Смекни!
smekni.com

Реализация гражданской правосубъектности в сфере хозяйственных договоров (стр. 1 из 4)

Одним из основных элементов гражданской правосубъектности военных вузов является их возможность и способность осуществлять договорную деятельность, которая обеспечивает обмен имущественными благами, перемещение товаров и услуг, имущественный оборот. При этом данное правомочие может быть реализовано этими учреждениями как в сфере хозяйственной, так и в сфере образовательной деятельности. Договорная работа в воинской части является составной частью войскового хозяйства и от ее совершенствования зависит успешное достижение целей военной реформы в Вооруженных силах.

Договорная работа в учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации организуется и ведется на равных основаниях с прочими воинскими частями, но с учетом некоторых особенностей. Регулируется же ведение договорной деятельности в военных организациях нормами нескольких отраслей права, преимущественно гражданского и административного.

Сделанные нами ранее выводы о специальной правосубъектности военного вуза позволяют предположить, что и составляющие правосубъектность элементы носят специальный характер. Таким образом, сделкоспособность, как неотъемлемый элемент правосубъектности, также является специальной. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть вопрос о том, какими рамками ограничена сделкоспособность военного вуза.

Как уже отмечалось ранее, в уставе военного образовательного учреждения высшего профессионального образования должно быть определено каким имуществом и какими правами по распоряжению наделяет собственник учреждение. Так как военные вузы являются государственными организациями, то и имущество, закрепленное за ними, является федеральной собственностью. На основании ст.125 и ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По общему правилу учреждение может быть создано любым субъектом гражданского права: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами и гражданами. Однако в отношении военных вузов действует специальная норма: в соответствии с п.2 ст.11 Закона "Об образовании" учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство РФ. В п.1.2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее Типовое положение) 5 конкретно указывается, что высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы железнодорожных войск Российской Федерации, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральные органы осуществляют полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения. Соответственно, имущество, которое имеется у военного института, не является его собственностью. Собственником остается государство, а военное учреждение обладает им на ограниченном вещном праве. Имущество, переданное учреждению собственником, находится у него на праве оперативного управления, в соответствии с которым учреждение не обладает правом пользования и распоряжения этим имуществом без согласия собственника, в том числе и денежными средствами, выделенными ему по смете.

Образовательное учреждение, как любое юридическое лицо, заключает сделки и совершает иные юридические действия в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и, следовательно, обязано для осуществления своей уставной и хозяйственной деятельности заключать договоры с контрагентами.

Договор, наряду с иными сделками не противоречащими закону, выделяется законодателем в качестве первого основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Договор – одна из наиболее древних правовых конструкций. Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут облекаться различные по характеру общественные отношения. [1] В настоящее время договор представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, которые определяют содержание, порядок заключения и исполнения договора, а также меры ответственности и иные санкции, применяемые в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Наше внимание к проблеме реализации гражданской правосубъектности в сфере договорной деятельности предопределено центральным местом договора в правовом регулировании имущественного оборота, который можно себе представить в виде совокупности всех гражданско-правовых сделок, совершаемых как гражданами, так и организациями. Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Основное его назначение сводится к регулированию в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований. С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредуемых договорами, расширился состав возможных участников: наряду с физическими лицами (гражданами) в этой роли стали выступать коллективные образования, признанные самостоятельными субъектами гражданского права – юридическими лицами. В принципе для каждого участника гражданского оборота будь то гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъекты Федерации, либо муниципальные образования законодательством создается одинаковый режим. В этом находят прямое выражение закрепленные в п.1. ст.1 ГК основные начала и среди них такие, как равенство участников отношений, свобода договоров и другие.

Вместе с тем в силу различных причин законодатель в ряде норм либо ограничивает возможности использования той или иной договорной модели, либо, открывая такую возможность, откровенно устанавливает определенные исключения из общих норм с учетом того, кто именно выступает в роли контрагентов. [2]

Субъектами договорных отношений наряду с иными участниками гражданских правоотношений, выступают воинские части, и, в частности, военные вузы. Способность военного вуза как учреждения, финансируемого в бюджетном порядке, заключать и исполнять договоры не подлежит сомнению. И, вместе с тем, военный институт нельзя считать ординарным участником договорных отношений. Так как круг сделок, в совершении которых могут участвовать военные организации, существенно ограничен специальным характером их правоспособности, наличием федерального имущества на праве оперативного управления и спецификой режима данного имущества.

Не стоит забывать, что имущество военного института обладает рядом специфических признаков, отличающих его от имущества иных юридических лиц. Например, на имущество военной организации не может быть наложен арест, в связи с возложенной на нее функцией обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, в процессе обучения в военном институте курсанты получают два образования: военное и гражданское. Материальной базой боевой подготовки, которую курсанты обязаны пройти в рамках военного образования является оружие, боеприпасы, специальная техника. На все эти предметы распространяются особые правила владения, пользования и распоряжения, так как они изъяты из оборота. Вполне естественно, что для обеспечения института подобными материальными средствами не заключаются договоры купли-продажи или поставки. Данное имущество поступает в основном по линии централизованного снабжения по действующим нормам, штатам и табелям. Таким образом, обеспечение потребностей военных организаций на боевую подготовку, хозяйственные и культурно-бытовые нужды, содержание и эксплуатацию вооружения, боевой техники и имущества осуществляется, в первую очередь, путем отпуска материальных ценностей в натуре, но может осуществляться и путем отпуска денежных средств на указанные цели для самостоятельного вступления военной организации в имущественный оборот. [3] В соответствии со ст.36 Временного положения об организации финансово-экономической деятельности в ФПС России, органах и войсках ФПС России, обеспечение материальных потребностей ФПС России, органов и войск ФПС России осуществляется в соответствии с государственными контрактами и договорами, заключенными органами и войсками ФПС России на основании государственного оборонного заказа. А потребности ФПС России, органов и войск ФПС России в продукции (работах и услугах), не включенной в государственный оборонный заказ, обеспечиваются в соответствии с заключенными органами и войсками ФПС России договорами с поставщиками продукции в порядке, установленном директором ФПС России. [4] Этим же нормативным актом дается понятие финансовых и материальных потребностей ФПС России, которые определяются расходами на оплату продукции (работ, услуг), расходами на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, материальные потребности ФПС России, соответственно, включают потребности в продукции (работах, услугах), поставляемой для органов и войск ФПС России по государственному оборонному заказу, и в продукции (работах, услугах), не включенной в государственный оборонный заказ. [5]

Военная организация, получившая от довольствующего органа денежные средства, должна соблюдать финансовую дисциплину и соблюдать следующие требования: