Смекни!
smekni.com

Иудаизм как религия (стр. 1 из 3)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНЕВЕРСИТЕТ ИМ. Н..Э.БАУМАНА КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

+

РОсСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНЕВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Доклад на тему:

«Иудаизм как религия»

Выполнили:

студент группы

ЭВМ-12 Либман Михаил Сергеевич

+

студентка группы

ИО-02А Либман Юлия Сергеевна

Калуга 2002

Содержание

Иудаизм как религия

Основоположники иудаизма

Танах

Талмуд, и его сожжение

Кабала

Кодекс еврейского права – Шульхан Арух»

Заповеди (Мицвот)

Еврейский календарь

Великие наставники народа

Мессия / Машиах. Мессианизм.

Совершенствование мира / Тикун олам

Синагога

Иудаизм как религия

Говорят, что чужд вере тот, кто озабочен проблемой названия и определения религиозной системы. Тот же, для кого религия - часть личности, не интерисуется систематизацией и не вводит каких-либо определений. Для иудейской религии такой подход как нельзя более верен. Поразительно, что в иврите - священном языке евреев - понятие "иудаизм" отсутствует. Действительно, в иврите вы не найдёте слова, которое означало бы религию. Поэтому нужно быть очень осторожным, давая определение иудаизму как религии, описывая его именно с этой точки зрения. Наиболее близкими по смыслу являются слова "даат" ("познание", "знание") и "эмуна" ("вера", "доверие").

Иудаизм - это религия еврейского народа, для которого вера и долг обязательны. Взаимоотношения между Б-ом и народом Израиля - основа иудаизма. Тот, кто хочет принять иудаизм действительно принимается еврейским народом, однако заявление о приверженности к иудейской вере здесь является самым важным и решающим. Если подтверждения нет, обращение в иудаизм станоится недействительным, даже при условии соблюдения всех формальностей.

Иудаизм относят к семье "монотеистических" религий, так же как христианство и ислам. Все три религии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и в отношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своим важнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые ее центральные идеи - о существовании Единого Б-га, единого универсального морального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротах и путниках, что евреи - народ, избранный Б-ом изменили образ жизни человечества и его понимание смысла своего существования. Даже последняя из этих идей (избранность евреев Б-ом) сильно повлияла и на не евреев. Её позаимствовало христианство, утверждающее, что особый завет между Б-ом и его народом перешёл от евреев к церкви из-за греха, поклонения золотому тельцу. Ислам так же полагает, что Муххамад и его последователи стали новыми посланцами Б-га т.к. христиане пренебрегали исполнением заповедей.

Основоположники иудаизма

Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков.

Б-г явлыется Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Б-г избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Б-г ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г-споден, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).

Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Б-г и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно.

Ицхак - сын Авраама и его жены сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующим поколениям.

Яаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Яакова.

В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни.

Танах

Танах - сокращение, обозначающее все три группы книг, составляющих еврейскую Библию: Тора, Навиим (Пророки) и Ктувим (Писания).

Первые пять книг Танаха составляют Тору, центральный документ иудаизма. Наряду с историей праотцов, Моше (Моисей) и исхода из Египта они содержат 613 заповедей. На иврите эти пять книг также называют Хумаш. история гласит, что эти книги были продиктованы Моше Б-ом на горе Синай примерно в 1220 году до н.э., вскоре после выхода из Египта.

Вторая группа книг Танаха - Навиим (Пророки), девять книг, прослеживающих историю евреев и монотеизма с момента смерти Моше (около 1220года до н.э.) до разрушения вавилонянами первого Храма и изгнания евреев из Иерусалима в Вавилон (586 год до н.э.).

Заключительные книги Танаха именуются Ктувим (Писания). Их можно разделить на две группы. Первая носит исторический характер, вторая включает в себя 150 псалмов (теилим).

Талмуд, и его сожжение

Две основы иудаизма – Танах и Талмуд. Если Танах стал также основным текстом христианства, Талмуд представляет интерес только для евреев. В средние века некоторые христианские авторитеты сделали из этого вывод, что если уничтожить Талмуд и оставить евреям только Танах, они станут охотнее обращаться в христианство. Пятнадцать раз католические идеологи (иногда сами папы) объявляли Талмуд запрещённой книгой, подлежащей сожжению. Самая знаменитая такая акция состоялась в 1240 году поле суда в Париже, признав Талмуд богохульным.. Сам король Людовик 9 приказал доставить книгу на сад. Один из защитников раби Йехиэль обратился к собравшимся: « Мы готовы умереть за Талмуд.… Наши тела в вашей власти, но не души». Но дело было предрешено. Книга осуждена. Два года спустя, 17 июня 1242 года, по приказу инквизиции было сожжено 24 телеги с рукописными томами Талмуда.

Несмотря на ещё 14 позднейших случаев сожжения Талмуда, заставить евреев забыть книгу не удалось. Талмуд до сих пор остаётся основой традиционного еврейского образования.

Кабала

Кабала - термин, применяемый к целому ряду разновидностей еврейского мистицизма. Кабала стремится проникнуть в самые глубины Б-жественной сущности. В Талмуде есть история, повествующая о четырёх мудрецах (Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались вместе и занялись мистическими упражнениями,есть мнение, что им удалось попасть в ган эден(райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошёл сума, Бен Зома умер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один раби Акива зашел с миром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с более поздними фактами утраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17 веке решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым мужчинам старше 40 лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом и, у которых есть два ребёнка разных полов старше 13 лет.

Самая известная кабалистическая книга – «Зогар», обнародованная в 13 веке Моше де Леоном, который утверждал, что её авторство принадлежит мудрецу 2 века Шимону бар Йохаю. Некоторые современные ученые считают, что Де Леон сам был автором «Зогара», ортодоксальные кабалисты по-прежнему уверены в авторстве Шимона бар Йохая – для них он не только автор книги, но и человек, зафиксировавший мистическую традицию, уходящую к временам Моше.

Книга «Зогар написана на арамейском языке (как и Талмуд) в виде комментариев к пяти книгам Торы. Если большинство комментариев интерпретируют Тору как повествовательный и правовой текст, то мистики склонны рассматривать её «как систему символов», которые открывают тайны установления космоса и даже секреты Б-га.

Кабала издавна была одной из ведущих сфер еврейской мысли. В Кабале встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например, вера в переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала широко считалась подлинной европейской теологией», и почт никто не воспринимал её критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в котором рациональное значение ценится выше, чем мистическое, о Кабале стали забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале, сегодня она изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями, воспринимающими её как часть альтернативной контр культуры.

Кодекс еврейского права – Шульхан Арух»

Правовой кодекс, известный как «Шульхан арух» («Накрытый стол»), составлен известным сефардским раввином Йосефом Каро в середине 16 в. и до сих пор считается эталонным кодексом норм иудаизма. Когда раввины должны принять решение по проблеме еврейского права, первой книгой, которую они возьмут, будет «Шульхан арух». Причина такого всеобщего признания в том, что здесь содержаться обычаи и установления как сефардов, так и ашкеназов (тогда как боле ранняя книга Рамбама «Мишне Тора» содержит правовые нормы только сефардов, во многом отличные от практики европейских евреев). Это следствие счастливой случайности: когда р. Й. Каро составлял свой кодекс, такой же труд планировал польский раввин раби Моше Исерлес. Р. М. Исерлес (известный как Рама) поначалу огорчился, узнав о работе р. Й. Каро, т.к. знал, что р. Й. Каро более крупный знаток право, но скоро понял, что по отдельности они не сумеют удовлетворить потребности всей еврейской общины. И «Шульхан арух» был выпущен как сборник, где сначала идут установления р. Й. Каро, а затем, курсивом, - дополнения и разъяснения р. М. Исерлиса.

«Шульхан арух» состоит из четырёх томов: