, в аспекте порождения одного социального явления (процесса) другим. Во-вторых, эти формы связи сравни­тельно легко поддаются выявлению и диагностике на уровне обыденного сознания, здравого смысла без применения сложных исследовательских процедур, специальных приборов и т. п. В-третьих, понятие «причины и условия, способствовавшие совершению преступления» в свое время упот­реблялось в законе (например, в ст. 21, 140 УПК РСФСР).

Подчеркивая особое значение категорий «причины» и «условия» для криминологической науки и практики криминологического предупрежде­ния, нельзя, однако, игнорировать иные виды детерминации. Так, приме­нительно к деятельности органов прокуратуры по предупреждению пре­ступлений отмечается, что устранение актами прокурорского надзора нарушений закона, квалифицируемых по степени общественной опасности как административные правонарушения, которые с криминологических позиций правомерно рассматривать в качестве преступного поведения, подрывает саму основу, истоки соответствующих преступлений. Происходит прерывание действия такого вида криминологической детерминации, как связь состояний, пресечением административных правонарушений удается предупредить разрастание их до крупных размеров, причинение ими крупного ущерба, наступление тяжких последствий, приобретение других признаков преступлений[1]. То же можно сказать о реализации ог­ромного антикриминального потенциала административной деятельности органов внутренних дел.

Воздействие на корреляционные связи прослеживается во многих си­туациях предупреждения преступлений, связанных с пьянством и алкого­лизмом, наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Недопущение преступлений путем воздействия на такой объект предупреждения, как их причины, условия, иные криминологические детерминан­ты, является оптимальным вариантом решения антикриминальных задач. Подобное воздействие, как правило, связано с наименьшими затратами и из­держками и более эффективно, ибо устраняет социальную патологию в самом зародыше, когда налицо еще только возможность совершения преступлений. Причины и условия преступлений, иные криминологические детерминанты подвергаются воздействию в процессе как направленного (специально-кри­минологического), так и ненаправленного (общесоциального) предупреждения, осуществляемого по широкому фронту множеством разнообразных субъектов от государства и общества в целом до отдельных граждан.

Предупредительное воздействие на обстоятельства, способствующие совершению преступлений, происходит по-разному. В одних случаях оно осуществляется заблаговременно, на дальних подступах к преступлению, задолго до того, как действие причин и условий, иных детерминант приводит к преступному результату. Таков в основном механизм общесоциального предупреждения. Однако по такой же схеме зачастую происходит и воздей­ствие на многие криминогенные факторы в ходе специально-криминоло­гического предупреждения.

Например, сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних проводит воспитательно-профилактические беседы с подростком-правонарушителем, состоящим на учете в органе внутренних дел; совместно с психологом отучает его от вредных привычек; инициирует принятие мер правового воздействия к родителям, которые не исполняют свои обязанности; участвует в организации досуга подростка в каникулярное время; нейтрализует негативное влияние на него со стороны «дурной компании». В результате таких профилактических мер субъектив­ные и объективные причины и условия возможного (прогнозируемого) пре­ступления, иные криминологические детерминанты теряют силу, устраня­ются, замещаются позитивными ценностями, подросток исправляется, ведет себя законопослушно. Причинно-следственная цепочка, которая могла бы привести к преступному результату, таким образом, прерывается.

В других случаях те же самые субъективные и объективные причины и условия совершения преступления подростком (его нравственно-педагоги­ческая запущенность, безнадзорность, негативное влияние социальной микросреды, бездеятельность субъектов криминологической профилакти­ки), иные криминологические детерминанты выявляются post factum, на­пример, в ходе расследования и судебного рассмотрения уголовного дела. Очевидно, что эти обстоятельства, уже сыгравшие свою криминогенную роль, не должны оставаться без внимания и соответствующего реагирования. В целях как частной превенции, так и недопущения совершения подобных преступлений другими подростками следователем вносится представление о мерах по устранению указанных обстоятельств, судом выносится частное определение, на основании данных документов и принимаются надлежащие профилактические меры. Конечно, они будут запоздалыми и в известном смысле безадресными (не столь персонифицированными и уже потому не такими эффективными, как в первом случае). Тем не менее, нельзя отрицать их определенную пользу и антикриминогенное значение.

К сожалению, в жизни нередко случается и так, что ни при расследо­вании, ни при судебном рассмотрении обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, не исследуются, не выявляются, а, будучи уста­новленными (как правило, фрагментарно и поверхностно), остаются без должного реагирования. Не последнюю роль в этом играют неудачные, кри­минологически необоснованные, несостоятельные с позиций здравого смысла положения УПК РФ, которые, в отличие от ранее действовавшего законодательства, устанавливают не обязанность, а лишь право судей, следователей, дознавателей реагировать в соответствую­щих процессуальных формах на обстоятельства, способствовавшие совер­шению преступления. При опросе, проведенном Смирновым Г. Г., только 14,7 % респондентов согласились с позицией законодателя по данному вопросу; 66,1 % считают, что внесение профилакти­ческих представлений и частных определений должно рассматриваться как обязанность государственных органов, призванных стоять на страже закона, восстанавливать на­рушенное право, наказывать виновных; 19,2 % опрошенных затруднились ответить на вопрос анкеты в этой части. Опрос проводился в Свердловской и Тюменской областях по формализованной программе (анкете), содержащей 30 в основном закрытых и полу­закрытых вопросов. Всего опрошено 2 тыс. человек[2].