Смекни!
smekni.com

Течения ислама (стр. 1 из 3)

содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Религиозные течение в Исламе: Сунниты 5

2. Шииты - партия Али 7

3. Мистическое течение Ислама – Суфизм 10

4. Ага Хан IV и Исмаилиты 12

5. Ваххабизм или Салафизм 15

Заключение 17

Список литературы 18

В Исламе существуют два основных направления: сунниты и шииты. Раскол этот, положивший начало огромному числу восстаний и войн, уходит в глубь веков ко времени кончины Пророка Мухаммеда. В Исламе нет принуждения. Пророк, умирая, хотел видеть своим преемником (халифом – заместителем Пророка (арабск.)) своего двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. Дело в том, что Али с юных лет рос в семье Пророка, так как его собственный отец был не в состоянии обеспечивать все свое потомство необходимым достатком, и родственники, в том числе и Мухаммад, взяли некоторых из его детей к себе на воспитание. Али вырос в семье Пророка и наполнился внутренним духом исламской религии. Он был практически примером истинного мусульманина, прекрасно знакомого не только с внешней стороной обрядов, но, что намного более важно, с внутренним духом исламской религии. Али был воспитанником Пророка, а это значит, что языческие предрассудки и ложные обычаи не коснулись его. Простые люди уважали его за смелость в бою, бескорыстие, желание помочь ближнему и справедливость. Он участвовал во всех битвах и походах молодой исламской общины. Али еще десятилетним мальчиком принял Ислам. Он был третьим человеком в Исламе после Пророка (вторым была первая супруга Пророка Хадиджа, мать дочери Пророка Фатимы, которая станет супругой и соратницей Али). В течение последнего года своей жизни Мухаммад часто на людях подчеркивал исключительное положение Али среди других сподвижников, что отражено в мусульманском предании (хадисах). Пророк хотел, чтобы мусульмане обратили внимание на его слова, и, выбирая халифа, после того, как Пророка не станет на этом свете, учли бы его волю, так как это одновременно и воля Всевышнего. Он хотел лишь их добровольного подчинения, а не результата, достигнутого жестким диктатом сверху. Таков Ислам. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Однако, сподвижники, многие из которых сформировались как личности еще в язычестве и несли с собой все пережитки и предрассудки невежественной эпохи, в большинстве своем отвергли волю Посланника Аллаха и путем закулисных интриг, тайно, когда Али и члены его семьи были заняты подготовкой похорон Мухаммада, выбрали правителем Абу Бакра, одного из представителей племени курайш (арабской племя, которое владело священным городом Меккой). Таким образом, права семьи Пророка на свое законное наследие были попраны, а первый камень в основание халифата был положен криво. Напрасно дочь Пророка Фатима, супруга Али, пыталась открыть наиболее влиятельным сподвижникам Пророка глаза на происходящее. Все ее попытки достучаться до людей прошли в пустую. В знак протеста, она, умирая, велела похоронить себя тайно ночью, и до сих пор неизвестно, где находится ее могила. Начав отступать от чистоты первоначального Ислама, сподвижники Пророка зашли очень далеко на неправедном пути. Они, в большинстве своем, продолжали жить старыми языческими категориями. Слабые протесты отдельных личностей не дали эффекта. Это привело к последующим еще большим искажениям, появлению угнетения среди мусульман, расслоению общины на богатых и бедных, постепенному нарастанию внутренних противоречий. Результатом явилась междоусобная смута и убийство третьего халифа Усмана, при котором пропасть между богатством и бедностью стала особенно огромна. Наиболее деятельная часть мусульман, которые помнили о чистоте религии времен Пророка, избрали халифом Али. Но наместник Сирии Муавийя из рода Омейядов, очень богатый человек, представитель влиятельной семьи, владевшей несметными сокровищами, доставшимися мусульманам в ходе покорения новых земель, выступил против нового халифа, что привело к гражданской войне внутри халифата.
Сторонников Али называли – «шиат Али», то есть партия Али. Отсюда пошло название «шииты». Суннитами же, в последствии, через много лет, стали назвать тех, кто не осуждает Муавийю и основанную им династию Омейядов, а также первых трех халифов, правивших до избрания Али (Абу Бакра, Умара и Усмана), как узурпаторов. И шииты, и сунниты в настоящее время, тем не менее хорошо относятся к Али так как это был достойнейший человек и видный сподвижник Пророка. Сейчас примерно 90% мусульман в мире относятся к суннитам. Но социальную революцию в мусульманском мире, воплотившую стремление к справедливому общественному устройству, в ХХ веке совершили только шииты в Иране.

