Смекни!
smekni.com

Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях (стр. 16 из 40)

Кыргызстан - одна из немногих стран азиатского региона, богатая гидроэнергетическими ресурсами. Бурные горные реки с большими перепадами высот и уклонов несут в себе огромный потенциальный запас энергии, способный заставить работать турбины многочисленных ГЭС, как больших, гигантских, так и совсем малых. В составе бывшего Советского Союза Кыргызстан по запасам гидроэнергоресурсов занимал 4-е место. И именно на максимальное использование этих ресурсов делался основной упор. Были построены многочисленные малые ГЭС районного, местного значения (каскад Аламединских ГЭС, Быстровская ГЭС, Сосновская ГЭС и др.), мощные гиганты гидроэнергетики - каскад Нарынских ГЭС. Однако гидроэнергетический потенциал республики и на сегодняшний день используется лишь на 15%, что крайне недостаточно. Если учесть, что это экономически наиболее дешевый и рентабельный, возобновляемый вид энергетического сырья, экологически чистый и безотходный, то можно с уверенностью сказать, что именно за ним будущее энергетики Кыргызстана.

Различают следующие виды гидроэнергетических ресурсов: потенциальные, т.е. теоретические запасы энергии рек; технические, учитывающие все потери при их использовании (в расходах рек, в напорах и электромеханические); экономические - проектная выработка электроэнергии действующих и строящихся ГЭС, их также называют промышленным потенциалом гидроэнергетических ресурсов, оценка которых и приводится в данном разделе.

Потенциальные гидроэнергетические ресурсы речного стока.

Для расчетов энергетического потенциала были использованы характеристики стока 278 рек в зоне его формирования и 97 ирригационных каналов. Выбор рек для оценки ГЭР соответствовал требованиям инструкции по составлению Водоэнергетического кадастра в части подразделения на три категории учета ресурсов: основная река, ее притоки и малые реки. При этом использовался метод сплошного руслового или линейного подсчета ресурсов.

Для основных рек были использованы данные наблюдений по стоку за весь период наблюдений по 1998 год (т.е. ряды наблюдений порядка 50 - 70 лет). При расчетах параметров стока для неизученных водотоков (составляющие основных рек, притоки первого и второго порядка) использовались кривые зависимости М

= f(Нср.). В качестве планово-высотной картографической основы для определения гидрографических характеристик рек использовались современные уточненные топокарты масштаба 1:500 000 и более крупного, а также космические снимки и космофотопланы. Для расчетов ГРЭ 97 ирригационных каналов были использованы методика расчетов Н.С. Калачева, проектные материалы и техническая документация, гидравлические характеристики по всем элементам оросительной сети.

Расчет линейных водноэнергетических ресурсов проводился по формуле, предусматривающей наличие данных о длине водотока, уклоне и расходах воды. Определение бассейновых потенциальных водноэнергетических ресурсов, включающих ресурсы всей гидрографической сети и склонового стока, проводилось по методике, разработанной Н.А. Григоровичем.

По данным исследований и расчетов, выполненных М.Н. Большаковым и В.Г. Шпаком, величина потенциальных водноэнергетических ресурсов составила более 130 млрд. кВт. час. После переоценки энергоресурсов, выполненных в ИВП и ГЭ НАН, величина их оказалась намного выше и гидроэнергетический потенциал рек, по уточненным данным, составляет около 174 млрд. кВт. час, а мощность - 19,8 млн. кВт, а с учетом энергопотенциала ирригационных каналов и водохранилищ эти величины возрастают до 177,3 млрд. кВт. час и 20,6 млн. кВт. В целях гидроэнергетики используются и каналы, примером может служить каскад Лебединовских ГЭС, сооруженных на отводном от р. Чу канале и небольших водохранилищах, вырабатывающих более 40 тыс. кВт.

В дальнейшем для выработки электроэнергии возможно использование всех видов водохранилищ и ирригационных каналов, но наиболее перспективны в этом плане быстротоки. Общая протяженность наиболее крупных каналов (межхозяйственных и внутрихозяйственных) составляет около 32 тыс. км, использование которых для целей энергетики пока очень незначительно.

Энергетические проблемы.

Хотя существует серьёзная недостаточность энергоснабжения в стране, проблема в горно-ориентированном энергетическом секторе заключается в недоиспользовании или расточении потенциальной энергии горных ресурсов.

