Смекни!
smekni.com

Сроки в гражданском праве (стр. 5 из 18)

правопрекращающие - это сроки, влекущие прекращение правоотношения или отдельных прав и обязанностей.

В указанных случаях в результате истечения или наступления установленного срока субъективное гражданское право возникает, изменяется или прекращает свое существование. Некоторые исследователи (Е.В. Кулагина, А.В. Жгунова) допускают смешение оснований классификации, включая правоосуществительные сроки в классификацию сроков по правовым последствиям истечения вместо правоизменяющих сроков[35]. Такая структура классификации неприемлема, поскольку реализация возможностей, заложенных в гражданском праве, является не последствием наступления определенного срока, а существом развития правоотношения в период течения определенного срока[36].

Сроки могут устанавливаться законом, договором или судебным актом. Сроки, установленные законом, как правило, нельзя изменять соглашением сторон, их применение и соблюдение обязательно как для участников правоотношения, так и для суда. Договорные сроки обычно устанавливаются соглашением сторон для осуществления конкретных прав и исполнения обязанностей. С помощью договорных сроков решаются вопросы, требующие индивидуального подхода, учета особенностей правоотношений, поэтому они могут изменяться, сокращаться или удлиняться.

В качестве сроков, устанавливаемых судебными актами, понимаются сроки, назначаемые судом, арбитражем или третейским судом в связи с разрешением споров. Например: срок для устранения недостатков искового заявления. Эти сроки обязательны для спорящих сторон и не могут быть изменены по их усмотрению[37].

Хочется отметить, что, сроки в гражданском праве различаются между собой не только по характеру их определения в законе, правовом акте или в договоре, но также по тем целям, для которых они установлены, по характеру их действия и по тем правовым последствиям, которые наступают в связи с истечением того или иного срока. Разграничение сроков по этим основаниям имеет большое практическое значение, так как дает возможность определить, какой именно срок должен быть применен в том или ином случае, установить, истек этот срок или не истек и какие последствия от этого наступают для сторон.

Особенно важное значение, в связи с этим приобретает деление сроков на сроки осуществления гражданских прав и сроки защиты гражданских прав[38].

Итак, сроки различаются по их назначению, и в связи с этим определяют:

а) сроки, порождающие гражданские права;

б) сроки осуществления гражданских прав;

в) сроки исполнения обязанностей;

г) сроки защиты прав.

В первом случае возникает, например, право собственности на имущество, которым лицо добросовестно, открыто и непрерывно владеет (ст.234 Гражданского кодекса РФ).

Во втором случае управомоченное лицо может само осуществить принадлежащее ему право или потребовать от обязанного совершить определенные действия по реализации своего права.

Таким образом, срок осуществления гражданских прав - это время, в течение которого управомоченное лицо вправе (а иногда и обязано) само совершать какие-либо действия по реализации своего субъективного права либо потребовать совершения определенных действий от обязанного лица. Главное назначение этих сроков состоит в обеспечении управомоченному лицу реальной возможности использовать принадлежащее ему субъективное право для удовлетворения своих интересов.

Эти сроки, в свою очередь, делятся на сроки существования и сроки прекращения субъективного права.

Под сроками существования субъективного права понимаются сроки действия самого права во времени. Эти сроки определяют период времени, в течение которого сохраняется субъективное право и оно может быть реализовано (например, право пользования арендованным имуществом существует в пределах срока, согласованного в договоре).

К срокам осуществления гражданских прав относятся сроки существования субъективного права (право наследников на принятие открывшегося наследства), истечение которых прекращает само это право. Такие сроки в науке гражданского права называют пресекательными.

Сроки прекращения субъективного права называются пресекательными сроками. Они представляют управомоченному лицу строго определенное время для реализации субъективного права под угрозой его полного прекращения вследствие неосуществления или ненадлежащего осуществления в установленные сроки.

В отличие от сроков защиты прав пресекательные сроки распространяются на ненарушенные субъективные права, они определяют продолжительность существования этих ненарушенных прав с момента их возникновения и до истечения установленных сроков.

Пресекательные сроки обычно являются в то же время сроками существования субъективного права, с той лишь разницей, что по истечении пресекательного срока субъективное право прекращается и осуществить его невозможно (например, участник долевой собственности при продаже другим сособственником своей доли с нарушением преимущественного права покупки в соответствии с п.3 ст.250 Гражданского кодекса РФ имеет право требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя только в течение трех месяцев) [39].

Пресекательных сроков в гражданском праве значительно меньше, чем сроков существования права, и устанавливаются они только законом: срок хранения находки (п.1 ст.228 Гражданского кодекса РФ) и срок содержания безнадзорных животных (п.1 ст.231 Гражданского кодекса РФ); срок реализации сособственником права преимущественной покупки доли в праве общей долевой собственности (п.2 ст.250 Гражданского кодекса РФ); льготный срок для возврата суммы кредита в ломбард (п.5 ст.358 Гражданского кодекса РФ); срок для внесения исправлений и уточнений в заявку (ст.20 Патентного закона РФ); срок для принятия наследства (ст.1154 Гражданского кодекса РФ); сроки предъявления исков к поручителю (п.4 ст.367 Гражданского кодекса РФ) и другие[40].

Хотелось бы отметить, что существование прав и обязанностей во времени есть одно из средств юридического воздействия на поведение участников гражданских отношений. Воздействие, понимаемое в качестве ограничения активности управомоченного лица, выражается, по общему мнению, в пресекательных по своей природе сроках. Затруднение вызывает осознание правовых последствий истечения различного вида сроков в зависимости от их назначения (порождающих права, установленных для осуществления прав и исполнения обязанностей, сроков для защиты[41]). Еще более интересную систематику сроков предлагают ученые, которые выделяют два больших блока - сроки осуществления прав и сроки для исполнения обязанностей. При этом сроки осуществления, в свою очередь, подразделяются на время существования права, преклюзивные (пресекательные), претензионные, гарантийные и т.д. [42]

Виды сроков и их значение - один из самых дискуссионных вопросов правоведения. Для целей настоящего исследования мы затронем один из аспектов учения о сроках, с тем, чтобы понять, насколько они способны влиять на использование правовых возможностей и вправе ли мы расценивать сроки как пределы осуществления прав в контексте ст.10 Гражданского кодекса РФ.

Долгое время сроки существования прав и пресекательные сроки не вполне обоснованно отождествлялись. Этого мнения придерживались Гуревич М.А. [43], Кириллова М.Я. [44], Нихматулаев М. [45], Красавчиков О.А. [46] и другие[47]. Однако было и другое мнение (Грибанова В.П. [48], Жгуновой А.В. [49] и др.), основанное на понимании принципиальных различий материально-правовой природы сроков существования права и пресекательных сроков[50].

Таким образом, в современной отечественной цивилистике существуют две оппозиционные доктрины понимания сроков. Первая настаивает на несовпадении сроков существования права и пресекательных сроков, считая их самостоятельными разновидностями сроков осуществления прав. Сторонники второй концепции не соглашаются с подобным подходом, рассматривая пресекательные сроки и сроки существования права как одно и то же.

Аргументом за разграничение этих видов сроков служит то обстоятельство, что пресекательные сроки затрагивают такие субъективные права, которые могли бы существовать и далее при условии их надлежащего осуществления управомоченным лицом. Думается, этот смысловой нюанс не имеет какого-либо теоретического или практического значения. Срок, который погашает право, будь то общий срок действия или срок, прекращающий договор (например, наем жилого помещения прекращается в силу длительного отсутствия нанимателя, если это оговорено сторонами), в любом случае определяет время существования конкретного субъективного права.

Выделение пресекательных сроков в особый вид имело бы значение, если бы они могли рассматриваться в качестве своеобразной санкции за ненадлежащее осуществление прав, но это не так. То, что поручительство, к примеру, прекращается, если кредитор в течение одного года со дня наступления срока обязательства не предъявляет иск к поручителю (ст.367 Гражданского кодекса РФ), не означает, что в отношении кредитора устанавливается наказание в виде прекращения права. Речь идет о заранее известном разумном сроке существования указанной правовой возможности. В этом смысле пресекательный характер, выраженный в предыдущем примере, в действительности не устанавливает каких-либо особенностей. Срок существования указанного права кредитора равнозначен сроку действия доверенности и т.п. Иначе пришлось бы признать, что неосуществление кредитором права на иск наказуемо, в противоречие с нормой ст.9 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, сроки существования и пресечения действия прав стоит объединить в одно понятие, условно называемое сроками погашения действия права[51].