Смекни!
smekni.com

Ваххабизм в Саудовской Аравии (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Рождение нового идеологического течения - ваххабизма

2. Ваххабизм в Саудовской Аравии в конце XIX - середине ХХ вв.

2.1 Политика захватов Саудовского эмирата как естественное продолжение экспансии общины-племени

2.2 Движение ихванов - попытка генерализации общинного принципа построения Саудовского государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Ваххабизм сравнительно молодое исламское религиозное течение. Оно образовалось в XVIII в.

Наибольшее распространение ваххабизм получил почти на весь мусульманский мир: Аравийский полуостров, Египет, Сирия, Иордания, Турция, Северный Кавказ, Поволжье, Азербайджан, Центральная Азия, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Индонезия, Западная и Северо-Восточная Африка.

В работе рассматривается ваххабизм на примере Саудовской Аравии, так как распространение ваххабизма связано с историей этой страны.

Целью работы является изучение ваххабизма в конце XIX - середине ХХ вв.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие ваххабизма;

2. Раскрыть наиболее характерные черты ваххабизма на примере Саудовской Аравии.

1. Рождение нового идеологического течения - ваххабизма

Политическая разобщенность общин, их экономическая неоднородность приводили к неопределённости их религиозного, идеологического и юридического состояний. В оседлых оазисах до победы ваххабизма в зависимости от внутренних и внешних условий принимались различные направления суннитского ислама, шиизма, ибадизма и зейдизма. Ситуация с кочевыми племенами была ещё сложнее. Гражданская община, как автономный социальный организм, сама вырабатывала особую, отличную от других религиозную систему. Её суверенитет требовал освящения племенными божествами, поклонение которым было средством сегрегации, выделения соплеменников из общей массы. Отсутствие государственного регулирования человеческих взаимоотношений требовало создания не только особого морального кодекса, но и появления племенных культов.

Местные святыни и общинные магическо-анимистические верования стали преобладающими, в то время, как обще исламский культ отправлялся небрежно и формально. Разнородность местных верований и культов так же делала невозможным существование стабильного централизованного государства в Аравии. Для успешной реализации идеи создания централизованного государства местными правителями, видное место среди которых занимали Саудиды, было необходимо укрепить свою племенную опору религиозно-идеологическим обоснованием своих претензий.

Такое обоснование они нашли в учении Мухаммеда ибн Абд Аль-Ваххаба (XVIII в.). Его страстная проповедь возврата к первоначальной чистоте ислама нашла подготовленную почву в аравийском обществе. Основными принципами ваххабизма стали отвержение новшеств (“бида”), наслоившихся в системе идей за длительное время развития религии. Догматика Мухаммеда с точки зрения мусульманина верна, в ней не было видимых противоречий с Кораном и сунной. Однако сверх ортодоксальность и отвержение общепринятых изменений ставило ваххабитов в положение секты, с её характерным сегрегационным подходом к последователям других течений. В соответствии с их представлениями не ваххабиты являлись много божниками. Все, кто не последовал их учению, считались неверным. Практика ваххабитов имеет много примеров жестокого фанатичного отношения к остальным мусульманам.

Учение носило общинный характер. Возврат к исламу времён пророка Мухаммада стал освящением социально-политического устройства гражданской общины, накопившей достаточный заряд для внешней экспансии. Тенденция к расширению своего влияния, перманентно имевшаяся в общине-племени нашла своё духовное выражение. Ваххабизм закреплял единство и равенство членов общины.

“Арабы равны арабам, и противоположная практика, которая распространена в ряде стран, просто свидетельство гордыни... и является верной причиной большого распутства”,- писал Абдалла ибн Мухаммед ибн Абд Аль-Ваххаб.

Начало политической истории ваххабизма было положено союзом заключённым около 1744 г. между Мухаммедом ибн Абд Аль-Ваххабом и Эмиром Эд-Диръии Мухаммедом ибн Саудом из рода Саудидов. Эмир и шейх обязались совместно бороться за победу единобожия.

Затем этот союз с потомками вероучителя, поддерживался и возобновлялся всеми саудовскими правителями первого государства (1745-1811), второго государства (1843-1865), а также основателем современного королевства Саудовская Аравия Абд аль-Азизом ибн Саудом.

С точки зрения отношений с внешним миром и с не ваххабитами внутри страны это государство было сектантским, с точки зрения же внутренней структуры, роли и значения религии, оно вполне соответствовало суннитской традиции. Религия инкорпорировалась в его систему.

Единство крови и единство веры становились основными социально-политическими связями и основами традиционного саудовского государства. Племенная стратификация соотносилась с религиозной. Последняя выдвигала улемов-богословов на особую роль в умме - общине ваххабитов. Сам факт заключения союза между Саудидами и вероучителем и его потомками - родом Ааль Аш-Шейх, подтверждал это.

