Смекни!
smekni.com

Государство и религия (стр. 1 из 4)

Эксплуататорское государство и религия

В классовом обществе религия всегда находилась на службе господствующих эксплуататорских классов. Это не было случайностью. Религиозные организации сами, как правило, выступали в роли собственников, эксплуататоров. В. И. Ленин писал, что каждое эксплуататорское общество нуждается в выполнении двух социальных функций: функции палача и функции попа. Первую из этих функций выполняет государство, вторую — религиозные организации. Между ними устанавливается тесная связь, вытекающая из общих целей сохранения эксплуататорских порядков. Конечно, в истории ряда стран были временные конфликты между государством и церковными организациями. Эти конфликты были связаны с борьбой за власть, с дележом богатств, но они всегда отходили на второй план, если возникала необходимость совместных действий против эксплуатируемых.

В современных условиях союз религиозных организаций с буржуазными государствами стал еще более тесным. В ряде капиталистических стран в течение длительного времени правящими партиями являются клерикальные партии, прямо связанные с руководством различных церквей.

Конечно, конституции капиталистических стран отличаются одна от другой. В ряде из них (Франция, Италия, США) церковь формально отделена от государства,в других (Англия, Швеция, Испания, Израиль) существуют государственные религии. Однако это, по существу, ничего не меняет, ибо во всех капиталистических странах религиозные организации, как правило, выступают в союзе с государством против интересов трудящихся.

Было время, когда буржуазия выступала против феодализма и его духовной опоры - религии. Будучи еще прогрессивным и революционным классом, она провозгласила демократические свободы, в том числе свободу совести, отделение церкви от государства. Однако, став господствующим классом, буржуазия изменила свое отношение к религии и церкви. Религия как средство духовного порабощения масс оказалась ей так же необходимой, как она была необходима феодалам. С другой стороны, церковь приспособилась к новым, капиталистическим общественным отношениям и охотно пошла на службу к буржуазии.

В результате этого свобода совести, записанная в конституциях некоторых буржуазных государств, свелась лишь к праву выбирать себе подходящую форму религии. Свободы же атеистических убеждений не существует. Государственная поддержка религиозных организаций находит свое выражение в борьбе против атеизма. Такие законы существуют в ряде штатов США. В конституции штата Арканзас, например, сказано: „Никто, отрицающий существование бога, не может занимать должность в учреждениях штата и не может допускаться к свидетельствованию в суде". Во многих штатах обязательным условием для приема преподавателя на работу является признание им религиозных догм. Американцев, не принадлежащих к какой-либо религии, могут ожидать любые превратности судьбы: безработица, обвинения в нелояльности и т. д. В некоторых штатах законами установлена обязательность церковного брака. Во многих штатах страны цензурное табу наложено на многие произведения классиков американской и мировой литературы (Марка Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ч. Диккенса, У. Шекспира). До недавнего времени в США проходили так называемые обезьяньи процессы против педагогов, преподающих эволюционное учение Ч. Дарвина.

В Вашингтоне, как известно, любят поговорить о правах человека. Тем не менее США до сих пор не ратифицировали 14 из 19 ныне действующих международных правовых актов и соглашений, касающихся прав человека.

Капиталистические государства финансируют религиозные организации. Одной из важнейших статей дохода католической церкви являются пожертвования различных государств, составляющие крупные суммы. Обращает на себя внимание тот факт, что по сумме пожертвований Ватикану на первом месте в послевоенный период стоят США.

Сотрудничество церкви и буржуазных государств находит свое выражение в той роли, которую государства отводят церкви в организации образования. Во многих капиталистических странах воспитание подрастающего поколения отдано церкви.

Церковь в царской России

В дореволюционной России господствующая православная церковь находилась на службе феодально-монархического государства. Она являлась составной частью государственного аппарата, выполняя ряд государственных функций: ведение метрических книг, регистрация брака и смерти, организация народного образования, оглашение царских манифестов и т. д. Со своей стороны государство оказывало всестороннюю поддержку господствующей церкви. На ее содержание тратились огромные средства, намного превышающие расходы на образование. Все служители культа находились на государственном обеспечении. Церковь получала доходы от земли и предприятий, находившихся в ее собственности. Кроме того, различные сборы с населения приносили ей также громадный доход.

Государство в дореволюционной России оказывало церкви не только денежную поддержку. Немалую роль играла и поддержка юридическая. Всякое выступление против господствующей религии расценивалось как государственное преступление и наказывалось самым жестоким образом, вплоть до ссылки на вечное поселение и каторжные работы.

В дореволюционной России государство проводило строгое деление-религиозных организаций на господствующую церковь, "терпимые" и "гонимые" религиозные направления. К числу "гонимых" направлений относилось, например, старообрядчество. Такое деление приводило к ограничению в гражданских правах многих верующих, а зачастую - и к прямым гонениям.

До революции церковь играла руководящую роль в народном образовании. Большое количество школ (церковноприходские школы) находилось в прямом подчинении церкви. Воспитание детей в этих школах осуществлялось в религиозном духе. Во всех остальных учебных заведениях (гимназиях, училищах и пр.) существовала должность законоучителя, преподавался закон божий, день начинался молитвой, в учебных помещениях находились предметы религиозного культа (иконы, кресты, распятия). Иначе говоря, и в учебных заведениях, формально не подчиненных церкви, дети воспитывались в религиозном духе.

Эту историческую эпоху В. И. Ленин называл „позорным и проклятым прошлым, когда церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви..." (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 144).

Социалистическая революция и религия

Великая Октябрьская социалистическая революция произвела коренную ломку старых, складывавшихся веками церковно-государственных отношений, решительно устранила какое бы то ни было насилие над религиозными или атеистическими убеждениями людей, превратила в закон Советского государства программные требования Коммунистической партии о свободе совести. Одной из первых задач общедемократических преобразований, решаемых Советской властью параллельно с главной и настоящей социалистической работой, была ликвидация помещичьего и церковно-монастырского землевладения. Второй Всероссийский съезд Советов на заседании 26 октября (8 ноября) 1917 г. принял Декрет о земле, составленный на основе 242 крестьянских наказов о конфискации помещичьих, монастырских и церковных земель, об отмене частной собственности на землю и о превращении ее в общенародное достояние. Декрет был принят подавляющим числом голосов при одном против и восьми воздержавшихся, что является ярким свидетельством демократизма в решении этого вопроса. "Декларация прав народов России", утвержденная 2(15) ноября 1917 г., провозгласила равенство и суверенность всех больших и малых наций и национальностей страны, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. Декларация положила конец господствующему положению православной церкви и гарантировала трудящимся всех национальностей и народностей демократические права и свободы. Все граждане России уравнивались в правах независимо от вероисповедной принадлежности. Закон о раскрепощении народов нанес сильнейший удар по идеологии великодержавного шовинизма и буржуазного национализма.

В декабре 1917 г. СНК принял "Постановление о передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению", реализация которого лишала церковь наиболее могучего средства религиозно-нравственного воспитания молодого поколения. Декрет от 18(31) декабря 1917 г. „О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" установил, что „Российская республика впредь признает лишь гражданские браки... Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачующихся", не имеет юридического значения. Данный законодательный акт и декрет „О расторжении брака" (16 (29) декабря 1917 г.) сыграли важную роль в общественной жизни и обеспечении свободы личности, поскольку для гражданского брака не имеет значения исповедание или неверие лиц, желающих вступить в брак.

Первые декреты Советской власти положили начало созданию как объективных, так и субъективных условий свободы личности, правовых предпосылок подлинной свободы совести, формированию нового быта. Реализация их, во-первых, уничтожала феодальную собственность церкви, способствовала разрыву ее связей с капиталом; во-вторых, обеспечила равноправие всем народам страны; в-третьих, гарантировала свободу личности, упраздняла установленный при царях порядок, при котором христианин, вступивший в брак с „иноверцем", подвергался церковному покаянию и даже тюремному заключению; в-четвертых, ликвидировала ограничения детей в правах, детей внебрачных уравнивала с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям, очищала быт от терминологии - „невенчанные родители", „незаконнорожденные дети", упраздняя обиду, горе, а порой трагедию семьи; и, наконец, ознаменовала поистине исторический поворот в судьбах женщин. Советская власть предоставила им равные с мужчинами права на труд, образование, участие в общественно-политической жизни, а также право на расторжение брака (дореволюционные законы предоставляли это право только мужчинам). Следует отметить, что и сегодня многие буржуазные страны не до конца ликвидировали неравенство женщин. Несмотря на некоторое за последние годы улучшение формально-юридического статуса женщин Великобритании, США, Франции, ФРГ, там и поныне сохраняется открытая их дискриминация в области оплаты труда, доступа ко многим профессиям, к образованию.