Смекни!
smekni.com

Место войны в исламской цивилизации (стр. 1 из 4)

Реферат: Место войны в исламской цивилизации


Что такое цивилизация?

Это сложный вопрос, на который ученые дают самые разнообразные ответы, поскольку само понимание цивилизации многогранно и неоднозначно: от синонима культуры до определения всего земного бытия человечества.

Нам представляется, что наиболее близкой к целям нашего исследования является дефиниция цивилизации, предложенная Н.С.Симония, которую он определяет как "исторически сложившееся единство материальной и духовной культуры, продукт весьма длительного существования более или менее стабильной этнодемографической общности, занявшей определенный ареал ойкумены".

Российский ученый А.Малашенко справедливо указывает, что "цивилизация сложена как бы из двух взаимосвязанных пластов – нематериального и материального, каждый из которых может быть понят только в контексте другого. Первый, нематериальный – является аккумулятором, носителем стиля, образа жизни, который регламентируется несчетным количеством поведенческих установок, соткан из психологии, культуры, политики и санкционирован учением и догматами "титульной" религии. Второй – составляет материальную, экономическую сторону, включая производительные силы и в широком смысле производственные отношения.

Первый пласт статичен, менее адаптивен к меняющимся условиям. Он хранитель цивилизационных нормативов, "привычек" и представлений – как коллективных, так и индивидуальных, с трудом подвергающихся эрозии. Слово "привычка" носит расширительное толкование и означает комплект устойчивых поведенческих, психологических, культурных ориентаций, включающих самые различные взгляды... Этот пласт представляет цивилизационную константу, существование которой и позволяет вообще говорить о цивилизации. Цивилизационная константа – общий знаменатель для носителей одной конфессии, проживающих в разных регионах, принадлежащих к различным этносам, и находящихся на разных уровнях экономического благополучия.

Второй, материальный пласт подвижен. Его способность к трансформации выражается через этапы экономической эволюции и составляет, если так можно выразиться, историю "по вертикали". Он непосредственно связан с техническим, технологическим, научным восхождением человечества, стремлением найти адекватные материальному прогрессу экономические и политические формы отношений".

Такое, как нам кажется, корректное понимание цивилизации позволяет вообще вывести за скобки давний спор между сторонниками цивилизационного и формационного путей развития человечества, поскольку в рамках отдельной цивилизации естествен переход от одной формации к другой. При этом качественные характеристики однотипных формаций в разных цивилизационных системах могут различаться. Так, очевидно, что "исламский феодализм" отличается от "индуистского", в свою очередь "еврохристианский капитализм" отличается от "дальневосточного" (японского и, будем говорить, китайского) и так далее.

Английский мыслитель А.Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества, из них до нас дошли пять: западно–христианская, православно–христианская, индуистская, дальневосточная и исламская. Нам кажется, что (не вдаваясь в подробности анализа данной тезы), в современном мире правомерно их укрупнить и ограничиться четырьмя: европейско–христианской, включающей западно–христианскую и православно–христианскую, индуистской, дальневосточной и исламской. В целом, постановка вопроса о цивилизациях представляет собой не только сугубо теоретическую ценность, но и, безусловно, практическую и даже более конкретно – политическую. Поскольку многие политологи, историки высказывают мысль, что 21 век будет веком конфронтации, сотрудничества, противоборства, конкуренции, взаимовлияния и самых разнообразных взаимосвязей различных цивилизаций. Так, С.Хантингтон считает, что "главные конфликты... будут происходить между нациями и группами, принадлежащими к различным цивилизациям. Столкновение цивилизаций будет доминировать в мировой политике".

Примечательно, что все исследователи данной проблемы, используя различные методологии, подходы и критерии, выделяя (обоснованно) различное число цивилизаций современного мира, всегда называют исламскую. Почему?

Кажется, что ответ на этот вопрос кроется в самой сущности религии ислама, в самом исламе.

Учение Пророка Мухаммада выходит за рамки обычного вероучения и представляет собой сложный общественно–культурный, и, будем говорить, цивилизационный феномен. В религиозной системе ислама есть такое понятие как "дин". В формальном переводе это просто религия. Однако мусульмане воспринимают это понятие как совокупность трех составляющих: веры ("иман"), – как индивидуальной внутренней религиозности человека, как осознание сердцем истинности Аллаха; благодеяния (исхан) – способность, стремление и обязанность верующего совершать благие, благочестивые поступки; собственно ислам, – то есть исполнение религиозных предписаний. Однако, если первый и второй компоненты присущи всем религиям, то собственно ислам значительно отличает от них мусульманство.

В свою очередь, собственно ислам – также комплексная система, составными элементами которой являются: система религиозных догматов – "калям"; свод правовых, нормативно–регулятивных, социально–нравственных и экономических предписаний – "шариат"; основы мусульманского права – "фикх", а также сложная обрядово–культовая система.

Известно, что мусульмане живут в странах с различными географическими, социальными, политическими, экономическими и культурными условиями. Они, люди многих национальностей, на основе общего языка (арабского) на основе единой Книги (Корана) участвовали в создании новой, общей для них культуры, общей для них цивилизации, называемой обычно мусульманской, а также мусульманских социально–политических традиций. Ислам был и остается общей идейной основой культуры и общественного устройства мусульманских стран и регионов, он пронизывал и пронизывает все сферы их жизни, определял и определяет ее особенности. Ислам изменил ход социальной, политической и культурной истории огромного ареала, простирающегося по странам всех пяти континентов. В каждой из этих стран ислам имеет свою специфику, обусловленную особенностями его распространения, временем, формами и путями исламизации населения, спецификой доисламских культов. Это объясняет наличие большого числа направлений, школ, сект и т.д. Однако в целом различия их незначительны (они затрагивают в основном чисто теоретические вопросы теологии) по сравнению с единством общих представлений, нравов, обычаев, правил быта, которые создали общую, если так можно сказать, клерикальную психологию мусульман, объединенных в "уммат аль–ислам" – "общину ислама". Этому способствовал тот факт, что в быту, в повседневной жизни нравственные, обрядово–культовые нормы ислама, впитывающиеся с молоком матери в подсознание младенца, надолго, а точнее – навсегда, остаются там и формируют особую, "мусульманскую психологию" человека. И поэтому вне зависимости от степени внешней или даже осознанной религиозности, несмотря на все общественные катаклизмы, человек, родившийся и воспитывавшийся в мусульманской среде, навсегда остается мусульманином, если так можно сказать, на генетическом уровне. Это относится и к индивидуумам, и к отдельным общностям людей (народности), и ко всему мусульманскому миру, который принято называть исламской цивилизацией.

Однако ислам включает в себя не только правила и нормы, регламентирующие религиозно–культовую и социально–бытовую жизнь общества, в том числе поступки и действия отдельного верующего. Являясь всеохватывающей универсальной системой философских и правовых взглядов, он определяет и юридические предписания мусульманского права. В этой связи ислам, будучи, с одной стороны, сводом нормативных положений религиозного, правового, нравственного, экономического и обрядо–культового характера, а с другой – системой государственно–правовых учреждений и институтов, выступает в качестве важного элемента общественно–политической надстройки мусульманских государств.

Ислам был рожден политикой, гены которой в течение всей 14–вековой его истории позволяют сохранять высокий уровень политизации этого учения, оказывая все возрастающее влияние на развитие социально–политических процессов во всем мире. При этом суть политического и социального значения ислама определяется тем, что в самой религиозной системе ислама чисто политика как бы скрепляет все составляющие. Это важнейшая особенность ислама, в значительной степени отличающая его от других религий. Как писал один из виднейших мировых ученых–исламоведов фон Грюнебаум, "...существуют два взаимосвязанных факта, которые нельзя отрицать: первый – именно миссия Пророка сделала арабов способными на проявление активности в мировой истории; второй – все без исключения пути эволюции ближневосточного общества, подобно лучам, проходящим через линзу, преломлялись через ислам, и, даже когда это общество сопротивлялось соблазнам и давлению ислама, оно испытывало его глубокое влияние или даже радикально менялось, включаясь в совершенно новую историческую систему отношений". Это и есть политика…

Благодаря этому, для миллиарда разноязычных последователей Пророка Мухаммада всего мира, включая мусульман России и бывших республик СССР, ислам не только общая религия, но и политическая сила, способствующая формированию определенного образа жизни, общей культуры и мировоззрения. Именно чисто политика в исламе, которая диктует свою волю и экономике, и военному искусству, и другим сторонам общественного бытия мусульманских народов, выходит в настоящее время на первое место в ряду составляющих элементов этой религиозной системы. В самом широком плане данное явление можно обозначить, как нам представляется, таким обобщающим термином как исламизм, то есть предельно политизированная составляющая религии Пророка Мухаммада.