Смекни!
smekni.com

Экологическое сознание жителей города Запорожья (стр. 1 из 3)

Экологическое сознание — целостный и относительно новый феномен общественного сознания, являющийся как отражением напряженности и остроты экологической ситуации, так и определенным выражением, своего рода индикатором серьезных изменений духовной и материальной культуры. Для того, чтобы выработать правильное, взвешенное сужение о состоянии экологического сознания следует описать идеальный тип такого сознания. Условно выделим характерные черты сознания, присущие экологическому типу ментальности. В описательную модель экологического сознания, прежде всего, входит приоритет экологических ценностей, отказ от строительства АЭС и постепенное выведение из эксплуатации действующих, интерес к экологической проблематике, участие в экологических движениях. В отношении активности наших горожан в экологическом движении говорят данные анализа ответов на вопросы анкеты, с помощью которой изучалось экологическое сознание жителей г. Запорожья. Исследование проведено общественной организацией «Аквавита».

Большинство горожан в экологической деятельности не участвует. Причины этого явления во многом раскрываются в данном исследовании. Экологическое сознание тесно связано с типом восприятия будущего. Исторический оптимизм или пессимизм в их крайних и четких позициях часто характерен для экологического сознания.

Экологическое сознание не терпит половинчатости, компромисса в оценке будущего. Оно экстремально по своей природе, т. к. принадлежит к той сфере сознания, которое взвешивает на весах ценности жизни-смерти. Это обостренное ощущение ответственности за жизнь, агрессивное противопоставление смерти. Но такая обостренная витальная позиция может опираться либо на необоримый оптимизм, твердую убежденность в могучую силу жизни, разума, человека. Главная позитивный импульс — это вера , надежда. Несмотря ни на что. Но такая активная защита жизни может вызвать страх, тревогу, которая исходит из восприятия хрупкости природы и человека, сомнение в бесконечные возможности разума. В этом случае источником активности является негативный импульс боязни будущего. Если еще несколько десятилетий назад пессимистический подход доминировал. То сейчас все больше говорится о необходимости позитивно решать проблему взаимодействия и природы и это под силу человеку.

По отношению к будущему имеет значение масштаб оценки. Одно дело судить о будущем страны, другое оценивать свое собственно будущее. Логически эти параметры связаны. Но реально такая связь не линейна. Будущее страны все-таки вещь отвлеченная, не конкретная. Другое дело — личная судьба. Поэтому будущее страны, как правило, оценивается хуже, чем свое собственное. Особенно это присуще молодежи. Человеку надо существовать. Он не может жить будущим, постоянно испытывая страх. Планирование свой судьбы, обращаясь к самоосуществлению, человек склонен к оптимизму, позитивно смотрит на свое личное будущее. Наперекор всему. Это дает ему силы действовать.

Традиционному экологическому сознанию характера связь с природой, земной жизнью. Новое экологическое сознание включает в объект притяжения — космос.

Связь с природой может три уровня: с близкой природой, в природой вообще, с космосом. Эти три уровня отражают уровня экологического сознания. В отношении причин кризиса существует несколько теорий. Многие из них связаны с критикой технократического мышления, техногенного отношения к природе, т. е. с превознесением техники , которой придается роль «покорителя» природы.

Другой причиной некоторые теории называют дефицит знаний о природе, информационный фактор.

Третья группа теорий видит причины кризиса в несовершенстве человеческой природы, изначальном эгоизме человека, потребительстве, безответственности, безоглядном стремлении решать личные сиюминутные проблемы в ущерб будущему, перспективному.

Некоторые видят причину экологических катастроф в неодолимой мощи природы, которую человек не в силах обуздать.

Из результатов опроса видно, что общественное мнение придет решающее значение техногенному подходу к природе как основной причине экологического кризиса. И, прежде всего тому ее варианту, который выделяет субъективный, моральный фактор, который допускает ущемление природу неумным вмешательством в нее человека. Ответственность — это нравственная категория. Осознание недостатка ответственности перед природой, перед своим будущим общественное сознание, таким образом, понимает свою собственную слабость. Это тот род слабости, который сложно преодолеть, поскольку он требует сосредоточенной мобилизации всех в едином стремлении выжить, оберегая природу. Пока для такой мобилизации нет предпосылок. Но то, что 40% опрошенных осознает безответственность людей перед природой уже залог движения к ответственности.

В адрес движений в защиту окружающей среды, экологических организаций иногда раздается критика, что де они преувеличивают, слишком экстатично, эмоционально относятся к проблеме. Что причина таких движений в психологии их участников, что чрезмерная их активность это проявления так называемого «алармизма», т. е. безосновательного выражения социальной тревоги. Деятельность экологических активистов объясняется гносеологическими причинами, т. е. особым сознанием и строением психики этих людей. Наличие экологического кризиса объявляется мифом, который создают чрезмерно эмоциональные психически неуравновешенные люди с однобокой информацией. В этом случает «экологический кризис» как бы существует в воображении, в сознании, а не в реальной жизни. На самом деле криза нет, а есть кризисное определение ситуации, как некая точка зрения не обязательно соответствующая реальному положению дел. Довольно много людей(52%) считают, что экологический кризис — это «кризис в головах людей»? Но возможно многие поняли этот вопрос не так, как понимают его авторы анкеты. Часть ответивших понимают «кризис в головах людей», как то же самое чувство безответственности, недостаток экологического сознания, а не как мифическое, ложное сознание, под которым понимают выражение «кризис в головах людей» авторы анкеты. Важным компонентом модели идеального типа экологического сознания является наличие экологических приоритетов по отношению к экономическим интересам. Согласно данному исследованию, экологический приоритет преобладает над экономическим. Это положительный факт, позитивное достижение общественного сознания. Но следует учесть, что иногда человек думает одно, говорит другое, а делает третье. Психологам хорошо известен феномен несовпадения вербальной установки, т. е. высказывания, мнения, с поведенческой установкой, т. е. с конкретным действием. Человеку легче хотеть и труднее сделать. Этот феномен во многом характерен и для данного случая. Основание для такого мнения могут служить ответы на последующие вопросы о готовности людей отказаться от части благ во имя экологических интересов.

Борьба за экологическую приоритетность по отношению с экономике — это основное поле борьбы экологических движений. Эта борьба в некоторых странах добивается определенных побед. Например, партия зеленых совместно с другой партией стоит у власти в Германии. В борьбе за экологическую приоритетность важно переубедить колеблющихся. Как видим, их довольно много — почти каждый пятый. Экологические приоритеты — это несомненно дело будущего. Пока такое могут позволить себе богатые страны. Ценность человека далеко не одинакова в разных странах и культурах. Чем богаче и культурнее страна, тем ценнее каждая отдельная личность , ценнее человек. Но эта ценность должна иметь под собой и экономическую базу. Роскошь идти на большие экономические потери во имя экологических интересов присуща богатым странам. Бедные страны могут себе позволить лишь некоторые меры подобного характера. Экономический кризис в нашей стране ограничивает возможность введения экологических приоритетов. Только очень высокая мотивация может преломить ситуацию. Только сильный мотив — спасение жизни — причем не вообще, а конкретно своей жизни и жизни своих родных, близких может быть действенным при формировании экологических приоритетов. Во многом такие решения принимаются муниципальными властями, поскольку решение принимаются людьми живущими в этой местностями. Важным признаком высокого экологического сознания является выбор экологических приоритетов по отношению к экономическим.

Далее следует остановиться на проблеме регионального сознания. Существует местный, муниципальный патриотизм, который сопровождается гордостью за тот город, местность, где человек родился и живет. Экологическая проблема Запорожья подрывает муниципальный патриотизм. Запорожцы низко оценивают экологическое состояние своего города. Большинство считают, что экологическая ситуация в городе хуже, чем в других городах(63%). Очень мало кто(3%) считает иначе. Можно говорить об ущемлении прав региона в экологической сфере. Возникает региональный комплекс экологической неполноценности, развивается ущербное сознание, отличающееся страхом или боязнью за состояние среды обитания. Это влияет в целом на престиж своего родного города. Такое мнение имеет основание, которое поддерживается средствами массовой информации и реальными признаками плохого состояния воздуха, воды и других компонентов среды. Особенно плохо о городе думают мужчины, среди них на 10% больше плохо оценивает состояние экологии в городе, чем женщины. Парадокс в том, что как раз женщины обладают более высоким экологическим сознанием. Мужчины хуже оценивают состояние среды, но одновременно меньше, чем женщины готовы защищать экологические ценности. Получается, что низкая оценка состояния среды, не мешает мужчинам отказываться от предложений ограничивать потребление ради улучшения экологии. Это напоминает психологию курильщика, который знает о вреде курения, но не прекращает курить.