Смекни!
smekni.com

Христианство в Удмуртии (стр. 1 из 4)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образование

Высшего профессионального образования

«Ижевский Государственный Технический Университет»

Воткинский филиал

Кафедра: Технология машиностроения и приборостроения

Реферат

на тему: Христианство в Удмуртии

Выполнил студент гр. Т 111

Бахирев Я.А.

Воткинск

2010

Содержание

1. Введение

2. Христианство в дореволюционной Удмуртии

3. Христианизация удмуртов

4. Старообрядчество в вятском крае. Причины возникновения старообрядчества

5. Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае

6. Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии

7. Православная церковь и революция

8. Вятское старообрядчество и революция

9. Христианские секты в дореволюционной Удмуртии. Христианские секты в современной Удмуртии

10. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность

Заключение

Список используемой литературы

1. Введение

Христианство – одна из наиболее развитых религиозных систем мира. В лице различных церквей и сект оно является ныне едва ли не самой распространенной религией, которая господствует в Европе и Америке, имеет весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии.

Эта религия зародилась вIвеке новой эры на территории Римской империи, котороя объединяла в то время почти весь ближневосточно-средиземноморский мир. Христианство появилось в момент, когда империю раздирали острые социальные, экономические и политические противоречия.

Оно призвано было откликнуться на запросы своего времени и предложить какие-то, пусть иллюзорные, но весомые в глазах миллионов людей пути и способы разрешения этих противоречий, сглаживания их остроты. Первоначальные очаги этой религии возникли не в центре Римской империи, а на ее восточной и юго-восточной периферии. Этот факт не был случайным, ибо здесь издревле сосредоточивались центры пересечения различных идейных и культурных влияний: иудейский свет, греко-римской философии, религий Древнего Востока.

Вызревавшее в Римской империи христианство с первых своих шагов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных рабов и страждущих. В начале своего существования оно не только стояло в оппозиции к властям и подвергалась гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса, который сводился прежде всего к резкому неприятию Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзлостями». Пафос раннего христианство нашел свое отражение в акцентировании двух сторон этого учения. Во-первых, уделялось внимание проповеди всеобщего равенства. И хотя равенство было в первую очередь лишь равенством «во грехе» перед богом, равенством «рабов божиих», лозунг всеобщего равенства и в этом качестве привлекал к себе внимание в условиях Римской империи стоил многого. Во-вторых христианство осуждало богатство и стяжательство, подчеркивало всеобщую обязанность трудиться.

Однако при всем этом христианское учение не звало на борьбу – и в этом смысле его никак нельзя считать по своему характеру революционным. Скорее, наоборот, оно стало альтернативой всевозможным восстаниям рабов, начиная с восстания Спартака, которые на рубеже новой эры сотрясали до основания Римскую империю. И в качестве такой «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетенных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым и даже выгодным для власть имущих.

Это обстоятельство не преминули отметить римские императоры. Один из них, Константин, в началеIV века поддержал христианскую церковь, и вскоре ее учение превратилось в государственную религию империи. Из гонимых христиане сами стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром в 415 году «языческой» библиотеки в Александрии, видном центре эллинской культуры.

В самом концеIV века Римская империя распалась на Западную и Восточную. Это событие оказало сильное влияние на дальнейшую судьбу христианства, в конечном счете привело к расколу и образованию двух течений в нем: католицизма и православия. Оба течения оформлялись на базе христианства в то время когда, в нем уже господствовали призывы такого рода, как «Нет власти не от бога» «Рабы, да повинуйтесь своим господам» и т.п., когда «…христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически—революционным духом». Поэтому с момента своего формирования и католицизм, и православие выступали идеологией эксплуататорских классов, они обосновывали пропангадировали необходимость подчинения угнетённых угнетателям, эксплуатируемых эксплуататорам.

Вместе с тем процесс формирования обоих течений христианства имел свои особенности, на которые следует обратить внимание. В Западной империи, где власть императора постоянно слабела, позиция церкви постепенно усиливалась. В Vвеке всесильный епископ Рима был провозглашен папой, в руках которого вскоре сосредоточилась огромная власть над всем раздробленным и политическим миром.

Цель данной работы состоит в том, чтобы опираясь на труды классиков марксизма-ленинизма и на имеющиеся положительные результаты изучения христианства, опубликованные в дореволюционной и советской литературе, дать краткую историю христианских церквей и сект на территории Удмуртии, определить их социальную сущность, помочь идеологическому активу в проведении атеистической работы.

2. Христианство в дореволюционной Удмуртии. Появление православия на вятской земле

На территории Вятского края, куда почти целиком входила дореволюционная Удмуртия, православие появилось в конце XIIи начале XIII веков. Носителями этой религии здесь оказались те новгородцы, которые в поисках лучшей жизни покинули родной город в 1174 году. Они прибыли сюда водным путем (Волгой, Камой, Вяткой). Обнаружив на реке Вятке городище удмуртов, новгородцы взяли его «вооруженной рукой» 24 июля 1181 года и основали на этом месте городок Никулицын. В нем и был построен первый на Вятской земле православный храм. Позднее, когда сюда прибыли переселенцы из других мест северовосточной Руси, были основаны такие города, как Хлынов (будущий город Вятка), Шестаков, Орлов, Слободской и некоторые другие поселения. Теперь православие получило в крае дополнительные точки опоры: почти в каждом городке и населенном пункте переселенцы строили храмы или часовни.

Поддержанное русскими переселенцами в Вятском крае, православие не получило распространения среди коренного населения (удмуртов и марийцев). Это объясняется тем, что переселенцы из северо-восточной Руси отправлялись на Вятку не с религиозными целями. Миссионерское дело их не интересовало, они шли осваивать естественные богатства Вятской земли, а позднее искали возможность укрыться здесь от монголо-татарского ига. По этой причине удмуртское и марийское население в течение еще очень длительного времени сохраняло «языческую» веру и обрядность.

Правда, новгородцы и переселенцы из других княжеств временами подчеркивали свое благочестие, но оно проявлялось у них только в обыкновении обращаться с молитвой к богу перед сражением и строить храмы после победы. В остальном же переселенцы из русских княжеств были «плохими» христианами: они сохраняли многое из своих дохристианских верований и в практических действиях не руководствовались этическими нормами православия. С течением времени в этом отношении мало что менялось. Вот так, например, характеризовал религиозно-нравственную жизнь вятчан московский митрополит Геронтий в 1486 году в послании, адресованном воеводам, атаманам «и всему вятскому людству»: «Вы только что зоветесь христианами, а делаете злые дела: обидите святую соборную апостольскую церковь, русскую митрополию, разоряете церковные законы, грубите своему государю Великому князю, пристаете к его недругам, соединяетесь с погаными, воюете его отчизну, губите христиан убийством, полоном и грабежом; разоряете церкви, похищаете из них кузнь (металлические вещи, - Авт.), книги и свечи, да еще и челом не бьете государю за свою грубость» Не лучшим образом характеризовал Геронтий и вятских служителей культа в своем послании к ним в том же году.

Он писал: «Мы не знаем, как вас называть; не знаем, от кого вы получили поставление и рукоположение». Иными словами, митрополит заявляет о том, что вятские священнослужители по сути дела являются самозванцами. Это тяжелое обвинение в глазах православных. Писать так митрополит имел некоторые основания, ибо вятские христиане не имели своего епископа. Их религиозные нужды обслуживали священнослужители, которые по разным причинам покинули родные места и пришли на Вятку. Причем они не признавали власти ни новгородского архиепископа, ни московского митрополита. Особенно церковная независимость Вятской земли усилилась с 1383 года, когда местная церковь обзавелась собственной «святыней»: образом (иконой) «угодника своего Святителя Николая, чудным онаго явлением и разными потом сбывшимися от него чудесами.»

Все упреки московского митрополита вятским христианам и их духовенству соответствовали действительности. В самом деле, вятские организовывали набеги на новгородские владения, а затем и на владения великих князей. Они участвовали в «ссорах между Великим князем Василием Васильевичем, с одной стороны, и между дядею его Георгием Дмитриевичем, а потом детьми детьми его Василием и Дмитрием Шемякою, с другой стороны, когда В. князь в 1433 году послал войска в Кострому, в которой коные князья засели».

Отношение церковных феодалов к местным крестьянам было далеко не «божеским». Они взимали с них натурой и выкачивали деньги с помощью различных видов долговой кабалы. Понятно, что вятские крестьяне проявляли по отношению к эксплуататорам в рясах естественную в их положении вражду. Об этом свидетельствуют крестьянские волнения того времени. Наиболее сильные из них происходили в Сунской и Кырчанской вотчинах Трифоновского монастыря в 1675 году, а также в архиерейской вотчине, в Березовском стане, в 1681 году.