Смекни!
smekni.com

Реализация права наций на самоопределение в первые месяцы Советской власти (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Дореволюционный период

1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий

2. Период Великой Октябрьской социалистической революции

2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение

2.2 Становление независимой Финляндской Республики

2.3 Становление независимой Украинской Республики

2.4 Становление независимой Республики Армении

2.5 Национальные отношения с другими народностями

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Несмотря на девяносто лет, прошедшие со времени Великой Октябрьской революции, тема остается не только интересной для изучения, но и довольно актуальной, поскольку в настоящее время существуют вопросы о национальном единстве, не только на территории России, но и в мире, при желании можно привести яркие примеры, подтверждающие это. Поэтому при исследовании выбранной темы возможно установить какие-либо аналогии по отношению к сегодняшнему положению вещей с учетом исторического развития и специфики государств.

Целью исследования данной работы является изучение национальной политики, проводимой большевистской партией в первые месяцы Советской власти, в особенности в сфере провозглашенного ею права народов на самоопределение, а также предшествующей ей деятельности Временного правительства и политических партий в соответствующий ему период.

Раскрывая вытекающие из цели задачи исследования следует, прежде всего, отметить необходимость в освещении такого важного вопроса, как идея разработки изучаемого здесь права для народов как в дореволюционный период, так и после революции, а также последующее за этой стадией закрепление в официальной юридической форме.

Не менее важным аспектом рассмотрения данной темы для исследования являются непосредственная реализация и результаты претворения в жизнь новых идей, принципов в области национальной политики.

Хотя данная тема носит достаточно важный характер, работ, специально посвященных праву наций на самоопределение и образованию национальной государственности у различных народов, недостаточно, при этом в литературе этот вопрос в основном рассматривается совместно с другими. Юридических же исследований еще меньше. Свой вклад в развитие темы внесли как русские, так и зарубежные исследователи. Однако объективный материал изложен не во всех трудах. Эта проблема часто встречается у иностранных авторов, некоторые из которых критикуют советскую политику и искажают различные факты, тем самым выражая в работах свое субъективное мнение, не всегда совпадающее с действительностью.


1. Дореволюционный период

1.1 Политика Временного правительства и деятельность политических партий

В первой четверти XX века в России остро стоял вопрос государственного единства. Политика притеснения различных народов, входящих в состав Российской империи, несмотря на Февральскую революцию, фактически сохранялась и в новом правительстве и была «наследием самодержавия и монархии»[1].

На все попытки народов официально скорректировать свои положения оно отвечало постоянными отказами, а на самовольные мероприятия вооруженными выступлениями. В отношении некоторых национальных окраин Временное правительство шло лишь на небольшие уступки, практически ничего не меняя.

Но нараставшее недовольство с усилением народных движений и революционный подъем вынудили власть пересмотреть старую форму территориального устройства. Специально для этой цели было создано Совещание по разработке областной реформы[2], работу, однако, так и не начавшее, и в марте 1917 года было решено оставить всю систему государственного единства без преобразований.

Таким образом, во время управления страной Временным правительством были совершены только лишь несущественные изменения, что является одной из главных особенностей политики, которая поддерживалась меньшевистско-эсеровским большинством на I Всероссийском съезде Советов. Такое положение выражалось отсутствием у них собственной программы по решению национального вопроса в отличие от большевистской партии, которая имела ее, и при этом предельно четкую[3].

Одно из основных положений программы большевиков было посвящено именно вопросам национальной государственности, в чем и заключалось важнейшее различие политической партии В. И. Ленина с остальными.