В отличие от других государств ваххабитские улемы, особенно на первых этапах развития государства, были поставлены в особое положение. Религиозные деятели занимали не только определённые оплачиваемые должности (муфтий, кади, факих или маазун), но их верхушка, особенно семейство Ааль аш-Шейх, была инкорпорирована в политическую элиту ваххабитской общины. Государство напрямую использовалось для организации религиозной жизни. Улемы также занимались разрешением политических проблем. По их мнению, религия без поддержки государства находилась в опасности, а государство без дисциплины освящённого религией закона становилось тиранией и не имело морального права расширять свою власть на земли соседей.

В Саудовском государстве эти два принципа сливались. Мухаммед Ибн Абд Аль - Ваххаб принял титул имама, став главой ваххабитской общины. Но власть распределялась между двумя авторитетными группами: улемами - хранителями священного закона и светскими государями - обладателями рычага насилия, необходимого для проведения этих законов в жизнь.

2. Ваххабизм в Саудовской Аравии в конце XIX - середине ХХ вв

2.1 Политика захватов Саудовского эмирата как естественное продолжение экспансии общины-племени

Государство Саудидов было создано в ХIХ в. и затем воссоздано в начале ХХ в. путем насильственного объединения племен и оседлых общин. Подобная экспансия шейхских или эмирских домов, опиравшихся на коллективную военную силу племени или союза племен не являлась чем-то уникальным в северо-аравийской истории. Она естественно вытекала из внутренней структуры племени - объединения независимых, граждански и юридически полноправных, действительных или мнимых сородичей.

Для поддержания стабильности их индивидуальных хозяйств, племя было вынуждено искать дополнительные источники прибавочного продукта, используя военную силу свободных соплеменников. Успешная экспансия укрепляла общину, осуществлявшую её. Однако местные государственные образования были неустойчивыми, они возникали, расширялись, сокращались и уничтожались в зависимости от изменения внутри аравийского баланса сил или вмешательства иностранных сил.

Экспансия кочевых племён осуществлялась в различных формах. Одной из них являлся военно-политический союз.

Вокруг одного шейхского рода, представлявшего сильнейшую общину, объединялись племена, связанные друг с другом генеалогическими (действительными или мнимыми) связями. Главной задачей такого объединения было урегулирование взаимоотношений между отдельными его членами, вопросов войны и мира, использования пастбищ, охраны стад и т.д..

Лидирующий шейхский клан объединений часто устанавливал жесткую систему властных отношений внутри его, образуя своеобразный кочевой эмират. Например, в ХХ в. такой эмират был сформирован родом Шааланов из племени руала на основе различных аназских племён. При Нури аш-Шаалане на рубеже веков союз достиг своего политического оформления. Хотя важнейшие решения принимались советом шейхов племён, Нури практически присвоил себе право единолично объявлять войну и т.д. Титул “шейха шейхов”, который традиционно принадлежал руководителю союза, был дополнен в 1912 г. титулом эмира.

Неустойчивость и эфемерность характера племенных объединений (эмиратов) показало исчезновение объединения Шааланов в 1922 г., когда их центр Аль-Джауф был захвачен саудовскими войсками.

Более прочные позиции занимали эмирские дома, которые с опорой на кочевников захватывали власть в оазисе или городах Аравии. К таким домам относились Саудиды в Эд - Диръии и с ХIХ в. в Эр - Рияде, Рашидиды в Хаиле и другие. Они создавали особые рычаги управления в оазисах, используя и дружины наёмников, и рабов, и вольноотпущенников. Однако главной опорой и источником их власти были бедуинские племена. Дети семей шерифа Мекки воспитывались в среде бедуинов, где они приобретали необходимых для будущего правления союзников. Упорно подчёркивались всеми правителями бедуинское происхождение, шейхский характер их родов. Всё это доказывает, что источник власти эмиров в городах и оазисах, находился вне их непосредственной территории - в кочевом племени. За жителями оазисов закрепилось название “райя” - подданные, для них эмир был правителем - государем. Но одновременно с этим он был “шейхом шейхов”, лидером общины кочевников, где его задачей было поддержание силы племени за счёт различного рода подарков и пожертвований.

Двойственный характер власти правителей оазисов не позволял им создать крупное централизованное государство. Для этого требовалось бы установить гегемонию одного племени в пустыне, что было невозможно в связи с внутренней структурой и организацией производства общины. Любое расширение власти эмиров вызывало нарушение естественного состояния неустойчивого политического равновесия в пустыне. Преобладающая тенденция к поддержанию такого равновесия сводила на нет все усилия по созданию крупных государственных объединений и сдерживала амбиции мелких правителей.