Смекни!
smekni.com

Культура Ислама (стр. 1 из 5)

Зарождение ислама

7 и 8 века нашей эры оказались решающими в истории народов Ближнего Востока. Именно в это время сформировалась третья (после иудаизма и христианства) великая монотеистическая религия – ислам. В качестве новой духовно-политической силы ислам сумел постепенно слить в единой мусульманской общине многие народы трёх континентов и нанести поражение двум враждовавшим между собой могущественным империям – Византии и Персии, причём в ходе борьбы Персия была исламизирована, а Византия лишилась почти всех своих африканских и азиатских владений.

В 7 веке среди аравийских племён начался процесс становления государственности. Одним из самых богатых и влиятельных племён Аравии было мекканское племя курайш. Именно в его среде и зародился ислам – новая «надлеменная» монотеистическая религия. Политическое объединение Аравии в результате распространения ислама привело к образованию арабской нации.

Основоположником ислама и первым его проповедником был житель Мекки Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), выходец из племени курайш. Родился он примерно в 571 году в семье небогатого купца из знатного, но бедного рода хашим.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен. Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой, верования их влияли друг на друга. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Первоначально проповеди Мухаммада были встречены враждебно мекканской знатью, видевшей в новой религии угрозу своим наследственным привилегиям. Пророка пытались заставить отступиться от своего учения, его даже пытались убить. Спасаясь от преследований, Мухаммад в 622 году вместе со своими ближайшими соратниками (мухаджирами) бежит в Ясриб, жители которого давно враждовали с мекканцами. По мере утверждения ислама Ясриб стали именовать «городом пророка» – Мадинат ан-Наби или просто Медина. Год хиджры (то есть бегства Мухаммада в Медину) является началом мусульманского летоисчисления.

Медина

В Медине проповеди пророка имеют большой успех. Вокруг него группируются его мединские последователи (ансары, то есть «помощники», «приверженцы»). Именно в Медине и возникает мусульманская религиозная община (умма), ставшая ядром будущего мусульманского государства.

Согласно мусульманской богословской традиции, священная книга ислама Коран была ниспослана Мухаммаду Богом через ангела Джибрила (Гавриила) в форме откровений, которые пророк передал своим соплеменникам в проповедях.

Коран разделен на 114 глав (сур), а Суры состоят из аятов (предложений). Самые короткие Суры содержат по три аята, а самая длинная (2-я Сура «Аль-Бакара») -286 аятов. Всего в Коране 6666 аятов. Коран открывается Сурой «Аль-Фатиха», содержащей кратчайшие и емкие формулировки основ вероубеждения. По времени ниспослания Суры делятся на мекканские (610-622гг, 86 Сур ) и мединские (622-632гг, 28 Сур), которые в большинстве своем длиннее мекканских. Текст Корана для удобства делится также на 30 джузов (частей).

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.

После смерти Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) в 632 году начинают предприниматься попытки собрать воедино разрозненные части Корана. Первые преемники Мухаммада, так называемые «праведные халифы» Абу Бакр и Омар поручили запись проповедей пророка одному из его сподвижников – Зайду ибн Сабиту, знавшему их наизусть. Третий халиф Осман распорядился в середине 7 века выработать единую редакцию Корана, а все остальные записи уничтожить. Окончательно отредактированный текст был канонизирован.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.

Пророк Мухаммад (мир ему)

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился почти через шестьсот лет после вознесения Исуса (570-652 от Рождества Христова) в Мекке (Аравия). Он жил в то время, когда его народ пребывал во власти самого низменного язычества, а в обществе царили коррупция и разложение. В Аравии существовали племена и поселения евреев, но они не распространяли за пределами своей общины послание о Едином Боге и ответственности человека перед Ним. Христианство было расколото на множество разнообразных враждующих сект, а его оплот, Восточная Римская Империя (Византия), был в состоянии упадка.

Когда посреди этого разлагающегося общества в городе Мекке появился Посланник с проникновенным, зажигательным призывом к покаянию и преобразованиям, он бросил языческим лидерам вызов, который они не смогли проигнорировать, поскольку желали сохранить свою власть над людьми. "Встань и увещай", - таково было послание, которое доверил ему Бог. Но его увещевание было встречено с крайней враждебностью. Сначала он был осмеян и ему был дан отпор, а затем, вместе с небольшой группой своих последователей, подвергся оскорблениям, клевете, пыткам, бойкоту и, в конечном итоге, угрозе убийства. Язычники использовали любые средства, чтобы вынудить его оставить свою миссию, а первых мусульман - отказаться от Ислама. Однако те были стойкими, ибо их уверенность в истинности Послания была столь прочной, что простая угроза физического ущерба или смерти не могла заставить их отказаться от веры в него, распространения его и жизни согласно ему. Некоторые из первых мусульман умерли под пытками, другие были вынуждены , дабы избежать преследований, переселиться в Абиссинию, страну, которой правил набожный король-христианин, впоследствии тайно принявший Ислам.

После тринадцати лет смиренного проповедования и стойкого перенесения всех этих испытаний Бог дал Пророку и его последователям возможность переселиться в город Ясриб (Медину), находившийся приблизительно в трехстах милях от Мекки, по приглашению его жителей, принявших Ислам. Они заверили Пророка в своей верности и поклялись жить и, если необходимо, умереть за Ислам. Маленькими группами мусульмане покидали Мекку и пускались в путь через пустыню к городу, который открыл сердце новой вере. И когда ушли все, Пророк вместе со своим самым близким другом Абу Бакром также, наконец, покинул город. Милостью Божьей им удалось скрыться от язычников, пытавшихся убить Пророка в Мекке и охотившихся на него во время его путешествия.

В Медине, находясь далеко от непрерывных ежедневных преследований мекканских язычников, Пророк смог сформировать и организовать свою общину так, как это было указано ему Богом. Здесь Пророком были получены части Корана, установившие законодательство по различным вопросам. Они были сразу же воплощены мусульманами в жизнь. Здесь же окончательно оформилось исламское общество и город-государство со всеми необходимыми социальными, политическими и экономическими элементами, ставшие примером для всех будущих поколений мусульман.

Но даже там Пророк и его община не могли жить в мире. Их постоянно донимали непрерывные угрозы и военные вылазки язычников, а также противодействие и вероломство групп инакомыслящих в Медине и вокруг нее. Но мусульманская община, хотя поначалу и немногочисленная и плохо подготовленная для сражений, сопротивлялась с таким мужеством, что приблизительно через девять лет сама смогла покорить своих врагов благодаря как военным, так и дипломатическим действиям. Вместо упреков или мести тем, кто так жестоко преследовал его и его сподвижников, Пророк простил даже своих злейших врагов. И таким образом "открытие" Мекки произошло без кровопролития. Пророк вошел в Каабу, священный дом поклонения Богу, построенный в древности пророками Авраамом и Исмаилом (мир им), и собственными руками разбил на куски триста шестьдесят установленных там идолов, вновь очистив Каабу для поклонения Одному лишь Богу, Достохвальному и Возвышенному.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) умер годом позже. Он действительно распространил Послание, порученное ему Богом, и оставил после себя два неизменных источника учения - Священный Коран и его Сунну, то есть пример собственных деяний, подробности которых были в течение нескольких лет в большом количестве собраны посредством записи устных сообщений, известных как Хадисы, которые были в точности сохранены до настоящего времени как второй источник учения в Исламе после Корана.