Смекни!
smekni.com

Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации (стр. 5 из 5)

Сильная президентская власть – стержень Конституции 1993 года, ее основное политическое содержание. Своеобразной формой ее защиты явилась и процедура поправок и пересмотра Конституции. Полномочия президента получили тщательную юридическую проработку. Пожалуй, только пределы этих полномочий не всегда ясно обозначены. Такова, например ст. 20 Конституции, устанавливающая только одно ограничение относительно полномочия президента издавать указы и распоряжения (они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам), но ничего не говорящая об их характере.

Юридической определенности, характерной для положений о полномочиях Президента, не хватает ряду других очень важных разделов Конституции РФ.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие особенности, которые ей присущи и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались еще в последних редакциях постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого и утверждаемого ею общественного и государственного строя строго правовое оформление.

Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.

В Конституции более четко проработаны нормы о разделении властей.

Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти.

Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок.

Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами.

Нерешенность проблемы соотношения центра и мест привела к созданию Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года федеральных округов с назначением полномочных представителей. Мера, безусловно, полезная. Но в тексте Конституции РФ для нее вряд ли можно найти иное основание, кроме ч. 1 ст. 90 («Президент издает указы…») и п. «к» ст. 83 (о назначении и освобождении полномочных представителей).

В системе государственных органов последнего десятилетия крупную роль играет Администрация Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре и полномочиях не сказано ничего.

Очень расплывчато определен способ формирования Совета Федерации.

Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового регулирования.

Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит в толковании Конституции, а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых норм.

Доминирующим настроением в работе творцов Конституции было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов».

Это была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области демократии и прав человека.

Беда в том, что апробированные в других странах принципы в условиях российских оказываются либо нежизнеспособными, либо искаженными, изуродованными. За демократическим фасадом нередко скрывается антидемократическая сущность. Это приводит к дискредитации демократической модели, а вместе с ней и конституции. Для подтверждения данной мысли воспользуемся признанием А.Н. Яковлева, сделанным накануне последних думских выборов: «Когда я смотрю на нынешние выборы, на сегодняшнюю Думу, меня ужас берет. Вместо парламента – примитивная лоббистская организация. Одни пошли в депутаты, чтобы денег заработать, других хозяева послали интересы фирмы отстаивать, третьи от суда прячутся… Если бы я мог это предвидеть, не знаю, стал бы я проповедовать демократию». Низкий уровень явки избирателей в декабре 2003 года, видимо, подтверждает, что не только А.Н. Яковлев испытывает разочарование в существующей политической системе.

Законодателю следует ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной вывести страну из кризиса, в котором она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права.

Заключение

В данной работе было рассмотрено развитие конституционного законодательства Российской Федерации.

История Российской Федерации насчитывает 5 конституций – 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годов.

Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что показывает в целом относительную стабильность конституций.

Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествующему развитию, определяло, как правило, качественно новый этап в истории развития государства, отражало утверждение новых концепций или углубление и развитие прежних.

Первые четыре Конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями. Несмотря на существенные особенности, присущие каждой из них, они развивались в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, затем его руководящей роли.

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства России, возможностям использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод.

Общие черты всех конституций РСФСР не исключают существенных особенностей в содержании каждой из них, юридической специфики отражения государственно-правовых институтов.

Отмеченные в работе недостатки Конституции Российской Федерации 1993 года свидетельствуют о необходимости ее дальнейшего совершенствования, обновления и дополнения. Когда, в каких формах и в каком направлении это произойдет, покажет время.

Литература

1. Конституция РФ от 12.12.93г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

2. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 10.07.1918г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

3. Конституция (Основной Закон) СССР от 31.01.1924г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

4. Конституция (Основной Закон) РСФСР от 11.05.1925г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;

5. Конституция СССР от 05.12.1936г. – ГАРАНТ – справочная правовая система;

6. Конституция РСФСР от 21.01.1937г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

7. Конституция СССР от 7.10.77г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

8. Конституция РСФСР от 12.04.78г. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: уч-к для вузов / М.В. Баглай. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА – ИНФРА.М, 2002. – 800С.;

10. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) Гл.ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: «Советская Энциклопедия», 1973.

Т.13.Конда – Кун. 1973. 608С.;

11. Ескина Л.Б. Два юбилея российской Конституции.:[К 80-летию Конституции РСФСР и 5-летию Конституции РФ] // Изв. вузов. Правоведение.- 1999.- N 1.;

12. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М.: Артания, 1995. – 192С.;

13. Конституционный статус гражданина./ [Е.Танчев, Х Бокор – Сеге, Л.Фицере и др.] ; отв. ред. Б.Н. Топорнин; [ин-т гос-ва и права Болг. Акад. Наук и др.] . – М.: Наука, 1989. – 205С.;

14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ: Учебник, М.: Юристъ, 1995. – 480С.;

15. Люшер ФЙ. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1994;

16. Мартышин О.В. Конституция РФ 1993 года как памятник эпохи // Государство и право. – 2004. – N4.;

17. Михалева Н.А. Социалистическая конституция. Проблемы теории. М., 1981.;

18. Проблемы конституционного развития РСФСР: [статьи] // Советское государство и право. – 1991. – N3.;

19. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. - М.: Юристъ, 1994.;

20. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2000.;

21. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

22. Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. - : ГАРАНТ – справочная правовая система;

23. Эбзеев Б.С. Конституция, правовое государство, конституционный суд: уч. пособ. для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 349С.;

24. Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека.: Конст. вопр. / Под ред. И.Е. Фабера. – Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1986.- 180С.