Смекни!
smekni.com

Расследование преступлений, совершённых организованными молодёжными группировками (стр. 8 из 12)

Помимо этого, необходимо иметь в виду, что дискредитация лидеров группировки должна проходить, ориентируясь не на рассудок, а на эмоциональную сферу рядовых членов группировки. Поэтому доводы относительно того, что выгоду от создавшейся ситуации имеет лишь названный лидер, могут и не достигнуть желаемого результата. В то же время, высказывания лидера, отражающие его эмоциональное отношение к конкретному члену группировки, особенно если оно выражено в форме ругательств, может иметь серьезное значение для дискредитации данного лидера в глазах этого члена группировки. То есть, особое значение для дискредитации при расследовании преступлений молодежных группировок имеет информация эмоционального содержания. Данная дискредитация очень важна, так как позволяет преодолеть нежелание конкретного члена преступной группировки сотрудничать с правоохранительными органами. Имеется достаточно много примеров, когда следователи совместно с оперативными сотрудниками использовали данный прием для раскрытия и расследования преступлений.

Конечно, все это далеко не исчерпывает тех основ, которые должны лежать в основе создания методики расследования преступлений, совершенных членами молодежных преступных группировок. Однако именно они в практике расследования чаще всего игнорируются, не принимаются во внимание, что приводит к тому, что преступления либо остаются не раскрытыми, либо ответственность берет на себя только один член группировки, благодаря чему действия других остаются безнаказанными. Поэтому данные основы важны для того, чтобы обеспечить создание эффективной методики расследования преступлений, совершаемых членами молодежных преступных группировок. Также эти требования позволяют решить вопрос о подборе для расследанных преступлений лиц обладающих личностными качествами, благодаря которым несоизмеримо возрастает шанс успешного расследования.


2.2 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия

Версия о совершении преступных действий группой лиц может быть выдвинута уже в ходе осмотра места происшествия на основании обнаруженных следов, особенностей предмета посягательства, способа совершения и орудий преступления, изменений в обстановке.

О групповом характере совершенного преступления могут свидетельствовать в первую очередь следы пальцев рук, оставленные, судя по рисунку папиллярных линий, разными лицами. Подтверждением этого, обстоятельства служит различие следов одноименных пальцев и при том одинаковая давность их образования. При обнаружении следов разноименных пальцев версии о групповом преступлении подтверждает существенное различие в их размерах. Вывод о том, что преступников было несколько, может быть сделано по следам рук только после исключения их принадлежности к потерпевшему или лицам из его окружения. По тем же критериям оцениваются и следы ног (обуви). Различия устанавливаются по конфигурации и размерам следов обуви, по отобразившихся в следах признаков подошвенной части и при наличии дорожек следов – по различиям в признаках походки.

О факте совершения преступления подростками или о наличии подростков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта:

небольшие по размерам следы ног, рук;

отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь);

личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить возрастную группу (например, окружность головы по бейсбольной шапочке);

предметы, которые нередко носят подростки (самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения и т. п.);

следы и надписи на вертикальных поверхностях;

следы зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.

Способ совершения преступления выступает свидетельством группы в тех случаях, когда отличается особой изощренностью или сложностью. Со способом связаны орудия и средства совершения преступлений: использование тяжелых средств для резки металла при кражах из сейфа и иных металлических хранилищ, обнаружение на месте происшествия стреляных гильз от разных экземпляров оружия, следы различных орудий взлома, следы нескольких транспортных средств, относимость которых к событию преступления несомненна.

О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:

отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий;

примитивные, неухищренные способы проникновения, например через разбитое окно; взлом, не требующий значительной физической силы; использование простейших способов взлома запирающих устройств; малые размеры проломов;

непринятие мер к сокрытию следов преступления;

совершение на месте преступления циничных, озорных действий (порча товаров, беспричинная поломка вещей, учинение нецензурных надписей и рисунков).

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о личностных качествах преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутылкам и т. п. или по характеру похищенных предметов. О навыках преступника, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обращаться с радиотехникой, электроникой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор ценных книг, древних рукописей и т. п.

В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику совершенного преступления.

Допрос

Среди средств получения информации о преступлении, совершенном организованным преступным сообществом, допрос занимает особое место. Это его положение обусловлено тем, что допрос во-первых, самое распространенное следственное действие, без проведения которого не обходится расследование ни одного уголовного дела и, во-вторых, такой источник информации, который позволяет следователю и суду наиболее полно представить событие преступления, все элементы его состава, включая и такие трудно устанавливаемые, как мотив, цель и причины совершения преступного акта. В то же время допрос является одним из самых сложных следственных действий; его производство требует высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса.

Цель допроса – получить полные и правдивые, объективно отражающие в действительность показания. Для подозреваемого и обвиняемого показания, кроме того, и средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия.

Предмет допроса, то есть круг выясняемых обстоятельств, в общей форме предопределен предметом доказывания. По делам о преступлениях, совершенных организованным преступным сообществом, его особенности состоят в установлении данных, позволяющих не только констатировать факт преступления, совершенного группой, но и получить о ней максимально полную информацию, индивидуализировать роль и вину каждого из ее участников.

К допросам по групповым делам в полной мере относятся общие требования тактики проведения этого следственного действия: активность допроса, его целеустремленность, объективность и полнота, необходимость учета свойств личности допрашиваемого, а также, что характерно именно для допросов по таким делам, процессуального положения допрашиваемого, а если это подозреваемый или обвиняемый, то его положения и роли в преступной группе.

Подготовка к допросу. Эта стадия следственного действия, как известно, включает в себя:

собирание исходных данных;

тактическое обеспечение допроса;

выбор момента и места и определения способа вызова на допрос;

техническое обеспечение допроса.

Исходные данные определяют эффективность допроса. По своим источникам и содержанию они неоднородны.

Во-первых, это данные, относящиеся к обстоятельствам расследуемого события: его механизму, месту, времени, участникам, их роли и действиям и т. п.

Во-вторых, данные о личности допрашиваемого. Их объем и характер зависят от процессуального положения лица, обстоятельств дела, предмета предстоящего допроса и значимости показаний.

Тактическое обеспечение допроса заключается в разработке приемов его реализации и составлении, в необходимых случаях, плана допроса.

Такой план должен обязательно составляться при подготовке к допросу. План допроса составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать перечень подлежащих установлению обстоятельств, имеющихся по ним доказательств и формулировки основных вопросов, а также тех, которые связаны с информацией, полученной из оперативных источников. В отношении последних в плане целесообразно предусмотреть момент, когда их лучше задать, что должно этом предшествовать и какие на случай непредвиденных осложнений должны быть приняты меры для сохранения в тайне источника.

Момент допроса определяется с учетом важности данных, которыми, по предположению следователя, располагает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в преступной группе и конкретно в расследуемом событии, связи с другими лицами, подлежащими допросу по делу.

На решение вопроса о моменте влияет и избранная следователем очередность допросов членов сообщества. Если из оперативных источников известно, кто из членов сообщества виновен менее других или менее всех устойчив, то бывает целесообразным начать допросы именно с этого лица. Иногда же наоборот — первым допрашивается главарь группы и тогда, в случае получения от него правдивых показаний, более простыми оказываются допросы участников сообщества.