Смекни!
smekni.com

Особенности еврейского религиозного права (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственная классическая академия имени Маймонида»

Факультет филологический

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Введение в иудаизм»

на тему: «Особенности еврейского религиозного права»

Автор реферата: студентка 2 курса

Е.А. Мочунова

Преподаватель: Ц.Р. Зайчик

Москва – 2006


История еврейского права насчитывает более трёх тысячелетий, и истоки его сродни другим правовым системам древнего Востока – древнеаккадского города – государства Эшнуанна (1900 г. до н.э.), Ассирии (1400 – 1110 гг. до н.э.), Хеттского государства (1400 – 1300 гг. до н.э.), Ново – вавилонского царства (VI в. до н.э.).

Но во всех этих законодательствах уцелели лишь отдельные фрагменты, иногда более значительные, иногда весьма скудные – в зависимости от удач тех или иных археологических раскопок. Когда древние народы лишились государственного суверенитета, их правовые системы постепенно теряли свою силу и исчезали. В то же время еврейское право продолжало существовать и развиваться как самобытное и независимое и после того, как еврейский народ лишился независимости, а такое положение существовало на протяжении почти всей его истории.

Два фактора способствовали этому. Первый – наличие крепкой внутренней дисциплины в еврейских общинах, стремившихся осуществлять и развивать судебную автономию. Второй фактор был сугубо внешним: власти готовы были признать внутреннюю автономию еврейских общин. Им было разрешено иметь свои судебные учреждения, школы, синагоги, дома для престарелых, органы самоуправления и т.п. За предоставление этих прав и проявление терпимости к чужеземцам, еврейские общины обязаны были выплачивать властям солидные налоги. Кроме этого каждый член общины нёс в индивидуальном порядке определённые обязанности перед государством, в котором проживал – платил налоги, участвовал в его защите от внешних врагов, молился за благополучие властей. Все эти обязанности вытекали из широко известного принципа, установленного еврейскими мудрецами (талмудистами) – «Дина демалхута – дина» (государственный закон имеет силу религиозного постановления, и он обязателен и для евреев). Таким образом, основной особенностью еврейского права является его неотъемлемая связь с религией. На этом принципе и основывается религиозно – правовая система иудаизма.

Сам термин еврейского права рассматривается как один из возможных переводов с иврита выражения «мишпат иври» (ירבע טפשמ), где первое слово имеет значение «суд», «правосудие», «закон», «обычай» и т.д. и используется для обозначения той части религиозных текстов, которая касается взаимоотношений человека с обществом и человека с государством.

Еврейское право прошло огромный путь от своего создания до сегодняшних дней. Чтобы понять пути развития еврейского права, следует остановиться на двух основных моментах, определяющих его сущность. Во-первых, развитие еврейского права во все периоды, даже после изгнания народа из его страны, не было следствием абстрактного теоретизирования и изучением Торы как самоцели, а явилось результатом того, что это право было живым, действующим, применяемым в повседневной практике. Понятно, что после разрушения Иерусалимского Храма проблемы ритуальной чистоты, жертвоприношений и храмовой службы изучались только теоретически, так как не имели практического значения. Но все другие части религиозного права, включая взаимоотношения человека и Всевышнего, человека со своими ближними, человека и общества, продолжали относиться к практическим «мицвот» (заповеди), действующим в повседневной жизни. Второй момент, вытекающий из первого, - постоянное и непрерывное развитие еврейского права.

Еврейское право существовало и применялось в повседневной жизни, несмотря на то, что народ был изгнан из своего государства. Этому способствовали два фактора. Первый - внутренний, в основе которого – сущность и характер еврейского права и его роль в духовной и культурной жизни народа. Второй фактор – внешний, и он обусловлен государственно-правовым восприятием понятий власти и судопроизводства.

Внутренний фактор – основа характера еврейского права, которое является религиозным и национальным. Религиозным, так как в соответствии с основами еврейской веры, источник еврейского права – Божественное Откровение. И так же, как жизненная сила и непреложность религиозных установлений, определяющих своё отношение к Творцу, таких, как молитвы, соблюдение Субботы и праздников, законы кошерности, не пострадали оттого, что народ оказался в изгнании, жизнеспособность законов, определяющих отношения между людьми, между личностью и коллективом, и касающиеся торговли, труда, материального ущерба, уголовного права и т.п., полностью сохранилась и продолжала развиваться в диаспоре в рамках еврейской автономной общины. И в тех, и в других – в чисто религиозных установлений и в сугубо юридических - еврейская мысль находит решение всех проблем в едином источнике в Торе.

