Смекни!
smekni.com

Религии мира (стр. 1 из 34)

ЛЕКЦИЯ 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ

Слово «религия» буквально переводися с латинского как «соединение». Соединение человека с Богом. Соединение с мирозданием. Соединение с людьми. «Выхожу один я на дорогу» - образная формула безрелигиозного одиночества.

Как известно, во времена СССР религия была вытеснена на задворки общественной жизни, религия считалась умирающим пережитком, полагали, что она отомрет вместе с последними бабушками. Но время шло, бабушки умирали, а церковь продолжала жизнь, религия не уходила. Тогда осознали необходимость более решительного и серьезного противостояния религии, и в вузовских программах появился курс «научного атеизма». Этот курс должен был «научно» обосновать неосновательность веры человека в высшие силы. Но этот курс плохо учитывал одно важное обстоятельство: любая религия жива не только и даже не столько знанием – сколько ВЕРОЙ. «Вера» - слово производное от понятия «доверие». Вера не противоположна знанию, но дополняет его, идет бок о бок с ним. Американские пихологи М. Остоу и Б.А. Шарфстейн в книге «Потребность в вере» пишут: «Вера для людей необходима, как еда». Психолог У.Джеймс: «вера – это готовность действовать ради цели. Удачное достижение которой нам не гарантировано наперед». «Вера в победу», вера в человека, мы верим своим друзьям, близким. Конечно, можно обмануться, но это еще не основание отказываться от веры как способа отношения к действительности, к другим людям. Тем более важно это понятие для понимания сущности религии.

Научный атеизм может показать уязвимость каких-то религиозных представлений об устройстве мира и вселенной, но нельзя научно отрицать веру. Наука имеет дело с тем, что можно проверить опытным путем, вера же способна обратиться к тому, что лежит за пределами опыта, ‑ не к тому, что подчиняется законам, а что само является Законом. Есть, например, известный закон всемирного тяготения, которому подчиняется весь видимый мир. Но мы ничего не знаем о том, кто и как установил этот закон, мы не знаем, как далеко он распространяется, есть ли сроки, ограничивающие действия этого закона. Оговорка, что это «закон природы» мало что объясняет, ибо встает вопрос о ТВОРЦЕ.

Найти путь к этому ТВОРЦУ путем опытного научного знания пока не удавалось, но у человека был другой путь – вера. Вера порождала религию, внутри религий возникали культы, тексты, которые считаются священными, возникали церковные организации, священнослужители, паства и т. д. Религиоведение и пытается познать эту сторону жизни человека.

В наши дни происходит заметное возрождение религиозной жизни. Это видно и по нашей стране, и по странам Запада – вспомним, какой влиятельной фигурой совсем недавно был римский папа Иоанн-Павел второй. Сейчас, все вы знаете, активизировался ислам, становясь не только религиозной, но и политической силой.

Мы видим, какую роль сегодня стало играть Православие в жизни нашего государства. Это внешнее проявление. Мы все проникнуты православным мировидением, многие поколения наших предков жили в нем, дышали в нем и передали его нам вместе с языком, культурой, привычками поведения. «Анастасия» - Воскресенье – Спасибо. Прощай. Восходящее-нисходящая интонация поклонной молитвы.

Задача нашего курса – получить представления о разных религиозных конфессиях, их происхождении, вероисповедных текстах, их идеологии и философии, о тех или иных особенностях культов. При этом надо иметь в виду, что религиозные вероучения составляют духовное ядро культур народов мира. Более того, они влияют на характер жизненного поведения народов. Так, например, безусловно лидерство европейцев в научно-технологической сфере по сравнению с народами Востока. Это связано с особенностями религий. Христианство, которое исповедуют европейцы, запрещает людям самочинные углубления в подсознательные, духовно-космические глубины своих «Я» - поэтому европейцы сосредоточились на внешней деятельности в материальном мире. Религии Востока связаны с духовными практиками, медитациями, взоры верующих здесь обращены не во вне, а внутрь, а отсюда их безразличие к позитивной науке, к технологиям. Восточные религии постулируют духовное самоуглубление человека при безразличном или даже отрицательном отношении к внешнему материальному миру. Христианство же нацеливает людей в их земной жизни на богоугодную деятельность в материальном мире в реальном обществе. Так, особенности культов определяют глобальные стороны в жизни человеческих сообществ.

В русской истории религиозные вопросы также являются определяющими. Переломным моментом в жизни восточных славян явилась смена вероисповеданий: имею в виду добровольный отказ от языческой религии в пользу христианства. Православная вера в самые короткие сроки сумела объединить враждовавшие языческие племена в единое Русское государство. Религиозный смысл имели оборонительные войны Руси: защищалась не только территория и население, но и вера, точнее территория, население и вера стали неким новым единством: «за землю Русскую, за веру христианскую» - этот призыв звучит во многих древнерусских произведениях. Русские монастыри играли важную роль в освоении новых территорий и приобщении их к телу Российского государства. Русские воины помогали сербам и болгарам не только потому, что они славяне, но и потому, что они православные. До февраля 1917 г. православие было в нашей стране духовным ядром культуры, основой государственности. Если из русской истории изъять религиозный фактор, то из нее уйдет живая душа.

Вообще надо заметить, что до эпохи Возрождения-Реформации в Европе светской культуры не существовало, а в восточных традициях культура и религия нераздельны до сих пор.

Религию можно определить как связь человека с божеством и регламентацию способов этой связи. При этом надо заметить, что то, что едино, нет нужды связывать, связь возникает как стремление преодолеть разрыв.

Если бы человек приходил к Богу через рациональное мышление, через философствование, то вера была бы уделом немногих, ибо абстрактное мышление практикует меньшинство. Но на деле в храме рядом могут стоять неграмотный крестьянин и ученый, находящийся на вершине современных знаний. Что же их объединяет? Наверное, религиозное чувство, интуиция. Религиозный опыт можно определить как переживание присутствия в нашей (твоей) жизни Высшего Существа, которое влияет на наше существование. Наиболее пытливые и одаренные люди стремятся осмыслить это присутствие и влияние - отсюда и возникает вероучение, богословие.

По характеристике отца Александра Меня, «всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе. Первый элемент – мировоззрение – обращен к интеллекту человека,, второй – жизненные нормативы – к его волевым устремлениям, а третий – мистическое чувство – к его эмоциональной сфере и интуиции. … этот последний является основополагающим для религии «Внутреннее содержание культа составляет непрерывное общение с Божеством с помощью осязательных средств; без культа можно знать о существовании Бога или богов, … но только посредством культа можно беседовать с Богом» (Мень здесь цитирует французского психолога). (Мень. 36-37).

2. Слово культура родственно со словом «культ» - от лат.cultus – уход, почитание. Cultura – возделывание, обрабатывание.

В широком смысле – все, что создано человеческим обществом.

Внешняя и внутренняя культура. Есть культура земледелия. Культура поведения. Культура речи. Культура деловой переписки. Но есть культура сердца и ума. Религия представляет собой возделывание сердца, просвещение его. Умно-середечное отношение к миру. Особый опыт подвижников веры и благочестия. Пустынники. Познание, что таится в сердце. Выведение наружу, осознание темных начал и побуждений, таящихся в нем и уничтожение этого темного, дикого, звериного в человеке. В этом суть духовной культуры, культуры возделывания сердца.

Дж Фрезер: «Вся культура из храма».

Связь протестантизма и капитализма. Идея светского священства. Каждый сам себе священник. И профессия, дело, в том числе коммерческое дело приравнивается к участию в богослужении. Ставится знак равенства между добросовестной работой и святостью. «Не отягощайте сердца заботами житейскими». Трудоголизм.

Христианство ориентирует человека на богоугодную деятельность во внешнем, материальном мире и в обществе себе подобных. Динамичность истории народов христианской культуры и статичность традиционных обществ Востока. Именно христианство задавало социальные идеалы.

Православные монархии строились по образцу государства евреев эпохи Царств – противоположность языческим монархиям древних халдеев, египтян, римлян. Христианский принцип равенства людей перед Богом – отмена рабства, совершенствование норм человеч. общежития.

Христианская концепция Божественной личности – уникальность личности каждого человека. Идея всестороннего развития личности. Талантов. Хилиазм. Кульминация – коммунистическое учение.

Но вот человек видит, как из земли появляются ростки – значит кто-то заботится о том, чтобы растение вышло из земли. Человек может употреблять эти растения в пищу – значит надо благодарить того, кто заботится о растениях. Лес полн зверей, реки и озера наполнены рыбой – все это годится в пищу, но кто-то же населил леса животными, а воды – рыбой. Наконец, кто-то же произвел и самого человека.

Человек плохо мирится с безличностью, анимизм имел место, но это верование ‑ слишком абстрактно, нужна персона, которой можно было бы поклоняться. Вероятно, одним из первых был культ БОГИНИ-МАТЕРИ.

Разумеется, когда мы говорим о ранних культах, то, скорее, говорим о гипотезах, нежели о чем-либо достоверном и доказанном – слишком мало свидетельств.

Археологи обнаруживают большое количество каменных женских фигурок, у которых гипертрофированно изваяны только детородные органы и грудь, т. е. только то, что нужно для воспроизводства жизни. Голова может вообще отсутствовать. Как сказал один из исследователей этих фигурок: перед нами пол, возведенный в абсолют. Эти фигурки обычно называют «неолитическими Венерами», но, скорее всего, перед нами изображения Богини-Матери. Эти фигурки встречаются на самых разных территориях: в доарийской Индии, на территории Палестины до израильской колонизации, в Шумере и в Финикии и др. Фигурки имеют черты несомненного сходства, из чего заключают, что культ Богини-Матери имел универсальный характер.