Смекни!
smekni.com

Мать Богов и Отец Гаэлов (стр. 1 из 2)

перевод - Александр МакГрегор, 2007

В контексте ирландской мифологии не сохранилось, или пока что не переведено, ни одного мифа о Творении. В Lebor Gabala Erenn (Книга Захватов Ирландии), тексте, написанном в период христианского Средневековья, мы встречаем Туату Де Данаан, или "Племя Богини Дану", которые прибыли в Ирландию то ли с небес, то ли с островов на севере мира. Туата Де Данаан представлены здесь как маги, которые обрели свои умения в четырех городах, и принесли с собой оттуда четыре волшебных сокровища: Камень Фал из города Фалиаса; Копье Луга из Гориаса; Меч Нуады из Финдиаса; и Котел Дагды из Муриаса. Среди исследователей ирландской мифологии считается общепризнанным фактом то, что Туата Де Дананн, фактически, являются Богами и Богинями древней религии гаэлов. Монахи, которые записывали дошедшие до нас мифы, несомненно позволяли себе вольности с определенными аспектами этих мифологических текстов; здесь нами предпринята попытка определить то, что является поздним христианским дополнением, и что ведет нас к пути старой веры. Возможно, самый таинственный из всех "путей" ведет нас к происхождению названия племени Богов: Племя Богини Дану. Кто же такая Богиня Дану?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, позвольте нам обратиться к известному и уважаемому автору, Питеру Берресфорду Эллису. В своей книге «Друиды» он говорит о Дану и Биле следующее:

"... Биле соотносится с Белом и Белинусом (-) Диспатером. Его праздником было 1 мая (Бельтан), и этот месяц на современном ирландском языке все еще носит его имя ..., он также является «богом мертвых» и иногда упоминается «как Отец Богов и Людей» ... Есть много мест, названных в честь Биле на всей территории Европы. В Лондоне, Врата Белинуса со временем изменили название на Биллингсгейт (Ворота Биле). По-видимому, в изначальных кельтских верования, головы мертвых ... проносили через эти ворота в процессии, идущей к реке Темзе... Сотни черепов кельтского периода и ритуальные приношения были обнаружены в Темзе и вокруг Лондона. Мы должны помнить, что древние кельты верили, что душа находилась в голове, а не в области сердца, как теперь считают христиане. Вот почему голова настолько уважалась и ценилась в древнем кельтском обществе." (* дух - элемент, известный кельтам, находится в голове и является частью триединой природы вещей.)

"... самым известным ... был король Британии, который правил как раз перед римским вторжением в 43 г. нашей эры - Кунобелинус. Его имя означает «Пес Белинуса» .... Дагда - сын Дану и Биле. Поэтому Дану обладает приоритетом, как изначальный источник жизни. Как священные «воды небес», Дану орошала дуб (мужской символ изобилия), которым, собственно, и был Биле, и так родился Дагда, «Добрый Бог», который породил остальных богов... Биле (bile) - это старое ирландское слово, обозначающее священное дерево, которое также использовалось для обозначения «благородного воина». Похожее слово Билиомагус – галльское название одной из местностей, означающее «очищение священного древа» ... Священное дерево Медб в Коннахте упоминается в «Похищении Быка из Куальнге», как Биле Медб. Роль Биле в перенесении душ мертвых кельтов в Иной Мир имеет свою символику. Обычно он перевозит души на лодке по таким рекам, как например Темза, или по морю. Он, фактически, перевозит их по «священным водам» его супруги Дану, «богини-матери». Не случайно центром его культа в давние времена был Холм Уснеха, чей название ... происходит от слова «вода», uisce.»

Вполне вероятно, что богиня Дану когда-то была широко известна в землях кельтов; Ее имя дало название реке Дунай, так же как Дону, Днепру, и многочисленным английским рекам с названием «Дон». Имена Дон, Дана и Ану считаются родственными имени Дану; в индийской Ригведе также естьБогиня Дану, имя которой означает "Воды Небес" или "Поток".

Богиня также связана с землей Ирландии. Ранний текст называет Ирландию "iath nAnann", "земля Ану". Кроме того, широко известны ирландские географические объекты «Сосцы Ану». Она считается Матерью Богов. Иногда, в некоторых традициях, она также упоминается как мать Бриана, Иухара и Иухарбы, сыновей Туиреанна, которые также известны как «Fir Tri nDea», «Мужи Трех Богов» или «Три Бога Дананн». В других описаниях Тремя Богами Даннан называют Луга, Дагду и Огму; или Лухту, Гоибниу и Кредне, однако большинства традиций утверждают, что богиня Бригид является матерью Сыновей Туиреанна. Вполне вероятно, что Дану была упомянута как Мать "Трех Богов" умения (Луга, Дагды и Огмы) или ремесла (Лухты, Гоибниу и Кредне), чтобы показать её, как изначальный источник всех искусств и ремесел. Из имеющейся у нас исторической и мифологической информации, мы можем сделать вывод, что Дану является Богиней Рек, Земли, и матерью Богов, ее почитали всюду, в землях индоевропейцев, особенно если мы вспомним ее индийский эквивалент из Ригведы, упомянутый выше. Если мы рассмотрим индоевропейские верования, которые до сих пор актуальны для индуизма, как результат взаимодействия с арийскими захватчиками Долины Инда, то мы увидим, что "Священный Поток" связан с Пониманием (не путать с сознанием), проистекающим из Пустоты.

В ирландской мифологии, мы не встретим упоминаний об отце Богов; однако, если мы примем за факт, что Дану и бретонская Дон это одна Богиня с разными именами, тогда мы вспомним, что у Дон был муж, Бог Бели; а Бели соотносится с «Биле», "предком" сыновей Миля, которые отняли Ирландию у Туаты Де Данаан. Хотя сыновья Миля, как утверждают монахи, приехали из "Испании", это не так. Общепризнанным фактом среди исследователей кельтов является тот, что "Испания" это эвфемизм для Подземного мира. Сыновья Миля в ирландском мифе, как известно, фактически представляют самих гаэлов, которые могли считать своим предком бога Подземного мира. Это совпадает с верованиями галлов, о которых нам сообщает Цезарь. Он пишет, что галлы "утверждают, будто произошли от Дис Патера (Всеотца), и говорят, что таково учение друидов. По этой причине они измеряют течение времени не днями, а ночами." Дис Патер был римским богом Подземного мира мертвых.

Римляне-завоеватели часто называли чужеземных богов именами своего пантеона; в этом случае подразумевается ассоциация с их собственным Дис Патером, который являлся относительно незначительным богом в римском пантеоне. Преследуя этот образ Бога Подземного мира, или хтонического божества, мы достигаем распространенного образа рогатого Бога, которого часто называют «Кернуннос». Это имя основано на надписи, которая была найдена лишь на одном из многих его изображений, обнаруженных на всей территории кельтского мира. Эти образы являются столь широко распространенными, что мы можем говорить о докельтском или индоевропейском происхождении этой фигуры.Бог изображается сидящим на корточках или со скрещенными ногами, его сопровождает олень и/или змея с бараньей головой, часто он окружен изображениями кошельков или монет (*пожалуйста имейте в виду, что такая иконография была создана во время римской эпохи и представляет адаптацию кельтской мысли под римские обычаи). Он, как считают, представляет Бога Животных. Змеи и монеты являются широко используемыми хтоническими символами, так же как символы изобилия и процветания. Следует упомянуть, что Он также держит в руке гривну – символ благородства. Бог Животных ассоциируется как с Богом охоты, так и с Богом тех, на кого охотятся; другими словами, он является как Богом Жизни так и Смерти. К тому же, в Галлии и на севере Британии находили образы, изображающие Бога с рогами быка и барана, которого римляне связали с их Меркурием, защитником собраний, стад и финансового процветания. Этот рогатый Бог изображен с копьем, к тому же он обнажен. Таким образом, у нас есть образ Бога по имени Бели у бретонцев, в ирландской мифологии известного как Биле, предка Сыновей Миля, и, вероятно, лингвистически родственного галльскому Беленосу. Очевидно, он является Богом, которого почитают во время праздника Бельтан или Белле Тинн ("Огни Бела"), одного из священных праздников гаэлов, который отмечали 1 мая. Он является Богом Жизни и Смерти, Подземного мира, изобилия и процветания, покровителем королевского титула и Отцом Людей. Достойный спутник для Богини Рек и Земли, самой Матери Богов.

Неужели мы пришли к викканским Богу и Леди? В современном смысле, возможно, это так; но если смотреть на вещи так, как видели их наши предки, то вряд ли мы можем придать этим понятиям современный контекст. Современная викка сводит всех Богов к Единому Богу и всех Богинь к Единой Богине. Такая важная пара как Дану и Биле может легко вписаться в викканское мировоззрение, но викканское мировоззрение не может вписаться в мировоззрение кельтов. Дану и Биле, возможно, одни из самых древних Богов индоевропейцев, но есть также и другие Боги, обладающие конкретными функциями, которые нельзя переносить на других Богов (Alldai). До прихода христианства кельты были политеистами, анимистами и использовали зооморфные образы, полагая, что фактически каждая материальная вещь имела обладала некой духовной силой, и это означает, что их духовный мир был бесконечно более сложен, чем тот дуализм, которого придерживается современная викка. Антропоморфизация Богов это современная, а не древняя кельтская тенденция. Как было сказано выше, широко распространенное представление кельтских Богов в человеческой форме начиналось только после вторжения римлян в кельтские земли, когда их культура смешалась с местными обычаями кельтов. Есть свидетельство о том, что друиды запретили изображение Богов в человеческой форме, и, возможно, это произошло по двум причинам: сохранить знание Богов тайным внутри их касты, и также потому что Боги превосходили людей и не разделяли человеческие качества. Наиболее вероятно, что Дану представлялась им Источником всех Рек, или Истоком, или Колодцем. Колодцы или источники выносят воду из глубин Земли на поверхность, и наши предки связали это со скрытым знанием, или мудростью, которая проявляется в мире. В ирландской мифологии существует множество историй о Богинях, связанных с реками или источниками.Например колодец Сегас был запретным колодцем, в который падали Орехи Знания из священной Ореховой рощи.