Смекни!
smekni.com

Ислам (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Религиоведение

Реферат

по теме : «Ислам»

Подготовил:

Студент 455 группы

Пятеркин Н.Н.

Проверил:

Преподаватель

кафедры Г и СЭД

Стойкин Н.Ю.

Белгород

2008

Ислам

Общие особенности ислама

Ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям. Многие века существуют великие мусульманские цивилизации. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Эту религию исповедают более 19% людей нашей планеты.

Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих – уммы, а внутри общин – люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.

Приводим некоторые принципы, свойственные исламу:

• уважение жизни, чести и собственности единоверных;

• оправдание священной войны (джихада) с целью распро­странения веры, для наказания злых правителей и отступивших мусульман;

• привилегированное положение мужчины по сравнению с женщиной; женщина считается низшим существом, и по­этому часто не участвует в общественной жизни. «Мужья стоят над женами», – говорит Коран (4:38 (34)). Брак (постоянный, временный и с невольницами) носит чисто юридический характер, и его расторжение находит­ся в руках мужчины;

• признание института рабства (невольничества), которое в новейшее время было отменено под давлением международных ор­ганизаций (например, в Саудовской Аравии в 1962 году).

Гарантом исполнения принципов Корана является религиоз­ный и нравственный закон – шариат, который официально дей­ствует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Сау­довской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.

Ислам развил систему ценностей, которую призван принять ка­ждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представ­ляют собой несомненные истины. Для ислама большее значение имеет внешнее поведение человека, чем его чувства и душевные переживания. Можно сказать, что ислам является, по преимуще­ству, религией общественной, а не внутренней жизни человека. В то же время в исламе имеются и духовно-мис­тические направления.

Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Цент­ральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближ­нем Востоке.

Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман не арабов в наши дни пре­вышает количество мусульман арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наиболь­шей долей мусульманского населения находят­ся за пределами Ближнего Востока: это Ин­донезия – 166 миллионов (88% населения), Па­кистан – 111 миллионов (97%), Бангладеш – 97 миллионов (85%), Индия – 93 миллиона (11%).

По численности ислам является второй после христианства ми­ровой религией. В мире насчитывается около 1 млрд. мусульман. В 28 государствах (Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) ислам является единственной государственной религией. Из всех зарубежных студентов, обучающихся в Соединенных Штатах Америки, около пятой части приезжает из сорока исламских стран. В большин­стве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (до 2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для христианских мис­сионеров, либо объявили проповедь христиан­ства вне закона, либо сделали и то, и другое.

В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Напомним о национальной структуре населения (в порядке убывания численности), по данным государственной статистики: русские (81.5%); татары (3.76%); украинцы (2.97%); чуваши (1.2%); башкиры (0.91%); белорусы (0.82%); мордва (0.73%); чеченцы (0.61%); немцы (0.57%); удмурты; армяне; аварцы; марийцы; казахи; осетины; буряты; якуты; кабардинцы; евреи (0.37%); коми; лезгины; кумыки; ингуши; тувинцы… и т.д. Таким образом, общая численность народов традиционного мусульманского вероисповедания и культуры не превосходит 5.5%. По сведениям Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89-92%), за ними следуют мусульмане (6-9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97-98% населения России.

Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается относительной терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. В дореволюционной Российской Империи и в СССР не было крупных религиозных конфликтов между православными и мусульманами.

Распространение западного образа жизни по всему миру на­толк­нулось на силу религиозной и культурной традиции мусульман­ского общества (основанной на Коране и Шариате). Современные взгляды Запада на религию, семью и общество не согласуются с установлениями ислама. В связи с этим активные последователи мусульманской традиции для ее защиты встали на позиции фундаментализма – строгого и безусловного про­ведения принципов ислама в частной и государственной жизни.

Между мусульманскими странами, в силу разнообразия исламских течений, нет единства в их отношении к западному образу жизни. В некоторых из них (на­пример, в Иране) законы и государственное устройство строго опреде­ляются исламской традицией. Другие же (например, Турция, Еги­пет, Сирия), где проблема сочетания религии с социальными и тех­ническими преобразованиями не столь велика, постепенно при­нимают западные обычаи.

Религиозные центры ислама активно стараются убедить мир в том, что при­нятие Корана и исламской веры может помочь в решении основ­ных проблем современного человечества. В западных странах су­ществует интерес к исламскому мистицизму, издается множество суфийских текстов на европейских языках.

Возникновение ислама

В 570 году н.э. в арабском племени курайш родился Магомет (ближе к арабскому произношению – Мухаммад). Курайшиты занимали в обществе особое положение, потому что им принадлежал город Мекка. Мекка имела экономически выгод­ное положение, т.к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиоз­ным центром. Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Аф­рики. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламскими ре­лигиями в Аравийском регионе.

До появления ислама, определившего религиозную и социально-по­ли­ти­ческую жизнь арабов, населявшие Аравию бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и ре­лигиозными центрами. Бедуины верили во многих богов (ал-Лат, ал-Узза, Манат и др.), которые соотноси­лись с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины вери­ли, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них – святилище с «чер­ным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, – Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во вре­мена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого араб­ского племени было собственное божество, и представители пле­мен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им.

Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя – Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впослед­ствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи ока­зало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Магомет был весьма впечатлителен и страдал нервной болезнью, похожей на эпилепсию. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте со­рока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ан­гел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернул­ся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусуль­ман, Коране, что в переводе означает «Чтение».

По мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломниче­ство племен в Каабу приносило курайшитам немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от пропо­веди, и количество его сторонников быстро росло.

Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге пример­но ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семь­ями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йас­риб (622 г.) началом своего календаря. Это событие из­вестно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мек­ку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объ­единить под знаменем ислама все племена Аравийского полу­острова. Вначале проповедь Магомета была обличительной, основное внимание в ней уделялось будущему воскресению мертвых и Страшному Суду. В ответ жители Мекки из­гнали Магомета, и он переселился в Медину (622 г.). Впоследствии это переселение было названо Хиджрой. Хиджра стала считаться началом исламского летоисчисления.