Смекни!
smekni.com

Релятивистская причинность (стр. 1 из 3)

Министерство Образования Российской Федерации

Тульский Государственный Университет

Кафедра физики

реферат

Релятивистская причинность

Выполнил: студент группы 520331 Никитин Иван.

Проверил: Жарков Р.В.

Тула 2003

Содержание

Введение 2
Концепции причинности 3
Характеристика релятивистской концепции причинности 4
Проблемы релятивистской концепции причинности 6
Вывод 10
Список использованной литературы 11

1. Введение

Философия причинности имеет большую значимость, поскольку, раскрытие содержания и конкретизация понятий должны опираться на ту или иную конкретную модель взаимной связи понятий. Существует несколько моделей причинно-следственных связей, принятых классической физикой. Исторически сложилось так, что любая модель этих отношений может быть сведена к одному из двух основных типов моделей или их сочетанию.

  1. Модели, опирающиеся на временной подход (эволюционные модели). Здесь главное внимание акцентируется на временной стороне причинно-следственных отношений. Одно событие – "причина" – порождает другое событие – "следствие", которое во времени отстает от причины (запаздывает). Запаздывание – отличительный признак эволюционного подхода. Причина и следствие взаимообусловлены. Однако ссылка на порождение следствия причиной (генезис), хотя и законна, но привносится в определение причинно-следственной связи как бы со стороны, извне. Она фиксирует внешнюю сторону этой связи, не захватывая глубоко сущности. Эволюционный подход развивался Ф. Бэконом, Дж. Миллем и др. Крайней полярной точкой эволюционного подхода явилась позиция Юма. Юм игнорировал генезис, отрицая объективный характер причинности, и сводил причинную связь к простой регулярности событий.

· Модели, опирающиеся на понятие "взаимодействие" (структурные или диалектические модели). Главное внимание здесь уделяется взаимодействию как источнику причинно-следственных отношений. В роли причины выступает само взаимодействие. Большое внимание этому подходу уделял Кант, но наиболее четкую форму диалектический подход к причинности приобрел в работах Гегеля. Из современных советских философов этот подход развивал Г. А. Свечников, который стремился дать материалистическую трактовку одной из структурных моделей причинно-следственной связи.

Существующие и использующиеся модели различным образом вскрывают механизм причинно-следственных отношений, что приводит к разногласиям и создает основу для философских дискуссий. Острота обсуждения и полярный характер точек зрения свидетельствуют об их актуальности.

Основной из дискутируемых является проблема одновременности причины и следствия. Одновременны причина и следствие или разделены интервалом времени? Если причина и следствие одновременны, то почему причина порождает следствие, а не наоборот? Если же причина и следствие – неодновременны, может ли существовать "чистая" причина, то есть причина без следствия, которое еще не наступило, и "чистое" следствие, когда действие причины кончилось, а следствие еще продолжается? Что происходит в интервале между причиной и следствием, если они разделены во времени, и так далее?

На основе пространственно-временных представлений теории относительности воз­никла концепция причинности, которая ря­дом существенных пунктов отличается от причинности, принятой классической физи­кой. Новая концепция углубила понимание сущности причинности. В частности, она раз­решила старый спор о том, одновременны или разновременны причина и следствие, показав, что причина всегда предшествует следствию во времени. Но вместе с тем новая концепция сама столкнулась с рядом трудно­стей, которые и определяют содержание проблемы причинности в теории относитель­ности.

Проблема причинности чаще всего подни­мается в связи с квантовой физикой. Ее ост­рота в данной науке обусловлена статистиче­ским характером квантово-механическях за­кономерностей. С точки зрения квантовой физики, наблюдатель на основе знания на­чальных условий квантового объекта, в прин­ципе, не может однозначно определить его будущее состояние. Он может определить лишь вероятность такого состояния. Поэтому неизбежно встает задача — выяснить приро­ду причины вероятностей, а также механизм их сочетания с объективной детерминированно­стью квантовых процессов.

Теория относительности является не ста­тистической, а динамической теорией. Проб­лема причинности, с которой она сталкивает­ся, совершенно иного рода. Она затрагивает не вопрос о неоднозначности связи между причиной и следствием, а пространственно –временной аспект причинности.

В теории относительности существуют различные формы проблемы причинности. Одна из них возникает в специальной теории относительности, другая — в общей.

2. Концепции причинности.

Понятие причинности многозначно. В различных отраслях знания и даже в рам­ках одной науки в термин “причинность” нередко вкладывается разное содержание. Иногда под причинностью понимают процесс порождения причиной следствия, иногда — влияние, которое оказывает одно явление на другое. Существует и такая трактовка, кото­рая рассматривает причинность как возмож­ность предсказуемости на основе знаний од­них явлений — новых явлений и т. д. Неред­ко ведутся споры о том, какое понимание причинности является истинным. Однако поиски истинного значения причинности, если под последним подразу­мевается некое универсальное и единственно возможное значение, бесплодны. Основными являются трак­товки причинности, основанных на двух физических теориях.

· Принцип дальнодействия. На этом принципе базируется физика Ньютона. Высказывает мнение, что причинное действие может передаваться с какой угодно большой скоростью. Отсюда следовала принципиальная возможность ус­тановить причинную связь между любыми событиями Вселенной. С принципом дально­действия связан следующий парадокс. По “логике вещей” причина должна предшест­вовать следствию. Но, ввиду того, что ско­рость причинного действия бесконечна, при­чина и следствие должны быть одновремен­ными.

· Принцип близкодействия. Этой трактовки придерживается теория относительности. Согласноэтомупод причинно­стью обычно понимают влияние, которое оказывает событие, происшедшее раньше, на событие, происшедшее позже. Скорость передачи причинного дейст­вия конечнаи не может превышать скорости света в вакууме. Этот принцип устраняет упомянутый парадокс, а вместе с тем накла­дывает ограничение на возможность уста­новления причинной связи между события­ми. В соответствии с ним не все, а лишь не­которые события могут находиться между собой в отношении причины и следствия. То есть дан­ное событие может оказать влияние только на те события, которые происходят позже его, и не может оказывать влияния на собы­тия, совершившиеся раньше. Вклад теории относительности в развитие представлений о причинности связан именно с таким пони­манием ее сущности.

Стоит отметить, что ограничение, накладываемое теорией от­носительности на причинность, не является чисто негативным. Оно не только сужает об­ласть причинно связанных событий, но и приводит к переосмыслению содержания са­мого понятия причинности.

3. Характеристика релятивистской концепции причинности.

Для концепции причинности, разработан­ной на основе теории относительности, ха­рактерны следующие черты.

· Во-первых, она утверждает, что причинность есть отношение не между вещами, а между событиями. Во­обще говоря, такое понимание причинности совместимо и с классической физикой. Одна­ко здесь связь между событиями может быть заменена связью между вещами. С точки зре­ния теории относительности, понятие собы­тия является необходимым для формулиров­ки принципа причинности. Именно понятие события, которое характеризуется не только местом, где оно произошло, но и временем, когда оно произошло, дает возможность поста­вить пространственно-временные условия причинно-следственной связи.

· Во-вторых, условие, по которому скорость причинного действия конечна и не может превышать скорости света в вакууме, приво­дит к следующему пониманию причинности. Причинно связанными могут быть лишь та­кие события, квадрат расстояния между ко­торыми (в трехмерном пространстве) — dl2 не превышает величины c2dt2, где с — ско­рость света, dt — промежуток времени, раз­деляющий данные события. О таких событи­ях говорят, что они разделены временно-подобным интервалом. В пространстве Минковского указанные события располагаются вдоль временно-подобных линий. О событиях, для которых имеет место не­равенство с2dt2<dl2, говорят, что они разде­лены пространственно-подобным интервалом. Между ними не может быть установлено ни­какой причинной связи. При­чинное действие более раннего события, не превышающее скорости света, не сможет до­стичь того места в пространстве в тот момент времени, где и когда происходит второе, бо­лее позднее событие. Например, какая-либо внеземная цивилизация, возникшая раньше земной и добившаяся значительно больших достижений, в этом случае не мо­жет повлиять на земную цивилизацию, путем сообщения соответствующей информации о своем опыте и научных достижениях.

· В-третьих. Существенным моментом реля­тивистского учения о причинности, является утверждение об ее инвариантности. Это озна­чает следующее. Допустим, что имеются два события А и В. Эти события располагают­ся на некоторой временно-подобной линии в пространстве Минковского. Если А есть причина Bв некоторой инерциальной системе отсчёта, то Aявляется причиной Bи в некоторой другой инерциальной системе отсчёта, движущейся относительно первой со скоростью меньшей скорости света. Инвариантность причинности означает что линия, являющаяся временно-подобной в одной системе отсчёта, временно-подобна и в другой.