Смекни!
smekni.com

Социальные нормы в современном правосознании (стр. 1 из 8)

Предмет Теория государства и права.

Тема Социальные нормы в современном правосознании.

План.

Глава I: Исторический процесс формирования социальных норм.

а). Формирование правосознания и его последующее развитие.

Вывод.

б).Исторический процесс возникновения социальных норм.

Вывод.

Глава II: Воздействие социальных норм на правосознание современного общества.

а). Влияние социальных норм на правосознание.

Вывод.

б). Анализ существующего положения в области

социальных норм и степень его влияния на правосознание современного общества.

Вывод.

Заключение.

Приложения.

Библиография.

Введение.

В настоящее время Россия переживает трудные времена, то политический, то экономический кризисы сотрясают страну, но именно теперь как никогда важно выстоять в этой далеко не простой ситуации, сохранив все демократические завоевания. Ведь Россия провозгласила себя правовым государством и в свете этого заявления, закрепленного в основном законе[N1] [N2] [1], призвано не последнюю роль сыграть право. Оно должно охранять и защищать общечеловеческие отношения основанные на подлинной свободе и социальной справедливости. Ведь именно в таком обществе возможно реальное и всеобщее участие людей в управлении общечеловеческими процессами в соответствии с требованиями объективных законов исторического развития. Очень хочется чтобы Россия наконец стала подлинным царством свободы и не только формально. Когда не материальное или должностное положение, социально-классовая принадлежность или партийность, а только его личные собственные качества, как свободной личности являются основой положения в обществе и государстве, поскольку только сама свободная личность должна стать высшей целью и конечным результатом исторического прогресса человеческого общества[2]. Но к сожалению, в настоящий момент это только мечта, высокая и красивая, к которой надо стремиться, порой напрягая все душевные, а порой и физические силы, поскольку наше теперешнее положение дел не всегда соответствует тому, что написано в Конституции, а что уж говорить о мечте, но тем не менее к этому все же надо стремится не смотря ни на какие трудности. Не последнее место должно принадлежать правовому сознанию современного общества. Ведь только при высоком уровне его развития в том или ином обществе возможно поступательное развитие человеческой цивилизации. Прежде всего потому, чтобы Россия не скатилась опять к тоталитаризму или еще хуже, к нашему «доморощенному» фашизму.

Надо выстоять в эти трудные времена, чтобы будущие поколения Россиян могли жить и развиваться в свободной и Великой России, иначе просто нельзя, как говорил актер П. Луспикаев устами своего героя Верещагина: «….за державу обидно».

Поскольку долгое время наше государство считалось правовым, но, по сути, им не являлось, правосознание было сильно идеологизировано и от этого произошла его деформация. Грамотные, хорошо подготовленные юристы очень необходимы при прохождении процесса построения правового, социального государства[3]. И для его успешного завершения. Как нельзя более необходимы знания, даваемые предметом Государства и права.

Я считаю выбранную мной тему, весьма актуальной, поскольку Россия провозгласила себя социальным государством[4]. Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.[5]

Термин «социальное государство» лишь в середине XX века начал входить в конституционные документы, отражая новую, возросшую ныне роль государства: забота о человеке, поддержка менее социально защищенных слоев населения. О социальном государстве сейчас говориться в конституционных документах ФРГ, Франции, Испании, Турции, ряда стран Африки и Латинской Америки. Отсутствие этого термина в Конституциях других стран не мешает многим из них включать в них положения, свидетельствующие о социальной ориентированности политики государства[6].

Основной целью моей работы будет доказать с помощью используемого в работе материала, что социальные нормы оказывают решающее значение на формирование правосознания.

Задачи, которые я ставлю пред собой можно сформулировать следующим образом:

1. Показать исторический процесс формирования социальных норм.

2. Проанализировать воздействия социальных норм на правосознание современного общества.

Для достижения основной цели моей работы необходимо уяснить суть таких понятий как правосознание и дать определение этому феномену. Кроме того, рассмотрев точки зрения ведущих правоведов на это социальное явление необходимо будет выяснить влияние социальных норм на формирование правосознания. Необходимо так же дать определение и классифицировать такое понятие как социальная норма и оценить ее значение для процесса формирования правосознания.

Глава I.

Исторический процесс формирования социальных норм.

а). Формирование правосознания и его последующее развитие.

Теория государства и права традиционно исследует такие категории, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции и соотношение правосознания с правом и его роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом. В юридической литературе даже сложилось мнение, в частности Хутыз М.А. и Сергиенко П.Н. утверждают, «... что наряду с такими четко обособленными частями науки как теория права и теория государства, относительно самостоятельное значение имеет и теория правосознания[7]».

Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть понятны из результатов деятельности его субъектов.

Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, в том числе и Р.З. Лившицем, «основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная[8]». Все другие функции практически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и др.

Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка».

Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.

В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В совей совокупности эти установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно по словам В.В. Лазарева «правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях[9].

По утверждению В.И. Каминской и ряда других авторов, регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения[10].

Правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.

Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону.

Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права.

Будучи в известном смысле непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результате правотворчества. Через правовое сознание и благодаря именно ему законодатель, как говорил Гегель, «улавливает дух своей эпохи» и отражает его в правовых актах.