Смекни!
smekni.com

Проповедь о человеческих судьбах (стр. 1 из 3)

Святитель свт. Николай Сербский (Велимирович), , перевод С. Луганской

«не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мтф. 10, 29-30)

В мире нет ничего интереснее и поучительнее человеческих судеб. Всякая тварь над нашими главами и под нашими ногами приводит нас в восхищение. Думаю, что из всех слов, которые произносили человеческие уста со времен сотворения мира, три слова – что? как? и почему?, встречаются чаще других. И к одному другому предмету они не обращены так часто как к самому человеку и его судьбе. Почему человеческие судьбы такие разные? По капризу богов – отвечал языческий мир. По случайности – отвечают некоторые наши, даже христиане, современники. Между этими двумя заблуждениями кроется истина. Между суеверия и неверия прокладывает себе путь Божия вера, с многомиллионным воинством, многими племенами и народами, которые хранят веру в Бога Живого как единственный светильник на перепутанных жизненных дорогах. Поистине, неизвестно, что ничтожнее и темнее, - вера в ложных богов или вера в случай. Там тени суеверия, здесь грубое неверие. Там идолы, глухие к человеческой беде, здесь призрак материи, слепой к людскому горю. Человек не может без слез читать трагедии Софокла и Эврипида, в которых выражены все отчаяние и беспомощность живших тогда людей, которые не видели в своих судьбах ничего кроме жестокой фатальности. На так называемых богов человеческое сердце не надеялось, ибо не было в них ни доброты ни милосердия, а этого не было потому что не было самих богов. О едином Боге, Который бы сошел к людям и явил безграничную доброту, и милость к человеческому роду даже не мечтали. А только такая вера могла отвалить надгробную плиту фатализма от человеческих душ и оживить их. От пришествия Христа и до конца времен человечество не сможет верить в некого бога, который не страдал с человеком и за человека. А что сказать о вере в случай? Она, если не хуже, то равнозначна древнему языческому суеверию. В наше время в особенности веру в случай можно назвать совершенным безумием.

Великий английский ученый Томсон сказал – «вы не можете тронуть ни одного цветка, не тронув при этом звезд». В свете изобретения радио и телевидения, мне кажется, многим будет легче понять слова Христа, что за каждое праздное слово человек ответит в День Суда. Следовательно, слова, произносимые нами, переносятся в духовный мир и хранятся там до того дня, когда все выйдет на свет и предстанет на суд по вечной правде. И не только слова, но и помыслы, и не только дела, но и намерения и чувства. Все находится под высшим и совершенным контролем: все куда-то переходит, все где-то хранится, за все когда-нибудь придется дать ответ.

Под этим высшим вечным контролем Творца находятся человеческие судьбы, полностью независимые от каких-то капризов призрачных богов и случая. Священное Писание самый верный источник света, как мощный прожектор бросающий свет на разные судьбы разных людей, как в древние времена, так и сейчас. Согласно Священному писанию два фактора определяют судьбу всех и каждого: человеческое сердце и Промысл Божий. Воздаст тебе Господь по сердцу твоему, говорится в этой Книге судьбы. Завистливые братья продали Иосифа египетским торговцам. Но за то, что сердце Иосифа было беззлобно и чисто, Промысл сделал Иосифа- раба Иосифом-правителем Египта, а затем попустил голод Иосифовым братьям и голодом вынудил их идти к своему брату в Египет, чтобы он дал им хлеба и вернул добром за зло, а их казнил угрызениями совести и стыдом, который жег их, как уголь. Прочтите еще раз, и не раз, эту библейскую притчу, которая, действительно, словно прожектором освещает судьбы всех двенадцати сыновей Иаковлевых, но не только их судьбы, а судьбы всех завистливых братьев на свете, которые не любят своего брата, который лучше их. Вот и в наше время случилось так, что один себялюбивый брат лукавством лишил доли наследства своего лучшего брата и вынудил его покинуть родной очаг и бежать на чужбину. Он много работал и много страдал, но со временем разбогател, а его злобный брат настолько обнищал, что ему пришлось отдать своих детей на службу брату, чтобы прокормить их и себя. Так Господь определили судьбы обоих братьев согласно их сердцам.

Двоих пастухов, Моисея и Давида, которые не помышляли ни о чем другом, кроме как до конца жизни пасти скот, Господь поставил вождями и правителями народа. Единственным их участием в такой своей судьбе было сердце, исполненное любовью к Богу и преданностью своему народу. Все остальное – Божие. В этом свете вы можете читать судьбы многих ваших предков, крестьян из Устанка, которые хотя и были неграмотными, но Помысл Божий поставил их вождями и правителями народными. Какое у человека сердце, такая и судьба у него от Господа.

Вы слышали о царе Агаве, его сердце и сердце его жены Иезавели было нечистым и алчным, чаша их богатства была полна до краев, но они хотели долить в нее еще. Возжелали они виноградника бедного Навофея и злодейски убили его и присоединили его виноградник к своему имению, прибавив еще одно вопиющее беззаконие к множеству своих беззаконий. Этим коронованные звери определили свою судьбу. Вскоре Агав принял постыдную смерть, а его скверная жена была сброшена с крыши дома на землю. И псы лизали кровь Агава и ели мясо Иезавели, ибо никто не пришел похоронить мертвецов.

Это древний библейский рассказ, но в его свете прочтите то, что случилось в наши дни. В одном нашем городке умер человек и оставил несовершеннолетнюю дочь сироту. Перед смертью он назначил двух своих друзей ее опекунами. Вместе с другим имением оставил он и лотерейный билет, на который выпал главный выигрыш в сто тысяч динар. Было это до Первой Мировой войны и эта сумма ценилась намного больше чем сейчас. Опекуны польстились на деньги и договорили поделить деньги между собой, ничего не сказав законной наследнице. Несчастные думали, что если об этом никто не знает, их преступление останется нераскрытым! Но видел его Тот, Который сотворил глаза и дал им зрение и по их беззаконию решил и судьбу их. Сначала два беззаконника очень разбогатели, купили себе дома и лавки и стали «первыми» гражданами в городе. Но со временем они стали падать все ниже и ниже. Сыновья одного из них пропили и проиграли все имение отца, как неправедно, так и честно заработанное, отца они ненавидели и избивали. Когда немцы оккупировали Сербию они заявили на отца вражеской власти, как на неблагонадежного человека и он был уведен в плен, в Австрию, где умер от голода. А второго возненавидела жена и выгнала из дома и он скитался по чужим хлевам и конюшням, а к дверям собственного дома приходил просить хлеба у слуг своей жены. Однажды зимним утром его нашли замерзшим насмерть на улице. Вот судьбы не по воле капризных божеств или слепого случая, а от злых человеческих сердец и правды Божией.

Мы знаем подобные случаи и в мусульманской истории. Хулага-хан, потомок грозного Чингисхана напал на Багдад. А в Багдаде тогда правил султан, известный своим сребролюбием и жестокими набегами на другие страны. Когда монгольский хан окружил Багдад, султан не смог дать ему должного отпора, потому что войско его было голодным и плохо вооруженным. Хулага захватил Багдад, ворвался во дворец султана и забрал его в плен.

Когда победитель открыл подвалы дворца и увидел, что они наполнены золотом, он очень удивился и спросил плененного султана, почему, имея такое богатство, он не подготовил войско и не защищался? Султан молчал. Хан разгневался на своего сребролюбивого пленника и отведя его в подвал, сказал – если ты золото любишь больше, чем родину и честь, сиди на нем и наслаждайся! Запер подвал, а султана оставил умирать с голода среди золотых россыпей. Подобная судьба постигает всех, кому неправедное и чрезмерное богатство дороже всего на свете, на земле и на небесах. Если не найдется какой-нибудь Хулага-хан и не уморит их голодом, придет болезнь или другое страдание и то же сотворит с ними, отдаст их сокровище в чужие руки, а их души пустые и грешные, падут в бездну проклятия. Вот как говорит Иоанн Златоуст: « Нередко имение сребролюбца делят между собой многие, а грехи его только он один с собой уносит». Мир страдает не столько от богатых, как ослепленных богатством, которые думают о том, как еще обогатиться, а не о том, как употребить свое богатство на добро. Спросите того, кто нечестно богатеет, как он собирается использовать свое богатство и вы смутите его. Он не много размышлял об этом. Но проследите его судьбу до конца и увидите, что богатство послужит ему не для спасения, а для погибели. Бог смотрит на сердце человека и от каждого ждет служения, и богатые не исключение. Кто не несет служения – пострадает, кто не страдает несет служение. богач, избегающий служения Богу и людям, неминуемо пострадает, или от болезни или от грабителей, или от расточительных наследников, или от угрызений совести или от всего одновременно.

Кроме мерзкой страсти к обогащению, есть и другие, которым люди обязаны своей злой судьбой. Борис Годунов преступно взошел на московский престол. Вы знаете, как одно преступление неизбежно толкает властолюбцев в другое и царь Борис взял за обычай приглашать своих противников на трапезу и травить их, но однажды, в тяжкую минуту, он сам испил из той же чаши, из которой поил своих недругов. Свято и во веки истинно слово – Кто поднимет меч, от меча погибнет. Это общее правило, из которого мало исключений, когда речь идет о сокрушенных и кающихся. Одного английского разбойника трижды пытались повесить, но всякий раз веревка обрывалась и его оставили в живых. Он увидел в этом необычайную милость Божию и глубоко покаялся. Несколько лет находясь в тюрьме, он постоянно читал Священное Писание и молился. Когда его освободили, он без остатка предался проповедованию веры Божией народу, рассказывая всем, что с ним случилось. И стал известным миссионером. Тысячи разных судеб определяет Господь людям, согласно тому, что находит в их сердцах. Великий шведский писатель Стринберг, ведомый тщеславием и желанием литературной славы, долго был безразличен к вере и практически неверующим. Но, читая книги Достоевского, он обратился к Священному Писанию и так полюбил Христа, что завещал на своем могильном кресте выбить надпись – «О кресте, единственное упование мое!»