Таким образом, изучая Тору и религиозное право, евреи заучивали и основы юридических прав. Это послужило основой для формирования определённых принципов: так же еврей обязан соблюдать сугубо «религиозные» предписания, дабы не согрешить, он должен строжайшим образом придерживаться и «юридических» законов иудаизма, ибо нарушение их – не менее тяжкий проступок. Религиозный характер и тех, и тех и других с особой силой подчеркнут на высокой ступени еврейских ценностей – в письменной Торе.

Имея ярко выраженный религиозный характер, еврейское право было в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством сынов еврейского народа. Этим еврейское право отличается от других религиозно-правовых систем, которые создавались и развивались не представителями одного народа, а приверженцами данных конфессий разных наций.

Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права – важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность.

Еврейское религиозное право феномен не только в области юриспруденции, но и сточки зрения религии. В нём гармонично сосуществуют важнейшие религиозные принципы с гражданской моралью. Наверное, поэтому его часто называют библейским правом, или религиозным правом. Под ним понимают содержащиеся в библии нормы, которые регулируют социальные отношения и социальный строй.

И этого можно сделать вывод, что всё еврейское право основано на библейских текстах, при изучении которых из общего принципа, делаются частные практические выводы, применяемые в конкретных жизненных условиях. На этом основании можно проследить некую историю развития еврейского религиозного права: в первые века новой эры в раввинистических кругах было канонизовано Пятикнижие. Названное «Торой», что можно одновременно перевести и как Закон и как Учение. Этот текст превратился в своего рода конституцию еврейского народа. Однако, несмотря на то, 4 из 5 книг Торы (кроме книги Бытие), в самом деле полны различных заповедей и постановлений, не так уж просто, а зачастую практически невозможно из их формулировок сделать заключение о способе их исполнения.

Действительно, различные заповеди и постановления в Торе имеют различные варианты трактовки. В первые века нашей эры заповеди действительно соблюдались по-разному. Так, содержащаяся в книге Второзаконие заповедь «Не вари козлёнка в молоке матери его», на большей части Земли Израиля понимались как запрет на смешивание мясных и молочных продуктов при изготовлении пищи. В Галилее же традиционно готовили птицу в молочном соусе, считая, что заповедь касается лишь мяса рогатого скота. А Филон Александрийский понимал эту заповедь буквально, то есть только в отношении мяса козлёнка.

Таким образом, из-за различий в толковании в иудаизме сразу после канонизации Пятикнижия стали развиваться механизмы, позволяющие правильно трактовать заповеди. Эти механизмы получили название «Галаха».

Сам термин «Галаха» имеет несколько значений. В самом широком и наиболее распространенном смысле слово «Галаха» - это нормативная часть Устного Учения, т.е. Талмуда. Галаха охватывает все указания Талмуда, все законы и правила, определяющие отношения между Богом и людьми и людей между собой.

Таким образом, законодательная функция Галахи имеет непререкаемое авторитетное обоснование ее установлений, все их можно распределить на несколько основных групп. Тематически установления Галахи сгруппированы в 6 разделах Мишны, породившей всю последующую галахическую литературу: «Посевы» – законы, относящиеся к земледелию и отражающие, в основном жизнь еврейского народа на земле Израиля; «Праздник» – о праздниках, постах и памятных днях; «Женщины» – о семейной жизни; «Ущербы» – гражданское и уголовное судебное право; «Святыни» – о ритуалах, связанных с Храмом; «Чистота» – о ритуальной чистоте. Одни галахические установления издавна являются лишь материалом для теоретического изучения, как, например законы храмовых жертвоприношений, знание которых, согласно традиции, понадобится при даровании Господом Третьего Храма в мессианскую эпоху. Другие, имеющие также, казалось бы, лишь историческую и традиционную ценность, в некоторый момент приобрели новую актуальность: например, с возникновением государства Израиль и возвращением евреев к сельскохозяйственным занятиям вновь вступила в действие часть законов о земледелии. Третьи были, и продолжают оставаться важными для евреев в любые времена и на любой территории: например, законы о праздниках, а также о разрешённой и запрещённой пище и способах её приготовления, называемые законами кашрута.