Смекни!
smekni.com

Взгляд требует опоры (стр. 1 из 2)

Василий Филин

Тирания безликости порождает агрессию

Познавательное пространство человечества постоянно расширяется. Рано думать, что все на свете уже открыто. На памяти одного-двух поколений появились и получили общее признание психология, космонавтика, генетика, компьютерные технологии. Массовая урбанизация спровоцировала появление новой науки, объединившей биологию и архитектуру.

Термин «видеоэкология» впервые был озвучен в 1989 году, и вот уже пятнадцать лет основоположник новой отрасли знания доктор биологических наук Василий Филин пропагандирует науку видеоэкологию. И успешно: она обретает все больше и больше последователей. В Нижнем Новгороде создан филиал возглавляемого В. Филиным московского Центра «Видеоэкология», в Костроме работает группа энтузиастов, студенты Томского университета вплотную занялись исследованиями «в русле» видеоэкологии. С ученым беседует журналистка Лариса Белянчикова.

– Василий Антонович, какую проблематику охватывает видеоэкология?

– Влияние видимой окружающей среды на общее состояние человека можно измерить и оценить так же, как, например, концентрацию углекислого газа в атмосфере и последствия превышения нормы.

Визуальная среда человечества за последние полвека резко изменилась: большинство наших современников проживает в городах. А человек со своим комплексом физиологических потребностей остался прежним, «спроектированным» для жизни в естественной природной среде. Вот это противоречие и стало объектом изучения видеоэкологии.

Когда-то человека окружала зелень – а в городах преобладает серый цвет бетона и асфальта. В лесу, к примеру, много кривых линий, разнообразных по толщине, направлению и контрастности, а современная архитектура построена на огромных плоскостях, однородных и статичных.

Зодчество развивалось тысячелетиями в соответствии с потребностями человека, творения прошлых эпох радуют нас. Достаточно вспомнить афинский храм Парфенон, колоннада которого вторит ритму праздничного шествия – там нет симметричных расстояний между колоннами. Современная архитектура развивается в противоречии с естественными законами зрения, в итоге сформирована агрессивная для человеческого глаза среда: отсутствие кривых линий - это отсутствие информации для наших глаз, создающее предельное напряжение зрения.

– Какова биологическая основа науки видеоэкологии?

– Глаз – самый активный из органов чувств, он никогда не останавливается. В этом легко убедиться, посмотрев в глаза собеседнику. Основу такой активности составляет природа глазодвигательного аппарата. Глаз человека (как, впрочем, и других млекопитающих) меняет направление взора каждые полсекунды. Синхронные и одинаковые по амплитуде быстрые движения обоих глаз называются саккадами, они происходят и в темноте, и во время сна. Зрительное восприятие сформировалось в природе таким образом, что глаз практически постоянно «сканирует» меняющуюся окружающую среду.

А теперь вспомним, на что приходится смотреть человеку, живущему в современном городе. Нас окружает гомогенная, однообразная среда, которую в природных условиях можно встретить только в Арктике или Антарктике.

– Чем опасна однообразная видимая среда?

– При современных индустриальных методах строительства в городской среде возникает множество гомогенных зрительных объектов. Среди них – торцы зданий, ленточное остекление, при взгляде на которые глазу совершенно не за что «зацепиться». Если человек смотрит на такую стену всего три секунды, все 6 саккад приходятся на голую стену, где нет зрительных элементов для фиксации взора. При этом глаза испытывают не меньший дискомфорт, чем ноги, потерявшие опору. Когда-то такая проблема была актуальной только для шахтеров, находившихся в гомогенной среде – в шахте из черного каменного угля. Теперь каждый из нас оказался под прессингом железобетонных и стеклянных однородных поверхностей.

Кроме современных строительных технологий, визуальную среду обитания резко меняют осветительные приборы. Лампы дневного света, импульсные, лазерные источники света, рекламные табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров, а также телевидение и экраны компьютеров оказывают огромное давление на естественное состояние глаз. Существенным образом влияет на визуальную среду современный скоростной транспорт. Водители и пассажиры получают дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрят на быстро перемещающиеся объекты, «убегающий» под колеса асфальт, мелькающие деревья, столбы, сигнальные огни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Я убежден, что среди других факторов противоестественная видимая среда городов вносит свою немалую лепту в обвальный рост заболеваемости городского населения. Агрессивная архитектура провоцирует агрессивность городского жителя, отрицательно влияя на нравственные качества новых и новых поколений горожан.

– Известно, что вы поддерживаете решение правительства Москвы о сносе гостиницы «Россия», но ведь это такое же свидетельство русской истории, как и другие здания…

- Красная площадь обладает уникальной комфортной видеосредой. Агрессивный облик гостиницы «Россия» в значительной мере разрушал живую ткань архитектурного ансамбля Кремль – Храм Василия Блаженного. Видеоэкология дает возможность в точных цифрах выразить, насколько страдает человеческий глаз при взгляде на «Россию». Когда смотришь на нее с Большого Москворецкого моста, на центральную ямку глаза (место ясного видения) попадает не меньше двух совершенно одинаковых объектов – окон. Для взора туриста это дискомфорт такой же, как и лед на тротуаре для ног пешехода. Такое же удручающее впечатление производила гостиница «Интурист» с другой стороны Кремля. Так что я, как видеоэколог, могу только приветствовать решение московских властей. Главное, чтобы проект будущего здания создавался с учетом не только последних архитектурных достижений, но и требований видеоэкологии.

– Наверное, удручающий облик многих современных городов – следствие известного Постановления Совмина СССР 1955 года «Об архитектурных излишествах»…

- Я не склонен искать причину в этом: в странах Европы постановлений «об излишествах» не было, тем не менее, например, один из районов Парижа – Дефанс, сильно напоминает Новый Арбат. Дефанс, кстати, также был построен в 50-х годах прошлого века. Проблема гомогенной городской среды характерна для всех без исключения стран. Но многие уже осознали опасность на интуитивном уровне и приняли соответствующие законодательные меры. Например, больше ста лет назад законом ограничено расширение масштабов Вены. В результате население столицы Австрии до сих пор не превысило 4 миллионов человек.

При современном уровне технологического развития все равно, где архитектор, инженер или музыкант создает свои проекты: в Самаре, Тольятти или Сызрани. Можно работать хоть в Америке, а жить там, где удобно. Поэтому стремление властей к высотному строительству, по меньшей мере, выглядит странно. Понятно, когда в Японии строятся высотки, на одного японца приходится не более 0,2 га. Но в России, когда на одного человека – 14 га территории, строить высотное жилье неразумно! Мы должны жить внутри природы и не «высовываться» выше деревьев.

Пора разработать и принять закон о расселении россиян. Должны работать экономические механизмы, благодаря которым проживание в городках около 100 тысяч населения будет наиболее выгодным.

– Но ведь миграцию населения законом не остановить. Даже при жесткой политике прописки большие города продолжали расти…

– Этому есть причины, которые раскрывает видеоэкология. Вспомните гениальный фильм Эльдара Рязанова «С легким паром»! У нас все унифицировано: улицы Строителей, на которых одинаковые дома, в квартирах одинаковая мебель. Столичные проекты тиражировались на всю страну, при этом заметно терялось качество. Один из недавних социологических опросов продемонстрировал: людям нравятся исторически сложившиеся города, а Челябинск, Набережные Челны, Экибастуз, Тольятти часто вызывают негативные эмоции. Вот еще одна причина миграции – видеоэкологическая!

Застройка должна быть выразительной. Все, что создано по государственным стандартам, – это обедненная видимая среда.

Мне приходилось слышать, как с гордостью говорят: на пустом месте появился миллионный город. А как это отражается на его жителях? Что они испытывают? Насколько возросло количество нервных заболеваний? Как падает зрение у детей? Кто это учитывает?

– Словом, работы для видеоэкологов непочатый край?

– Предстоит огромная разъяснительная работа, так как новое научное направление появилось на стыке биологии, медицины, экологии и архитектуры. Необходимо обучать специалистов, отвечающих за формирование городской среды и интерьеров. Будущие архитекторы и дизайнеры, планирующие посвятить свою творческую жизнь проектированию жизненного пространства, должны изучать видеоэкологию как обязательную дисциплину.

Но кроме этого, надо пропагандировать новое направление в научной среде. Зачастую ученые, отдающие немало сил борьбе за чистый воздух и воду, совсем не заботятся об окружающей человека видимой среде. С таким подходом ведется проектирование зданий, создаются рабочие места, оформляется интерьер производственных и жилых помещений.

До сих пор не разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности – по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Проблемы жителей районов с индустриальной застройкой пока что остаются проблемой только их самих. Хорошо еще, если рядом с типовыми многоэтажками есть парк или лесной массив, тогда ежедневная прогулка вернет здоровье и глазам, и нервной системе.