СУННИТЫ (араб. ахль ас-сунна) – приверженцы сунны. Это понятие появилось после смерти Мухаммада © в 8 в., когда в исламе возникло несколько группировок. Наряду с хариджитами, шиитами, мурджитами и муа'тазилитами, большинство мусульман относили себя к суннитам, что толковалось как следование Корану и сунне пророка и его сподвижников. Появление суннитов аргументировалось хадисом, в котором якобы сам пророк Мухаммад сказал, что после его кончины община распадется на 73 общины (фирка, мила), из них только одна община (ахль ас-сунна ва-ль-джама- люди сунны и согласия) «спасется», то есть попадет в рай. Под суннитами подразумеваются те, кто придерживался принципов, провозглашенных пророком.

Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть «люди истины», в противовес им существуют ахль ад-далала, то есть «заблудшие». Подобное разграничение условно, так как в исламе не существует четких критериев для обозначения истинного правоверия. Позднее богословы неоднократно обращались к толкованию смысла «правоверие» в вероучении. Однако существующие внутри ислама религиозно-правовые школы (мазхаб, мазахиб – мн. ч.) по-разному толкуют понятия «вера», «предопределение», «божественные атрибуты». Периодически правители пытались вообще запретить все богословские диспуты. В частности, в 1017 аббасидский халиф аль-Кадир издал указ, под угрозой наказания запрещающий вести какие-либо споры относительно правоверия. Это был первый документ, в котором была сделана попытка объяснить, кто соответствует понятию «правоверный».

Суннитский ислам так и не создал единой общепризнанной в суннитском мире богословской школы и общей суннитской религиозно-исторической литературы (доксографии). Следует отметить, что как и все остальные мусульманские общины, суннитские группы не свободны от этнических особенностей. Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама.[1]

Особенности суннизма

Сунниты делают особый акцент на следовании Сунне (поступкам и высказываниям) пророка Мухаммеда, на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.

Основными признаками принадлежности к суннизму считаются: признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

1.Религии мира. Энциклопедия, т.6., ч.2. Москва «Аванта +».1999 г. - 686 с.

принадлежность к одному из четырех суннитских мазхабов (маликитскому, шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому); признание законности

правления первых четырех («праведных») халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.

Суннизм неизвестно точно когда оформился этот термин, но до сих пор этот термин имеет гораздо большее четкое содержание, чем термин «шиизм», который образовался из-за группы людей, которые призывали Али быть Халифом.

Шииты- — общий термин, в широком смысле означающий последователей ряда течений ислама — шииты-двунадесятники, алавиты, друзы, исмаилиты и др, признающих исключительное право потомков пророка Мухаммада, возглавлять мусульманскую общину - умму, быть имамом. В узком смысле понятие, как правило означает шиитов-двунадесятников («шииты-12»), второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками пророка Мухаммада, только Али ибн Абу Талиба и его потомков по главной линии.

В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана и Азербайджана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна. К исмаилитской ветви шиизма принадлежит большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана.

Численность шиитов в России незначительна. К этому направлению принадлежит небольшая часть лезгин и даргинцев в Дагестане, кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и большая часть проживающих в нашей стране азербайджанцев (в самом Азербайджане шииты составляют по разным подсчетам до 70 процентов населения).

Территория проживания арабов-шиитов — это 70 % мировых запасов нефти. Речь идет о северо-восточной части Саудовской Аравии, южном Ираке и Иранской провинции Хузистан (юго-западный Иран).

Шиизм как религиозная доктрина складывался постепенно. Считается, что он сформировался в период между смертью Хусейна (внука Мухаммада, сына Али и Фатимы) в 680 и утверждением династии Аббасидов в качестве халифов в 749–750. Но даже в Иране до конца 15 в. суннизм был преобладающим направлением. Однако именно шиизм, в котором воплотилась идея непогрешимости имама (в противовес выборному лидеру мусульманской общины), с приходом которого должно установиться царство справедливости, стал знаменем народных (преимущественно крестьянских) движений в большинстве провинций. Среди них восстание жителей Куфы против омейадского халифа Хишама (739–740), Абу Муслима (747–750), зейдитские восстания в Хиджазе в 762–763 и 786, а также в 9–10 вв. в Иране.

Внутри шиизма существуют различные течения, возникшие на базе разногласий по поводу того, кто из Алидов достоин имамата. Основные ветви шиизма: кайсаниты (исчезли в 11 в.), зейдиты, имамиты. Эти течения обычно относят к «умеренным», в отличие от исма'илитов которых считают «крайними». Внутри этих подразделений возникали новые течения, исчезали или видоизменялись старые. Различие между «крайними» и «умеренными» появилось уже в первые столетия ислама. Имамиты обосновывают право Алидов на власть в халифате высказыванием Мухаммада (относящемуся к 628): «Кто признает меня своим господином (маула), тот должен и Али признать своим господином».[2]