Смекни!
smekni.com

Религии мира. Буддизм. Ислам. Новые секты (стр. 1 из 5)

ГОУ ВПО «Курский Государственный Медицинский Университет»

Кафедра философии

РЕФЕРАТ

по философиирелигии на тему:

«РЕЛИГИИ МИРА. БУДДИЗМ. ИСЛАМ. НОВЫЕ СЕКТЫ»

Выполнил: Шульгинов

Антон, 2-БТ, 1 группа

Проверил: Немеров

Евгений Николаевич

Курск, 2009


План

Общая типология церковности. Ее ранние, национальные, мировые, модернизированные варианты.

Буддизм — первая международная религия:

принц-отшельник Будда, его жизнь и учение;

основные принципы классического буддизма;

дзэн (чань) - буддизм — философия абсурдности мира и стабилизации жизни в этом катастрофичном мире;

причины широкого распространения буддизма и его попуярности не только на Востоке, но и на современном Западе;

буддизм в России.

Ислам как вера и образ жизни:

Мухаммед — торговец, воин, политик и пророк единого Бога-Аллаха;

Главные заповеди мусульманства; Коран и его суры;

Роли ислама в современном мире; либерализм и фундаментализм внутри мусульманства;

Ислам в России; агрессия ваххабизма.

Литература


К числу ранних форм религии относятся: анимизм (одушевляющий природу), тотемизм (усматривающий сверхъестественную связь человека с ней в виде животных и птиц), фетишизм (верящий во влиянии отдельных предметов на судьбу человека); наконец, магия — символические действия (заклинания, жертвоприношения, т.п. обряды), стремящиеся повлиять на ход реальных событий. Из этих относительно простых элементов религиозности, их переплетения складываются все ее более развитые виды. По масштабу своего распространения на Земле они делятся на мировые (международные) и национальные (этнические). Образцами национальных религий могут служить:

индуизм, возникший в глубокой древности среди племён, живших по р. Инд, сложившийся на основе брахманизма (см. дальше) и до сих пор объединяющий большинство жителей Индии;

даосизм — ставшая религией древняя философия Китая, выраженная в “Дао де дзин” — “Книге о дао (“пути”, т.е. законе вечного изменения мира и человека);

конфуцианство — еще одна китайская религия, пришедшая на смену даосизму и названная по имени своего основатели — учителя Кун Фу (латинизированная форма Конфуций), завещавшего, чтобы “государь был государем, подданный подданным, отец отцом, а сын сыном”; наше выражение “китайские церемонии” отсюда же — обряды, этикет поведения выражают волю Неба, согласно Конфуцию;

синтоизм — по-японски “путь богов”; распространенное в Японии поклонение множеству божеств во главе с богиней Аматэресу и вдобавок обожествляющий императора “Страны восходящего солнца”;

иудаизм — религия древних и современных евреев (иудеев), утверждающая веру в единого бога Яхве — творца неба и земли; на основе этой религии в начале I тыс. н. э. возникает христианство, добавившее к Ветхому (древнему) завету (Бога людям) еврейских пророков и царей Новый завет Иисуса Христа и его апостолов.

Кроме того, от большинства мало-мальски крупных (по числу приверженцев) религий откалывались секты, претендующие обновить вероучение и культ, “очистить” данную религию до ее истинного состояния. Процесс размножения религий и дробления их на секты продолжается до сих пор.

На рубеже XX–XXI вв. появляется всё больше конфессий, обожествляющих необычные для традиционного богословия явления. Вроде маргиналов и невротиков-”кришнаитов”, которые отличаются от известных хиппи только бритыми головами и вполне бездумно вопят приветствия царю-герою древней Индии Кришне (по-санскритски “Черный”); или же “церкви сайентологии” (“наукобожия”), чей основатель американец Р. Хаббард стал неким гибридом из Д. Карнеги и папы римского; или же отечественного “Белого братства”, чьи создатели (инженер-неудачник, бывшая журналистка из комсомольских функционеров и т.п. юродивые) вместо объявленного ими “конца света” попали в украинскую тюрьму за нападение на православные святыни в Киеве; японская секта (на основе вульгаризированного буддизма) Аум сёнрикё, устроившая газовые атаки в токийском метро, похищения людей, разного рода мошенничества (пока ее руководитель не был повешен по решению японского суда, а остальные руководители лишены свободы); европейско-русские сатанисты, пытающиеся возродить средневековые практики чёрной магии и человеческих жертвоприношений; многие другие, столь же изуверские секты. На их удочку попадаются наиболее темные, невежественные и обиженные жизнью люди.

Такого рода нетрадиционные культы сейчас называют тоталитарными — за то, что они лишают своих жертв свободы выбора веры, вовлекают в свои ряды обманом и потом удерживают там силой, подавляют психику своих членов. Случаи религиозного экстремизма, впрочем, не должны заслонять того огромного значения, которое имели настоящие, благородные религии в истории человечества, и той положительной роли, которую легальные церкви играют для части наших сограждан сегодня. Однако самым главным выводом относительно цивилизованного отношения к религии и церкви в наши дни следует признать их равноправие друг с другом и с атеизмом в политике государства и жизни общества. Каждый из нас должен иметь право выбрать ту или иную веру или же неверие в Бога. Вызывающие символы отдельной религии недопустимы в светском государстве. Во Франции недавно законодательно запретили ношение в учебных заведениях и в прочих публичных местах головных уборов правоверных иудеев, мусульманских головных платков для женщин, христианских крестов крупного формата. В России, напротив, мусульманки добились право фотографироваться для паспорта в головных платках.