Она изначально выявляла в виде главенствующего аспекта в своей национальной политике право наций на самоопределение, которое, по ее мнению, должно было выражаться ничем не ограниченной свободой выбора в плане отношений с нацией, господствующей в данном государстве. Малая нация могла как остаться в составе единого государства, так и выйти из него путем создания своего собственного. Это последнее утверждение было характерной чертой трактовки права наций на самоопределение большевиками – самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного национального государства. В. И. Ленин определял данный вопрос даже следующим образом: «Вместо слова самоопределение, много раз подававшего повод к кривотолкам, я ставлю совершенно точное понятие: «право на свободное отделение»[4]. Он требовал это право абсолютно для всех народов, даже для самых отсталых. Хотя и понимал, что в большинстве своем народы не станут выделяться в независимые государства по причине наличия широких связей с Россией. Но большевики и не считали, что выход из ее состава будет самым лучшим решением со стороны наций, и были за «право на самоопределение для тех наций, которые по тем или иным причинам не могут остаться в рамках государственного целого» и за «свободу отделения <…> только потому, что они за свободное, добровольное сближение и слияние, а не за насильственное»[5].

Программа партии также ставила одним из условий создание «политической автономии областей, представляющих целостную хозяйственную территорию с особым бытом и национальным составом населения, с «делопроизводством» и «преподаванием» на своем языке»[6], который раскрывался в том, что не желавшие отделения нации могут создать свои национально-государственные образования, включенные в единое Российское государство.

Партии национальных окраин начинали совершать попытки преобразований в соответствии с большевистской программой, но для реального их осуществления необходима была социалистическая революция.


2. Период Великой Октябрьской социалистической революции

2.1 Разработка и закрепление права наций на самоопределение

Национальные коллизии стали одной из предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции и свержения власти Временного правительства, а также в последующие за этими событиями созыв и передачу власти в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, в котором участвовали также делегаты от Советов крестьян.

Съезд юридически закрепил создание нового Советского государства, представленного теми же территориями, что и в период Российской империи, так как, по определению, революция меняет лишь тип государства и власти, не воздействуя на пространство, на котором существует любое государственное образование.

II съезд Советов был составлен из подавляющего большинства представителей Советов Российской Республики, в том числе и делегатов от национальных районов[7], что повлияло на принятие решений на съезде с учетом их мнений.

Но, несмотря на такой многонациональный характер, никто не поставил вопрос о выходе какого-либо национального района или об изменении формы государственного единства России. Более того, данный вопрос ни разу не был затронут во время обсуждений.

Однако изначально проблема национального вопроса должна была быть представлена партией большевиков. Поэтому на заседании Центрального Комитета партии 21 октября (3 ноября) 1917 года В. И. Ленину было поручено подготовить доклады к началу съезда, в числе которых значился доклад и на тему национального вопроса[8]. Но как было сказано выше, этот вопрос не поднимался, что, очевидно, было выражено наличием других более важных проблем, требовавших скорейшего разрешения. И хотя национальный вопрос имел большую важность, острая необходимость в его решении не стояла. Гораздо сильнее в тот момент ощущалась потребность в рассмотрении вопросов о власти, о земле и о мире.

Это подтверждается тем, что ни в указаниях национальными Советами своих требований для съезда, ни в актах, принятых местными Советами, ни в письмах местных партий, направленных в Секретариат Центрального Комитета РСДРП (б), ни в документах партийных организаций национальный вопрос не значился, за редким исключением и лишь с косвенными указаниями на него. Сам В. И. Ленин неоднократно указывал на его вторичность.

Таким образом, II съезд Советов никак не изменил территориальную целостность России, но организовал юридические возможности для проведения преобразований. Несмотря на отсутствие национального вопроса на повестке съезда, по инициативе В. И. Ленина[9] было обещано введение права наций на самоопределение, предоставление его всем народам мирам, а также положено начало для создания особого органа для осуществления национальной политики Советского государства – Народного Комиссариата по делам национальностей, возглавленного И. В. Сталиным.

Первым документом, фактически установившим право наций на самоопределение, являлся Декрет о мире[10], в котором был изложен план борьбы за мир В. И. Ленина, единогласно принятый съездом Советов. По нему предлагалось заключить демократический мир всем воюющим странам, то есть без контрибуций и аннексий, под которыми Советским государством понимались не просто захват, а удержание чужих земель, захваченных во время войны или до нее, и независимо от того, «в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет».