Смекни!
smekni.com

Развитие Уголовного права (стр. 1 из 2)

Оглавление

1. Источники права

2. Развитие уголовного права

Список использованной литературы


1. Источники права

Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками права; это именно обычай и закон. Обычай — это непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного применения. Закон — это сознательное и ясно формулированное повеление уполномоченной на это власти.

Из этих двух форм в истории всякого народа древнейшей является обычай, и долгое время все право имеет характер обычного права. Конечно, в течение значительного промежутка времени обычаи меняются, меняются часто при помощи судебных решений, которые затем делаются прецедентами, но все эти перемены старых обычаев, даже если в них есть элемент сознательности, не выходят за пределы конкретных случаев, конкретных отношений. И лишь тогда, когда в среде того и другого народа или иной автономной группы, быть может, на основании конкретных наблюдений, назревает мысль сознательно установить на будущее время известную норму, как общее правило поведения, — лишь тогда появляется закон. Появление закона, таким образом, в истории каждого народа представляет весьма важный момент пробуждения социальной мысли, вступления на путь сознательного и планомерного социального строительства.

Первоначальным источником права, первоначальной формой его образования и существования был и в Риме обычай — так называемые mores majorum, обычаи предков. Так же, как и везде, эти обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности. Римляне относительно рано начали уже принципиально отделять светское право, jus, от правил религии, fas: “fas ad religionem, jura pertinent ad homines”, “fas lex divina, jus lex humana est”. Не вполне еще ясное в период царей, это различие к началу республики уже окончательно выразилось в отделении светских магистратур от сакральных.

Одной из составляющих римского права, как и в любом праве, является римское уголовное право.

Рассмотрим его становление и развитие в римском государстве.

2. Развитие уголовного права

Охраняя общественный порядок, государство запрещает те или другие деяния, признаваемые им в этом отношении вредными, угрожая за совершение их такими или иными наказаниями. Система норм, определяющих, какие именно деяния признаются преступными, и каким наказаниям подвергается преступник, составляет область уголовного права. В случае совершения кем-либо одного из таких запрещенных деяний государство в лице своих органов (судебных и полицейских властей) производит расследование, судит и соответственно приговору осуществляет наказание. Система норм, определяющих весь этот порядок производства, носит название уголовного процесса.

Круг деяний, признаваемых для всего общественного порядка вредными, чрезвычайно обширен: сюда входят не только деяния, затрагивающие общественный интерес прямо и непосредственно (например, измена, бунт, подделка монеты и т.д.), но и такие деяния, которые prima facie наносят вред какому-нибудь отдельному лицу, но, в то же время, (посредственно) угрожают и интересам всего общества — например, убийство, грабеж, воровство и т.д. Разумеется, этот круг преступных деяний не есть что-либо всегда — во все времена и у всех народов — одинаковое: деяние, признаваемое преступным в одну эпоху и у одного народа, может быть совершенно дозволенным в другую эпоху и у другого народа.


Древнейший период

VI в. до н.э.- сер. III в. до н.э. (архаичность, неразвитость, национально-полисная замкнутость.)

Уголовное право на раннем этапе еще не стало вполне самостоятельной областью правового регулирования. Это непосредственно определялось тем, что не сложилось еще четкого понимания преступления как правонарушения, представляющего общественную опасность. Поэтому, например, кража, телесные повреждения считались частными деликтами. Сравнительно рано выделяется группа публичных деликтов, которые, формально принадлежа к обязательственному праву, начинают рассматриваться как преступления и образуют сферу действия уголовного права: измена, сопротивление власти, убийство, поджог, лжесвидетельство. Преступления преследовались органами государства, за них устанавливалась смертная казнь в виде отсечения головы, удушения, сожжения, утопления, сбрасывания с Тарпейской скалы.

Другая примечательная черта начального состояния уголовного права состояла в его связи с религией. Круг религиозных преступлений был довольно широк. К ним, в частности, относились нарушение клятвы и присяги, нарушение патроном своих обязанностей перед клиентом, нарушение межевых знаков, околдование посевов и т.д. Считалось, что характером, противным религии, обладают и другие преступления. Это вело подчас к наложению на виновного и религиозного проклятия.

Суровость наказаний была не только отголоском традиций, в частности обычая кровной мести, но и стремлением укрепить частную собственность при ее становлении. Так, по Законам XII таблиц смертным грехом для взрослого было потравить или сжать в ночное время урожай с обработанного поля. Виновного предписывалось предать смерти (Табл. VIII, 9). Жестоко карались преступления, которые в той или иной мере считались выступлениями против нравственности. Например, «уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы» (Табл. VIII, 23), Виновный в убийстве родителей подвергался сечению розгами до крови, затем его зашивали в кожаный мешок вместе с собакой, петухом, змеей и обезьяной и выбрасывали в реку или море, «чтобы отнять у него землю при жизни и небо после смерти» (Д.48,9,1 —10). Смертной казнью карали того судью или посредника, которые «были уличены в том, что приняли денежную мзду» (Табл. IX,3). Сечению розгами до смерти подвергался соблазнитель римской гражданки.

Пережитком прошлого были случаи узаконения самосуда. Законы XII таблиц считали правомерным убийство ночного вора, застигнутого на месте преступления (Табл. VI 11,12). К пережиткам относится установление ответственности, например, за телесные повреждения по принципу талиона («если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое» (Табл. и композиции. Неразвитость уголовного права проявлялась и в том, что в XII таблицах сравнительно немного говорится о государственных преступлениях, а также в отсутствии систематического перечня преступлений и наказаний. От усмотрения магистрата зависел характер и размер наказаний.

Слабо были разработаны основные понятия уголовного права, в частности понятие преступления. Покушение еще не отличалось от законченного преступления. Не сложилось в полной мере и понятие вины. Решающим основанием ответственности – считалось само действие, причинившее ущерб (объективное вменение). Допускалась возможность осуждения и наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов.

Отмечаемая неразвитость уголовного права отнюдь не препятствовала его активному использованию в интересах правящей верхушки общества, Так, установление тех же композиций давало преимущество богатым.

Классический период

сер. III в. до н.э.-кон. III в. н.э. (пик разработанности и совершенства).

По сравнению с исключительными успехами римского частного права достижения в области уголовного права носят более скромный характер. Другая особенность заключается в том, что эти достижения относятся не только к классическому, но и постклассическому праву. Здесь особенно заметна тесная связь ряда достижений в области права с кризисом рабовладельческого строя, обострением классовой борьбы и соответственно возросшими требованиями, предъявляемыми господствующим классом к государству и праву.

На рассматриваемом этапе уголовное право выделяется в самостоятельную и довольно развитую отрасль права. Ряд противоправных деяний, ранее преследовавшихся в порядке частного обвинения (например, кража со взломом, ночная кража), теперь признаются имеющими публичный характер, становятся преступлениями (crimen), складываются основные составы преступлений. Прогресс юридико-технической стороны права выразился и в разработке ряда основных правовых понятий (преступление, вина, умысел, неосторожность, случай), проводится различие между покушением и совершенным деянием, возникают понятия соучастия, вменяемости, необходимой обороны. «Если кто-либо убьет другое лицо, нападающее с оружием, то это не рассматривается как противоправное убийство» (Д.9, 2,5). Ослабление роли религии отразилось в уголовном праве таким образом, что наказывались лишь наиболее дерзкие выступления против верований, да и то преимущественно в административном, а не судебном порядке (считалось, что боги сами должны защищать себя).

В области наказаний наблюдалась их исключительная жестокость по отношению к рабам. Если ранее наказание раба осуществлялось домовладыкой, и было в какой-то мере смягчено патриархальными представлениями о характере рабства, то с утверждением взгляда на раба как на говорящее орудие производства эти ограничения отпадают. К рабам применялись такие изуверские наказания, как распятие на кресте, сожжение, четвертование, отдача на растерзание диким зверям и т. п. телесные и калечащие наказания. Выше уже говорилось об известном силанианском сенатусконсульте 10 г. При Нероне на его основании 400 рабов, все до единого не причастные к смерти своего хозяина, были осуждены на смерть. В народе, сочувственно отнесшемся к невинно осужденным, начались волнения. Но сенат подтвердил решение о казни, и рабы под сильной охраной, сдерживавшей народ, были препровождены к месту казни.

На данном этапе все же очевидной становится тенденция ограничения государством самоуправства и крайних проявлений жестокости господ. Так, господам запрещалось без постановления суда отдавать рабов в цирк для сражения со зверями (Д.48,8,1,1—2). Устанавливается, что раба нельзя считать беглым, если он придет в убежище или туда, куда являются просящие, чтобы их продали, ибо они делают то, что дозволено (Д.21,1,17,12). Юрист I в. н.э. Лабеон, имея в виду рабов, замечает, что владельцу следует с умеренностью пользоваться своим движимым имуществом, дабы не испортить его своим диким и свирепым обращением (Д.7,1, 15,3). Более определенно высказывается по этому вопросу Гай в своих Институциях: «В настоящее время ни римским гражданам, ни каким-либо другим людям, находящимся под управлением римского народа, не дозволено безмерно и беспричинно свирепствовать против своих рабов». Если признавалась чрезмерной жестокость обращения с рабами, ищущими убежища в храмах и у статуй императоров, то владельцы этих рабов обязывались к их продаже. «Никому, кто находится под римским владычеством, не позволено свирепствовать в отношении рабов сверх меры и без причины, признанной законом ...Кто без причины убьет своего раба, наказывается не в меньшей степени, как если бы он убил чужого раба» (Д.1,6,1,2). «Нужно, чтобы власть хозяев над их рабами была неограниченна... но для хозяев важно, чтобы не отказывалось в помощи против свирепости...» (Д.1,6,2).