Смекни!
smekni.com

Озоновая история (стр. 4 из 4)

Пока шли дипломатические переговоры, один за другим стали появляться сотни способов снижения выбросов существующих ХФУ и начался поиск альтернативных им веществ.

После запрета на производство ХФУ, принятого в 1978г. в США, производители открыли альтернативные аэрозольные распылители, большинство из которых оказалось дешевле ХФУ. По словам специалиста в области атмосферной химии М.Дж,Молина, «в 1978г., когда США запретили использование ХФУ в качестве распылителей, эксперты предупреждали, что это приведет к увеличению безработицы. Ничего подобного не произошло. В любом случае в мир не может взять на себя ответственность за выбросы ХФУ в окружающую среду».10

Хладагрегаты, содержащиеся в рефрижераторах и кондиционерах, обычно выпускаются в воздух во время ремонта этих агрегатов или по окончании срока их службы. Теперь изобретены способы рекуперации, очистки и повторного использования этих хладагентов. Некоторые хладагенты , способные заменить ХФУ, были известны давно (они применялись до того, как были синтезированы ХФУ), ведется поиск и других заменителей.

Электронные и авиакосмические компании разработали альтернативные растворители для очистки электронных плат и деталей самолетов. Они также по-новому организовали производственные процессы, что исключило многочисленные промывки и принесло значительный экономический эффект. Несколько фирм США и Японии организовали коалицию по безвозмездному распространению результатов своих исследований среди производителей электронной продукции во всем мире, тем самым помогая им отказываться от использования хлорфторуглеводородистых растворителей.11

Химические компании идут по пути синтеза гидрогенерированных ХФУ (их способность разрушать озоновый слой составляет лишь 2 —10%) и получения других, совершенно новых веществ, которые могут заменить ХФУ в специальных областях.

Используемый для изоляции пенопласт выдувается теперь другими газами; гамбургеры пакуются в бумагу или картон; потребители вернулись к керамическим кофейным чашкам вместо одноразовых пластиковых стаканчиков.

Оказалось, что мир может обойтись без ХФУ. Промышленность приспосабливается к полному отказу от этих важных химических соединений со значительно меньшими затратами и экономическими потерями, чем кто-либо предполагал, когда начались международные переговоры. Поскольку ХФУ входит в число газов, вызывающих парниковый эффект, и действуют в тысячи раз сильнее, чем диоксид углерода, отказ от них означает уменьшение не только для озонового слоя, но и возможности глобального потепления климата.

Между тем данные о состоянии стратосферы продолжают поступать. Весной 1991г. НАСА сообщил что новое измерения с помощью спутников в Северном полушарии показали: разрушение озонового слоя происходит в два раза быстрее по сравнению с расчетными значениями. В первые в 1991г. снижение уровня озона над населенными районами Северной Америки, Европы и Центральной Азии произошло летом, когда угроза радиации людям и злакам особенно велика. В течении 80-х годов содержание озона в летний период снизилось на 3% в Северном полушарии и на 5% в Южном, что в три раза опережает темпы его истощения в 70-е годы.12А осенью 1991г. озоновая дыра над южным полюсом была как никогда большой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый может извлечь много уроков из озоновой истории, в зависимости от его темперамента и политических убеждений. Вот выводы которые сделала я.

• Политики могут объединиться на международной основе, чтобы не дать человеческой деятельности выйти за приделы земли.

• Людям и государствам не обязательно становиться святыми для того, чтобы наладить эффективное международное сотрудничество по сложным проблемам. Для начала активных действий не обязательно полное знание предмета или научные доказательства.

• Для решения глобальных проблем вовсе не обязательно создавать «всемирное правительство», но необходимо глобальное научное сотрудничество, глобальная информационная система, международный форум который мог бы вырабатывать специальные соглашения.

• Ученые, технологи, политики, предприниматели и потребители в случае необходимости могут реагировать достаточно быстро, но не моментально.

• Если понимание проблемы не является полным, принятие соглашений в области охраны окружающей среды следует подходить гибко и регулярно их пересматривать. Необходим постоянный мониторинг, позволяющий получать данные о состоянии окружающей среды.

• Все главные действующие лица соглашения по озоновому слою сыграли и будут играть важную роль. Это международный посредник, подобный ЮНЕП; некоторые национальные правительства, готовы взять на себя политическое лидерство; гибкие и ответственные корпорации; ученые, которые могут и хотят взаимодействовать с политиками; оказывающие давление активисты движения в защиту окружающей среды; бдительные потребители, желающие изменить свой выбор в пользу экологически чистой продукции; изобретатели и рационализаторы способные сделать жизнь возможной, комфортабельной и приносящей пользу, пусть даже в рамках некоторых приделов.

Из прочитанной озоновой истории мы, безусловно, увидели все структурные элементы системы, вышедший за пределы и потерпевшей крах: экспоненциальный рост, подверженный разрушению экологический предел и длительное запаздывание ответственных физических и политических действий. С момента появления первых научных статей до подписания Монреальского протокола прошло 13 лет. Пройдет еще 13 лет, прежде чем монреальские решения, усиленные Лондонским соглашением, будут притворены в жизнь. И более столетия потребуется, чтобы атомы хлора исчезли из атмосферы.

Эта история о выходе за пределы, и будем надеяться, что она не станет историей о коллапсе. Это зависит от того, насколько подвержен разрушению и способен к восстановлению озоновый слой, насколько вероятно проявление в будущем неожиданных атмосферных явлений и насколько современной будет реакция человека на них.

Список литературы

1. Donella H.Meadows, Dennis L.Meadows, Jorgen Randers “Beyond the Limits”, 1995

2. Arjun Makhijani, Annie Makhijani, and Amanda Bickel, Saving Our Skins: Technical Potential and Policies for the Elimination of Ozone-Depleting Chlorine Compounds( Washington, DC: Environmental Policy Institute and the Institute for Energy and Environmental Research, September 1988), 83.

3. Robin Russell Jones, “Ozone Depletion and Cancer Risk”, The Lancet (22 August 1987),443.

4. Office of Air and Radiation, U.S. Environmental Protection Agency, Assessing the Risks of Trace Gases in the Earth’s Atmosphere, vol VIII (Washington, DC: Government Printing Office, december 1987).

5. Richard S.Stolarski and Ralph J.Cicerone, “Stratospheric Chlorine: A Possible Sink for Ozone”, Canadian Journal of Chemmistry52 (1974).

6. Mario J.Molina and F.Sherwood Rowland, “Stratospheric Sink for Chloroflumethanes: Chlorine Atomic Catalysed Destruction of Ozone”, Nature249 (1974):810.

7. J.C.Farman, B.G.Gardiner, and J.D.Shanklin, “Large Losses of Total Ozon in Antarctica Reveal Seasonal ClO/NO2 Interaction”, Nature315 (1985): 207.

8. J.G.Anderson, W.H. Brune, and M.J.Proffitt, “Ozone Destruction by Chlorine Radicals within the Antarctic Vortex: The Spatial and Temporal Evolution of ClO-O3A

9. Mario J.Molina, «The Antarctic Ozone Hole», Oceanus31 (Summer 1988).

10.Mario J.Molina, «Stratospheric Ozone: Current Concerns» (докладна: Symposium on Global Environmental Chemistry — Challenges and Initiatives, 198thNational Meeting of the American Chemical Society, September 10-15, 1989, Miami Beach, Florida).

11.The Industrial Coalition for Ozone Layer Protection , 1440 New York Avenue NW, Suite 300, Washington, DC 20005.

12.William K. Stevens, «Summertime Harm to Shield of Ozone Detected over U.S.», New York Times, 23 October 1991,1.

При написании реферата основным источником информации являлась книга № 1, сносок на эту книгу в нем нет. Весь материал без сносок построен при использовании этой книги.