Одна из главных причин потерь энергии заключается в системе электроснабжения, которая не рассчитана на резкие изменения в количестве общего потребления энергии. Это ведёт к перегрузке всей энерго-распределительной системы, особенно зимой, когда спрос на электроэнергию возрастает. Потери приблизительно составляют 40% - 60%, в зависимости от расстояния между электростанцией и потребителем, а также от состояния отдельных частей сети.

Существующие мощные гидроэлектростанции нуждаются в техобслуживании и модернизации. Так как закупочные возможности населения низкие, цены по снабжению электроэнергией не отражают реальных издержек на поставки.

Потенциал децентрализованных малых энергетических станций недоиспользуется (малые гидроэнергетические, ветряные, солнечные, биогазовые и т.п.). Горы предоставляют много возможностей для альтернативных, децентрализованных энергетических станций, которые, однако, на данный момент не реализованы. Одной из причин является монополия государства над энергосетью, неумение получать приемлемую плату за энергию, хотя с экономической точки зрения, компания должна извлекать финансовые выгоды из этой энергии. Это происходит из-за централизованности производства электроэнергии, из-за больших потерь на пути к потребителю. При этих условиях любая альтернативная энергетическая станция будет невыгодной или ей придётся конкурировать с высоко субсидированными общественными станциями. Поэтому альтернативная децентрализованная энергетическая станция выгодна только в отдалённых местностях, где отсутствует связь с общественной сетью, где она может служить «запасным» вариантом из-за невозможности использовать государственную сеть энергоснабжения.

Ненадёжность обеспечения и недостаток электроэнергии, а также нехватка распределяемого по доступным ценам газа в горные районы ведёт к быстрой вырубке лесов, для заготовки дров и использованию ценного навоза в качестве топлива.

Задачи сектора.

Горное население нуждается в надёжной и доступной поставке электроэнергии. Мало надежды на то, что ископаемые энергоресурсы страны можно легко использовать. Больше надежды на межгосударственные соглашения по управлению водными ресурсами, которые должны включать в себя проблемы энергетики. Есть вероятность, что Узбекистан и Казахстан будут предоставлять газ и нефть как компенсацию за услуги в водном секторе. Это должно быть использовано не только для городских центров, но также для горной местности. Если субсидии в энергетический сектор можно будет покрывать с помощью финансовых вкладов от стран, находящихся на равнине, то это будет служить предотвращению разрушения лесных ресурсов. Предпочтительнее вообще не надеяться на субсидии, потому, что правительство Кыргызстана в ближайшем будущем не в состоянии предоставить нужные суммы за конкретные услуги, вместо субсидий.

Децентрализация подачи энергии, основанная на возобновляемых ресурсах (малые гидроэлектростанции, ветряные станции, геотермальные станции и солнечные энерго-коллекторы, биогаз), может решить проблему, даже если ископаемые ресурсы из соседних стран будут недоступны. Но для этого государство должно делать огромные усилия для предоставления правовых и административных условий. Сейчас шансы для развития альтернативного децентрализованного энергетического сектора недостаточны, хотя такие технологии альтернативной энергетики улучшаются постоянно и используются во всём мире.

Несмотря на множество проблем, в данной ситуации главной целью для энергетического сектора в горах является оптимизация использования горного энергетического потенциала, сводя минимуму его губительное влияние на окружающую среду.

Возможные действия.

Увеличение использования нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов заслуживает внимания. Это приведёт к децентрализации производства энергии, и принесёт пользу общинам горных районов. Общины горных районов должны как можно больше участвовать в разработке и осуществлении строительства энергетических станций. Местное управление энергостанциями создаёт независимость и доверие поставщиков энергии. Для этого должна быть создана правовая база и должны быть реализованы программы развития малой энергетики.

Должны быть проведены исследования возможного употребления альтернативных энергетических ресурсов. Кыргызстан ежегодно получает 4,64 миллиардов МВт. часов Солнечной радиации, или 23,4 КВт. часов на кв. км. Средняя продолжительность солнечного сияния варьирует в пределах 21000 и 29000 часов в год. Ветряные ресурсы до 100 м. над уровнем земли оцениваются в 2 млрд. МВт. часов в год, хотя и неравномерно распределены по стране.

Концепция должна быть разработана вместе с местными жителями, учитывая дешевизну энерговырабатывающих систем и незначительную стоимость их установки. Должно быть решено, какие финансовые услуги могут быть использованы. С психологической точки зрения неприемлемым является то, что местное население ничего не вкладывает в строительство станций, что не приводит к нужному отзыву заинтересованного населения к таким проектам.