Первой религией, которая шагнула за пределы одной страны и получила международное звучание, стал буддизм, названный так потому, что его основал индус Гаутама, принц Сиддхартха из рода Шакьев, прозванный за это Шакья Муни (мудрец из рода Шакьев) и Будда — Просветлённый (слово будда — от санскритского корня будх — “будить”, “пробуждаться”, что означает в данном случае переход от спящего, затенённого сознания к бодрствующему, ясному; таким образом, будда это любой человек, чей ум просветлён в соответствии с учением первого будды — принца Гаутамы). Произошло это в середине I тыс. до н. э. в Индии — огромной стране, населённой множеством разных рас и народов. Ведущей религией, более или менее подчинявшей себе тогда индийцев, был брахманизм, основанный на канонизации Вед. “Ведами” называется священная книга индоевропейцев, объединившая их древнейшие мифы о сотворении и устройстве Вселенной, жизни человека. Будда многое взял у брахманов — жрецов этой старой религии.

Прежде всего — учение о дхарме. Им каждому человеку предписывалось строго исполнять обязанности той касты, куда он попал по рождению (жрецов-брахманов, воинов, торговцев, слуг, “неприкасаемых). Судьба человека объяснялась его кармой — предначертанной небом программой его поступков, среди которых на поверку нет случайных, ошибочных событий; все имеют свой смысл и сплетаются в сложный узор индивидуальной биографии. Просто сплетение “нитей” судьбы в “узелки” видно только с изнанки этого “ковра” жизни, т.е. после ее завершения, и то не всем.

Другой догмат брахманизма, повлиявший на буддизм — сансара, т.е. на санскрите “странствование”. Этим понятием обозначалась текучесть, непостоянство всего сущего. Имелось в виду, что весь мир состоит из вечных переходов одного состояния в другое. Поэтому полной гибели нет, а есть телесное перерождение, когда погибшее существо возрождается в оболочке другого, новорожденного, и так бесконечно. Цепь перерождений — закон кармы — невозможно прервать по собственному желанию. Спасти свою душу на время одной жизни сторонник брахманизма может, только неуклонно следуя своей дхарме.

В своем ортодоксальном виде брахманизм был слишком прямолинеен и часть индийского общества постепенно разочаровалось в нём. Будда выразил эти оппозиционные настроения, создал одну из сект, отделявшихся от брахманизма. Благодаря весьма оригинальной философии жизни, которую предложил буддизм, он в дальнейшем, уже после смерти своего создателя и вытеснения из самой Индии его поклонников, получил широкую популярность на просторах Азии.

Согласно легенде, которая, вероятно, не так уж далека от истины, основатель новой религии вырос в княжеском дворце и до совершеннолетия не знал ни бед, ни забот, был счастлив с молодой женой и первым ребенком, готовился унаследовать престол отца. Случайная прогулка за стены дворца без конвоя и эскорта столкнула его с нищим (символ тщеты жизни), больным (её тяготы), монахом-отшельником (лишение возможностей), наконец, мертвецом (неизбежный конец земного существования). Будда сделал отсюда логичный вывод, что жизнь — это сплошное страдание. К страданию ведёт и рождение, и болезни, и столкновения с неприятным, и разлука с приятным, и неудовлетворённые желания. Даже смерть не освобождает от страдания, поскольку правоверного индуиста вслед за ней нас ждут следующие перерождения (реинкарнации) и череда страданий начинается сначала, чтобы длиться вечно. Осмыслив ситуацию, Будда решил, что главный источник страданий — желания. Если найти их причины, можно попробовать избавиться от страданий.

В поисках первоисточника человеческих бед и рецептов от страданий Гаутама тайно покинул свой дом и поселился в джунглях, отшельником. Много лет он предавался уединенным размышлениям — медитации. Наконец его осенило решение — причина страдания не только в желаниях, но и в ложном знании. Нами руководит ошибочное представление о самом себе: как будто мы имеем некое постоянное “Я”. “Я хочу...”, “Мне больно...”, “Меня обидели...” Корень зла, открыл буддизм, не в прилагательном, а в существительном такого рода формул. Надо думать не над тем, ЧТО происходит, но С КЕМ? Где находится “Я”? Что оно собой представляет? КТО страдает? Но раз в мире вообще нет ничего постоянного, то и в человеке нет никакой такой неизменной сущности. И тело, и психика — это процессы (обмена веществ и психических впечатлений). Соединяясь, они образуют сансхары — системы, структуры. Их-то мы и принимаем за наше или чужое “я”. Хотя на самом деле “Я” — это иллюзия. Если разрушить это представление о постоянном “Я”, то прекратятся и страдания.